Вход / Регистрация
24.11.2024, 03:40
В поисках смысла древнейшей обнажённой натуры
Доисторические женские фигурки сначала выглядели весьма натурально и
сладострастно, а затем стали очень условными. Связана ли эта перемена с
изменением смысла древнего искусства?
Доклад стал результатом анализа более чем 20 тыс. лет истории женских фигурок, найденных на десятках археологических объектах, от России до Франции. Самые ранние из них — знаменитая Венера Виллендорфская из Австрии и недавно обнаруженная статуэтка из Германии. Им примерно по 35 тыс. лет.
Виллендорфский стиль носит откровенно сексуальный, приземлённый характер: крупные обвисшие груди, огромные ягодицы, пухлые бёдра, ноги лишены ступней. «Женская нагота во всём её великолепии», — отмечают Сабина Гаудзински-Виндхойзер и Олаф Йорис, оба — из Центра археологических исследований MONREPOS (ФРГ). Тем не менее фигурки отличаются друг от друга во многих аспектах. Во-первых, конечно, размерами. Далее: одни стройны, другие обложены жировыми массами. Одни безволосы, другие имеют сложные причёски.
Часто забывают, что виллендорфскому периоду соответствуют также мужские фигурки — анатомически правильные, с пенисами и тщательно прорисованными чертами лица. Иногда встречаются скульптурные композиции, когда мужчина и женщина стоят рядом.
Примерно 16 тыс. лет назад виллендорфский стиль уступил место другому способу изображения — гённерсдорфскому, по названию германской стоянки, где были найдены фигурки и гравюры с более схематичными, стилизованными женскими формами. У гённерсдорфских женщин, встречающихся по всей Центральной и Западной Европе, нет головы, сравнительно маленькая грудь, но, как правило, крупные, выпуклые ягодицы. Очевидно, они предназначались для того, чтобы на них смотрели в профиль. Изображения, вырезанные на стенах пещер, живописуют групповые сцены: возможно, имеется в виду женский танец. Мужчины редки.
Авторы доклада предположили, что с помощью двух разных стилей древние люди пытались выразить разные вещи. Виллендорфские фигурки, считают они, не только дают общее представление о женственности, но и изображают конкретных особ (вспомним о многочисленных различиях между скульптурами). Г-жа Гаудзински-Виндхойзер предлагает обратиться к... телепузикам: все вместе Тинки-Винки, По, Ла-Ла и Дипси символизируют идеальный для младенца мир, но каждый из них при этом индивидуален: они разного цвета и несут на головах отличительные знаки. Возможно, сочетание индивидуальной и групповой конгруэнтности играло важную роль для первобытного человека, заселившего Европу около 40 тыс. лет назад и жившего, вероятно, небольшими сплочёнными группами — особенно в ледниковый период, когда приходилось спасаться в относительно тёплых рефугиумах.
Когда ледники отступили, а население стало расти и группы — расселяться, в том числе в Северной Европе, возник гённерсдорфский стиль. Искусство стандартизировалось, уже не требовалось столь высокого мастерства, как в предыдущий период. Едва ли скульпторы и художники новой эпохи имели в виду конкретных женщин: достаточно было выразить идею женственности, чтобы поддержать связь с другими группами, распространившимися по всей Европе. Иными словами, гённерсдорфские изображения способствовали сохранению чувства общности среди сильно рассредоточенного населения.
Все понимают, что любая подобная гипотеза будет носит спекулятивный характер. Но в данном случае коллеги авторов считают, что это интересные размышления. «Я оцениваю данный тезис очень высоко, — говорит Клайв Гембл из Саутгемптонского университета (Великобритания). — Фигурки помогали скрепить социальные сети в условиях увеличения численности населения, страховым полисом которого были друзья и отношения на как можно большей территории».
С другой стороны, Рэндалл Уайт из Нью-Йоркского университета (США) не считает себя поклонником гипотезы, ибо видит в ней упрощение дихотомии между двумя стилями. По его мнению, различия не столь сильно выражены, как кажется авторам доклада.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.
Около 35 тыс. лет назад доисторические художники по всей Европе
открыли для себя женские формы, и после этого мир искусства уже перестал
быть прежним. Сладострастные фигурки, выполненные в известняке,
слоновой кости и глине, вдохновляли Пикассо и Матисса. Но что в
действительности имели в виду наши предки, гиперболизируя вторичные
половые признаки?
На Европейской палеолитической конференции, прошедшей во время лондонской выставки Ice Age Art,
исследовательский дуэт представил оригинальную концепцию на этот счёт:
то, что начиналось как преклонение перед красотой и плодовитостью
женщины, впоследствии стало символом, объединившим растущее
человечество.
Венера Виллендорфская (слева) и типичные для гённерсдорфского стиля статуэтки (справа). |
Доклад стал результатом анализа более чем 20 тыс. лет истории женских фигурок, найденных на десятках археологических объектах, от России до Франции. Самые ранние из них — знаменитая Венера Виллендорфская из Австрии и недавно обнаруженная статуэтка из Германии. Им примерно по 35 тыс. лет.
Виллендорфский стиль носит откровенно сексуальный, приземлённый характер: крупные обвисшие груди, огромные ягодицы, пухлые бёдра, ноги лишены ступней. «Женская нагота во всём её великолепии», — отмечают Сабина Гаудзински-Виндхойзер и Олаф Йорис, оба — из Центра археологических исследований MONREPOS (ФРГ). Тем не менее фигурки отличаются друг от друга во многих аспектах. Во-первых, конечно, размерами. Далее: одни стройны, другие обложены жировыми массами. Одни безволосы, другие имеют сложные причёски.
Часто забывают, что виллендорфскому периоду соответствуют также мужские фигурки — анатомически правильные, с пенисами и тщательно прорисованными чертами лица. Иногда встречаются скульптурные композиции, когда мужчина и женщина стоят рядом.
Примерно 16 тыс. лет назад виллендорфский стиль уступил место другому способу изображения — гённерсдорфскому, по названию германской стоянки, где были найдены фигурки и гравюры с более схематичными, стилизованными женскими формами. У гённерсдорфских женщин, встречающихся по всей Центральной и Западной Европе, нет головы, сравнительно маленькая грудь, но, как правило, крупные, выпуклые ягодицы. Очевидно, они предназначались для того, чтобы на них смотрели в профиль. Изображения, вырезанные на стенах пещер, живописуют групповые сцены: возможно, имеется в виду женский танец. Мужчины редки.
Авторы доклада предположили, что с помощью двух разных стилей древние люди пытались выразить разные вещи. Виллендорфские фигурки, считают они, не только дают общее представление о женственности, но и изображают конкретных особ (вспомним о многочисленных различиях между скульптурами). Г-жа Гаудзински-Виндхойзер предлагает обратиться к... телепузикам: все вместе Тинки-Винки, По, Ла-Ла и Дипси символизируют идеальный для младенца мир, но каждый из них при этом индивидуален: они разного цвета и несут на головах отличительные знаки. Возможно, сочетание индивидуальной и групповой конгруэнтности играло важную роль для первобытного человека, заселившего Европу около 40 тыс. лет назад и жившего, вероятно, небольшими сплочёнными группами — особенно в ледниковый период, когда приходилось спасаться в относительно тёплых рефугиумах.
Когда ледники отступили, а население стало расти и группы — расселяться, в том числе в Северной Европе, возник гённерсдорфский стиль. Искусство стандартизировалось, уже не требовалось столь высокого мастерства, как в предыдущий период. Едва ли скульпторы и художники новой эпохи имели в виду конкретных женщин: достаточно было выразить идею женственности, чтобы поддержать связь с другими группами, распространившимися по всей Европе. Иными словами, гённерсдорфские изображения способствовали сохранению чувства общности среди сильно рассредоточенного населения.
Все понимают, что любая подобная гипотеза будет носит спекулятивный характер. Но в данном случае коллеги авторов считают, что это интересные размышления. «Я оцениваю данный тезис очень высоко, — говорит Клайв Гембл из Саутгемптонского университета (Великобритания). — Фигурки помогали скрепить социальные сети в условиях увеличения численности населения, страховым полисом которого были друзья и отношения на как можно большей территории».
С другой стороны, Рэндалл Уайт из Нью-Йоркского университета (США) не считает себя поклонником гипотезы, ибо видит в ней упрощение дихотомии между двумя стилями. По его мнению, различия не столь сильно выражены, как кажется авторам доклада.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.
 
Источник: http://culture.compulenta.ru/