Миф о Минотавре и лабиринт в Кноссе
Древний город Кносс, на месте которого ведутся археологические раскопки, расположен на холме в 3,1мили юго-восточнее Гераклиона - центрального города острова Крит в Эгейском море. Он был построен в период бронзового века мастерами минойской цивилизации, названной так в честь легендарного царя Крита - Миноса. Минойская культура существовала на острове около 1500г. до н. э. Ее расцвет пришелся на 18 - 16вв. до н. э. Главной достопримечательностью Кносса является Великий дворец - огромный комплекс, состоящий из комнат, залов и внутренних двориков общей площадью 205278 квадратных футов. Кносский дворец тесно связан с греческим мифом о Тесее, Ариадне и чудовище Минотавре. Легенду о Кносском лабиринте, который построил Дедел, чтобы скрыть ужасное полуживотное - получеловека, некоторые исследователи связывают с планировкой дворцового комплекса. Отдельные археологические находки, сделанные в Кноссе и других древних городах острова Крит, отдаленно подтверждают практику принесения человеческих жертв. Они отвечают содержанию легенды о Минотавре, в которой говорится, что каждый год чудовище из Афин привозились 14девушек и юношей.
Месторасположение Кносса было обнаружено в 1878г.
критским торговцем и антикваром Миносом Калокэриносом, который раскопал
несколько секций западного крыла дворца. Однако систематические
раскопки здесь не проводились вплоть до 1900г., когда эти земли
приобрел директор оксфордского музея Ашмола сэр Артур Эванс и его
команда среди прочего обнаружили главный дворец, большой минойский город и
несколько некрополей. Эванс провел немало реставрационных работ во
дворце Миноса (впрчем, с названием, данным ему исследователем, можно не
согласиться). Некоторые археологи даже считают, что сегодняшний вид
дворца в большей степени результат бурного воображения Эванса, а не
памятник древней минойской культуры. После Эванса расходы по проведению
раскопок в Кноссе взяла на себя Британская школа археологии а Афинах и
Совет по археологии министерства культуры Греции.
На вершине холма, где был расположен Кносс, люди жили
давно: с эпохи неолита (7000-3000гг. до н. э.) до римского периода.
Название города Кносс происходит от слова «ko-noco", написанного
линейным письмом В - самым древним из сохранившихся видов греческого
письма, которым пользовались на Крите и в материковой Греции в 14 -
13вв. до н. э. Образцы линейного письма В были найдены в Кноссе на
глиняных табличках, где придворные писцы записывали порядок проведения
работ и принятия административных решений, в частности, в производстве
парфюмерных масел, золотых и бронзовых сосудов, колесниц и текстильных
изделий, а также в сфере распределения товаров: шерсти, овец и зерна.
Кроме того, Эванс нашел в Кноссе глиняные таблички, написанные более
ранним и до сих пор не расшифрованным критским линейным письмом А.
Первый минойский дворец в Кноссе, построенный около
2000г. до н. э., просуществовал до 1700г. до н. э. и был разрушен в
результате чудовищного землетрясения. Это событие завершает этап,
который в археологии принято называть периодом Поздних дворцов. Новый
дворец (вернее, дворцовый комплекс) был воздвигнут на руинах старого.
Строительство стало предвестником золотого века минойской культуры и
центром самого могущественного города Крита. Величественный комплекс из
дерева и камня, насчитавший, по-видимому, не менее 1400комнат, выполнял
функции административного и религиозного центра. Планировка Кносского
дворца повторяет другие постройки такого типа, в те времена
существовавшие на Крите, в частности в Фесте - городе, расположенном к
югу от центральной части острова. Однако кнойсский комплекс несомненно
был главным. Минойские дворцы традиционно представляли собой четыре
крыла вокруг центральной прямоугольной площадки - сердца комплекса.
Каждая секция Кносского дворца выполняла особые функции. В западной
части находились некрополи, ряд церемониальных комнат и узкие кладовые,
заставленные пифосами - кувшинами большой емкости. Искусно
декорированный тронный зал также распологался в этой части комплекса.
Здесь перед рядом скамеек находилась каменное сиденье, встроенное в
стену, которое Артур Эванс назвал царским троном. Так возникло название
помещения, которое быстро прижилось. На задворках западного крыла
комплекса располагался Западный двор. Он представлял собой искусно
вымощенный внешний вход во дворец. Некогда строение здесь были
четырехэтажными, но до сегодняшнего дня сохранились лишь три этажа.
Именно в этой части комплекса находился квартал, в котором, по-видимому, жила
минойская элита, находились мастерские, некрополи и одно из наиболее
впечатляющих достижений минойской архитектуры - монументальная
лестница. В других частях дворца - огромные апартаменты с водой,
текущей по терракотовым трубам, и, возможно, первыми образцами туалетов
со сливом.
Самым неожиданными находками в Кноссе стали фрески -
роскошная живопись по штукатурке на стенах, а иногда даже на полах и
потолках зданий. На фресках изображались принцы, прекрасные девушки,
рыба, цветы и странные игры, в которых молодые люди прыгали через
огромных быков. Поначалу настенная живопись была представлена
фрагментарно, зачастую без значительной части элементов, но позднее
Эвансу и художнику Питу де Йонгу удалось восстановить фрески и собрать
фрагменты в единое целое. Впоследствии о тщательности проведения
реконструкционных работ велось немало споров, но сегодня нет сомнений в
том, что многие фрески имеют религиозные и ритуальное назначение.
В период расцвета минойской цивилизации - в 1700 -
1450гг. до н.э. в Кноссе и прилегающих поселениях, по мнению
исследователей, проживало не менее 100000человек. За это время центры
минойской цивилизации пережили два больших землетрясения, самое
разрушительное из которых произошло, вероятно, в середине 18в. до н.э.
(хотя некоторые исследователи называют даты не позднее 1450г. до н.
э.). Мощнейшее извержение вулкана на острове Тира (современный
Санторин) архипелага Киклады в 62милях от Крита, по силе превышающее атомный взрыв в
Хиросиме, раскололо остров Тиру на три части. В середине 15в. до н. э.
из-за ослабления сети торговых путей и разрушений, которые несли за
собой частые землетрясения в материковой Греции, минойская цивилизация
начала приходить в упадок.
Вероятно, планировка дворца Миноса с множеством комнат и
напоминала лабиринт, поэтому некоторые исследователи считают, что
именно это дало толчок для создания легенды о Минотавре и Тесе. Суть
мифа состоит в том, что в , Афинах Тесей услышал о кровавой дани,
которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его сына.
Она заключалась в том, чтобы из Афин на Крит каждый год достовлялось
семь юношей и семь невинных девушек на съеденье Минотавру - ужасному
полубыку - получеловеку, чудовищу, запертому в спроектированном великим
архитектором Дедалом лабиринте. Потрясенный, Тесей добровольно
становится «частью" ежегодного пожертвования и убивает Минотавра. Но
перед тем как вместе с остальными жертвами отправится на Крит на
корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если
ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса
на белые - это будет означать, что Тесей остался цел и невредим. Дочь
царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и
согласился помочь ему убить Минотавра.
Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого герою смог
найти дорогу из лабиринта после того, как убил чудовище. Вдвоем они отправились обратно в Афины, но, сделав
остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там
Ариадну. Убитый горем, он забыл об обещании, данном отцу, и не заменил
черные паруса. Царь Эгей, думая, что сын погиб, бросился со скалы в
море.
Кносс связывали с Тесеем и Минотавром и значительно
позже, когда минойская культура прекратил существование. Подтверждают
эту версию деньги, в частности серебряная монета из Кносса, датируемая
500-413гг. до н. э. На ней с одной стороны изображен бегущий Минотавр,
а с обратной - лабиринт. На другой монете встречаем голову Ариадны на
фоне лабиринта были в римский период. Кносский лабиринт запечатлен на
многих мозаичных рисунках того времени. Несомненно, наиболее
впечатляющим из них является рисунок 5в., найденный на римской вилле
недалеко от современного Зальцбурга(на западе Австрии). Впрочем,
некоторые исследователи считают, что легенда о Минотавре не имеет
отношения к архитектуре Кносского дворца. Они обращают внимание на
различия лабиринта, состоящего из одного прохода от центра, и
лабиринта, состоящего из одного похода от центра, и лабиринта со
множеством ходов. Вероятно, речь идет о лабиринте с одним проходом,
который является символом таинств жизни и смерти. Эта версия связана с
религиозным ритуалом, в котором Минотавр, ожидающий в центре лабиринта,
олицетворяет собой некую тайну, хранящуюся в сердце каждого из нас.
История об афинских юношах и девушках, которых отправляли в Кносс, чтобы принести в жертву Минотавру, всегда считалась просто
мифом. Однако археологические находки отчасти подтверждают эту жуткую
легенду. В 1979г. в фундаменте северного крыла Кносского дворцового
комплекса были обнаружены 337человеческих костей. Установлено, что это
кости по крайней мере четырех человек, причем детей. При дальнейшем
изучении были выявлены ужасающие подробности: на 79 из них остались
отметины, сделанные острым клинком. Специалист по костям Льюис Бинфорд
утверждает, что следы оставлены при отделении плоти. Руководствуясь
предположением, согласно которому снятие мяса с костей было частью
похоронной церемонии(отделялась не вся плоть, а только крупные куски),
профессор классической археологии бристольского университета Питер
Уоррен, который участвовал в раскопках, пришел к заключению, что дети,
по-видимому, были принесены в жертву и даже съедены.
Всего в 4,3мили к югу от Кносса в состоящем из четырех
залов святилище Анемоспилия (первые раскопки здесь были проведены Дж.
Сакелларикасом в 1979г.) была обнаружена еще одна находка,
свидетельствующая о принесении человеческих жертв. При осмотре
западного зала дворца археологи нашли три скелета. Первый принадлежал
18-летнему юноше, лежащему на правом боку на алтаре в центре комнаты со
связанными ногами и бронзовым кинжалом в груди. Возле алтаря когда-то
находилась колонна, вокруг основания которой располагался сток,
по-видимому, предназначенный для того, чтобы в него стекла кровь
жертвы. Исследование костей погибшего молодого человека показало, что он умер от
потери крови. В юго-западном углу комнаты были были найдены останки
28-летней женщины, распластавшейся на полу, а возле алтаря - скелет
длиной 5футов 9дюймов, принадлежащий мужчине в возрасте до 40лет. Руки
этого человека были подняты так, словно он пытался защититься, а ноги
сломаны упавшей каменной кладкой. В здании был найден еще один скелет,
поврежденный настолько, что идентифицировать его не представляется
возможным. Храм был уничтожен огнем около 1600г. до н. э., возникшим,
вероятно, в результате землетрясения. Очевидно, эти трое человек
погибли под обломками крыши и каменной кладки наружных стен, а юноша к
тому моменту скорее всего был мертв.
Археологические данные подтверждают, что человеческие
жертвы не были широко распространенным явлением на территории минойской
Крита. Приведенные примеры были скорее исключениями и объяснялись
отчаянными попытками ублажить богов в тяжелые времена, вероятно во
время сейсмической активности. А тот факт, что и в северном крыле в
Кноссе, и в храме Анемоспилия в жертву приносились дети, юноши и
девушки, вновь напоминает о семерых парнях и семи девушках, которых из
Афин якобы везли в жертву Минотавру. Возможно, легенда о Кносском
лабиринте возникла в связи с тем, что пришлось прибегнуть к практике
человеческих жертвоприношений в периоды нестабильности, когда под
угрозой оказывалась безопасность целой общины.
Комментарии 9
0
ZHVV
27.03.2013 19:06
[Материал]
Кносский дворец - гигантский 5-ти этажный дворец - лабиринт с огромным количеством помещений и переходов, и есть Лабиринт Минотавра.
О древних мистериях в Лабиринте свидетельствует сохранившаяся в Кносском дворце фреска, изображающая упомянутое Плутархом состязание, а также традиционное графическое представление Лабиринта в виде спиральной площадки для танцев. Посвящение начиналось в день Афродиты (24 апреля). Тесей был предводителем четырнадцати аттических «жертв» Минотавру. Мистерии в Лабиринте начинались вечером игрой с быком во дворе Кносского дворца. Игра с быком требовала мастерства, решимости и ловкости. Все оккультное происходило ночью в Лабиринте, на окруженной высокой стеной круглой площадке. По преданиям, Лабиринт состоял из двух спиральных витков и круглой, открытой сверху центральной площадки. Участники мистерий входили в Лабиринт через узкую низкую дверцу, с опущенной головой, в согнутом положении, двигаясь в танце задом наперед и держась за вымазанный кровью канат, который с силой тянул впереди идущий мистагог (жрец, посвящавший в таинства во время мистерии). Этот канат был «красной нитью» Ариадны. В наружном витке мистов (посвящаемых) ожидали подручные в звериных масках, главным образом «волки», и отнимали у них еду и одежду. Танец - прыжки с высоко вскинутыми коленями, продолжался под звериный рев и волчий вой. Так проходила подготовка к метаморфозам. Затем жрица Кносса в подземном святилище принимала каждого миста отдельно, окуривая его благовониями. Посвященные проходили через различные состояния сознания. Каждый рассказывал, что видел, слышал и пережил в Лабиринте. На память или в знак участия жрица одаривала каждого посвященного кносскими бычьими рогами или изображением Минотавра. Тесей получил статуэтку Афродиты. Этим и завершались мистерии Кносского Лабиринта. http://zhitanska.com/content/knosskij-dvorets-labirint-minotavra |
0
PETR12
27.03.2013 14:45
[Материал]
Религия. Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения. Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu (произносится "йа-ша-ша-ла-муу"), имя которого означает "Тот, Кто Дает Благополучие". Ему посвящены по крайней мере шесть минойских культовых объектов - каменных столов для возлияния и т.п. Наиболее широко известное минойское божество - это богиня, обыкновенно изображаемая в юбке с оборками, с поднятыми разведенными в стороны руками, причем тело ее и руки нередко обвивают змеи. Ее статуэтки сделались символом минойской цивилизации. Эта богиня, как и Йашашалам, возможно, также имеет семитское происхождение, поскольку она появляется на цилиндрических печатях из Месопотамии, более ранних, чем изображения с Крита. Иногда минойские художники изображали ее стоящей на горе в окружении животных.
|
0
PETR12
27.03.2013 14:18
[Материал]
Моро в какой-то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по-новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса "Минотавр". Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.
|
0
PETR12
27.03.2013 14:16
[Материал]
В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к "Аду" Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor - "ошибка" и intus - "внутри"). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.
Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В "Генеалогии богов" он утверждает, что из союза души (Пасифая - дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра - с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей "Этимологии". В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к "Аду" Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр - получеловек-полулев. В "Легенде о доброй женщине" Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны. В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях "Метаморфоз" и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт - это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна - искреннюю любовь. |