Вход / Регистрация
22.11.2024, 00:58
Существуют ли кровавые дикари Амазонки?
Антропологи перессорились из-за откровенных мемуаров американского учёного Наполеона Шаньона. Журналисты, борцы за права человека и даже чиновники не остались в стороне.
Один из яномамо
Исследователь несколько лет прожил с индейцами яномамо из долины Амазонки, результатом чего стала книга «Яномамо: Жестокое племя» (Yanomamö: The Fierce People), увидевшая свет в 1968 году. В ней рассказывалось о 20-тысячном народе, живущем изолированно от внешнего мира в джунглях на границе Венесуэлы и Бразилии. Любимое занятие яномамо — война не на живот, а на смерть, ведь победитель, убивший конкурента, получает возможность забрать себе его женщину и зачать с ней ребёнка.
Эта работа стала бомбой, ведь она показала, что человек, словно животное, руководим простейшим желанием размножаться и устранять конкурентов. Но со времён Руссо антропологи считают, что первобытные люди мирно сосуществовали в небольших сообществах, будучи избавлены от современных источников стресса и находясь в гармонии с окружающей средой. Предполагалось, что племена вроде яномамо сохранили память о той счастливой поре.
Очередная книга г-на Шаньона «Благородные дикари» (Noble Savages) с новой силой разожгла давний спор. Учёный с прежней страстью набрасывается на оппонентов. Подзаголовок красноречив: «Моя жизнь среди двух опасных племён: яномамо и антропологами».
Г-н Шаньон рассказывает о том, как он строил деревни в тропических лесах, промышлял охотой и наблюдал за кровавыми набегами на соседние поселения. «Наименее понятным мне казалось то, что они сражались за женщин, — пишет исследователь. — И я ждал скептического приёма, возвратившись в университет». Он не ошибся. Его обвинили в том, что он намеренно изобразил амазонских индейцев кровавыми дикарями, чтобы чиновники и дельцы получили моральное право на захват их территорий.
Основная часть новой книги посвящена опровержению этих нападок. Г-н Шаньон замечает, что антропологи слишком часто игнорируют данные наблюдений в угоду политкорректности. «За два последних десятилетия культурная антропология в США практически перестала быть наукой», — чеканит учёный.
Группа антропологов, которая тоже работала с яномамо, выступила с совместным заявлением: «Мы абсолютно не согласны с характеристикой, данной Наполеоном Шаньоном обществу яномамо, который считает их жестокими и архаичными людьми. Мы сожалеем, что работа Шаньона на протяжении многих лет использовалась — и может использоваться до сих пор — для поражения янамомо в праве владения землёй и в культурных правах».
Одна из подписавшихся, Гейл Гудвин Гомес из Колледжа Род-Айленда (США), отметила, что прожила с янамомо несколько десятилетий и ни разу не взялась за оружие.
Своё слово сказала и организация Survival International: «Работа Шаньона часто используется писателями, которые хотят изобразить туземцев в качестве жестоких, звероподобных дикарей».
Дави Копенава, представитель бразильских яномамо, заявил: «Нам, яномамо, которые живут в лесу, антрополог Наполеон Шаньон не друг. Он не говорит хорошие вещи, он не передаёт хорошие слова. Он говорит о яномамо, но его слова враждебны».
В ответ на это г-н Шаньон в письме сайту Inside Higher Ed лишь выразил надежду, что рано или поздно научный подход в изучении Homo sapiens снова возобладает, а те отделы антропологии, которые сейчас на первом месте, но в действительности антропологическими не являются, растворятся в дисциплинах вроде сравнительного литературоведения, гендерных исследований, философии и проч.
Подготовлено по материалам The Guardian.
Один из яномамо
Исследователь несколько лет прожил с индейцами яномамо из долины Амазонки, результатом чего стала книга «Яномамо: Жестокое племя» (Yanomamö: The Fierce People), увидевшая свет в 1968 году. В ней рассказывалось о 20-тысячном народе, живущем изолированно от внешнего мира в джунглях на границе Венесуэлы и Бразилии. Любимое занятие яномамо — война не на живот, а на смерть, ведь победитель, убивший конкурента, получает возможность забрать себе его женщину и зачать с ней ребёнка.
Эта работа стала бомбой, ведь она показала, что человек, словно животное, руководим простейшим желанием размножаться и устранять конкурентов. Но со времён Руссо антропологи считают, что первобытные люди мирно сосуществовали в небольших сообществах, будучи избавлены от современных источников стресса и находясь в гармонии с окружающей средой. Предполагалось, что племена вроде яномамо сохранили память о той счастливой поре.
Очередная книга г-на Шаньона «Благородные дикари» (Noble Savages) с новой силой разожгла давний спор. Учёный с прежней страстью набрасывается на оппонентов. Подзаголовок красноречив: «Моя жизнь среди двух опасных племён: яномамо и антропологами».
Г-н Шаньон рассказывает о том, как он строил деревни в тропических лесах, промышлял охотой и наблюдал за кровавыми набегами на соседние поселения. «Наименее понятным мне казалось то, что они сражались за женщин, — пишет исследователь. — И я ждал скептического приёма, возвратившись в университет». Он не ошибся. Его обвинили в том, что он намеренно изобразил амазонских индейцев кровавыми дикарями, чтобы чиновники и дельцы получили моральное право на захват их территорий.
Основная часть новой книги посвящена опровержению этих нападок. Г-н Шаньон замечает, что антропологи слишком часто игнорируют данные наблюдений в угоду политкорректности. «За два последних десятилетия культурная антропология в США практически перестала быть наукой», — чеканит учёный.
Группа антропологов, которая тоже работала с яномамо, выступила с совместным заявлением: «Мы абсолютно не согласны с характеристикой, данной Наполеоном Шаньоном обществу яномамо, который считает их жестокими и архаичными людьми. Мы сожалеем, что работа Шаньона на протяжении многих лет использовалась — и может использоваться до сих пор — для поражения янамомо в праве владения землёй и в культурных правах».
Одна из подписавшихся, Гейл Гудвин Гомес из Колледжа Род-Айленда (США), отметила, что прожила с янамомо несколько десятилетий и ни разу не взялась за оружие.
Своё слово сказала и организация Survival International: «Работа Шаньона часто используется писателями, которые хотят изобразить туземцев в качестве жестоких, звероподобных дикарей».
Дави Копенава, представитель бразильских яномамо, заявил: «Нам, яномамо, которые живут в лесу, антрополог Наполеон Шаньон не друг. Он не говорит хорошие вещи, он не передаёт хорошие слова. Он говорит о яномамо, но его слова враждебны».
В ответ на это г-н Шаньон в письме сайту Inside Higher Ed лишь выразил надежду, что рано или поздно научный подход в изучении Homo sapiens снова возобладает, а те отделы антропологии, которые сейчас на первом месте, но в действительности антропологическими не являются, растворятся в дисциплинах вроде сравнительного литературоведения, гендерных исследований, философии и проч.
Подготовлено по материалам The Guardian.
 
Источник: http://science.compulenta.ru/
Комментарии 4
0
Wanderer
05.03.2013 01:43
[Материал]
Современное общество видит понятие о культуре человечества с, действительно, политкорректной точки зрения, что порою искажает даже устоявшиеся веками культурные ценности народов, которые "положить" хотели на мнение этого самого общества, так как они самодостаточны. Но "домохозяйки" читающие "Вокруг света" или "National Geographic" !нивкоем! случае не должны видеть "жестокости" в "ути-пусях" дикарях. Прискорбно.
|