«Вечно живые» трупы индонезийского племени Торайя
Каждый август в индонезийском племени Торайя проходит странный ритуал: туземцы вынимают своих предков из гробов, в которых те пролежали 3 года. Трупы моют, наряжают в новые одежды и с песнями и плясками носят по деревне.
Племя Торайя, живущее на юге острова Сулавеси, насчитывает 650 тыс. человек. До середины XIX века оно обитало в горах, и пользовалось автономией от голландских колонизаторов. В чём-то Торайя выполняли даже полезные работы для европейских цивилизаторов – отлавливали по джунглям людей из других племён, и продавали их в рабство голландцам, для работы на каучуковых, кофейных и прочих плантациях.
Но однажды вольнице Торайя пришёл конец – колонизаторы решили принуждать их к государственности. Интересно, что такие же процессы приучения горцев к цивилизации одновременно шли во многих частях света. В России царское правительство огнём и мечом покоряло Северный Кавказ, в Индии англичане – гималайских пиратов. И во всех таких случаях горцам колонизаторы придавали особый статус – «присматривающих» за ранее порабощёнными народами.
Торайя получили от голландцев такое же право – быть свободными, но выполнять различные грязные операции. В первую очередь – силовое подавление мусульманского меньшинства на Сулавеси и недопущения расширения исламизации среди автохтонов. Для этого часть племени спустили с гор на равнину. Голландцы даже пошли на то, чтобы ввести для племенной знати эрзац-дворянство.
(Горцы-»дворяне» из племени Турайя с голландским цивилизатором, 1930-е годы)
Среди этого племени начали проводить миссионерскую работу протестантские пасторы. Но голландская колонизаторская администрация быстро спохватилась и прекратила прозелитизм – Торайя им были нужны и для карательных операция среди христиан. А также среди буддистов (три основные религии на Сулавеси до сих пор – христианский протестантизм, ислам и буддизм). В общем, этому племени голландцы создали искусственное положение изгоев среди других племён острова.
В 1946-м голландцы оставили Индонезию, но особое положение Торайя сохранилось. Лишь им в этой стране позволено иметь собственную религию и «древние традиции», хотя по закону в Индонезии признаётся только 5 официальных религий (в добавление к трём вышеуказанным – ещё католицизм и индуизм). Все остальные верования объявляются сектами, а членство в них сурово карается (до 10 лет тюремного режима).
(Символы доблести в племени – кости, черепа и рога поверженных ими животных; прикрепляются на фасаде дома. О подобных символах доблести на С.Кавказе – см. в сноске ниже)
Чтобы формально вписать верования Торайя в официальный реестр религий, воспользовались ещё голландской уловкой – приписали их к особому пути в индуизме под названием «Путь предков» (Aluk To Dolo). В общем, как это часто бывает со многими «верованиями», всё сочинено белыми людьми специально для туземцев.
Чтобы убедиться в том, что «Путь предков» синкретическое, искусственное верование, наспех состряпанное голландцами на коленке, достаточно посмотреть на погребальные ритуалы Турайя. В них есть всего понемногу от разных религий – от христианства с его культом поклонения мощам (трупам), от индуизма (пышные, красочные, а, главное, радостные проводы в путь иной), от зороастризма (специальные погребальные башни), от ислама – похороны не позже спустя сутки после смерти, и т.п.
Трупы у племени Тарайя имеют ранжир: «дворян» складывают в выдолбленных пещерах в горе, гробы с шаманами подвешивают на верёвках над пропастью («чтобы дух спокойно витал»), простолюдинов кладут в ямы, сверху укрытые брёвнами (архитектурный тип – блиндаж).
Раз в три года трупы вынимают, одевают в новые красочные одежды, подмазывают, навешивают украшения и – в течение светового дня носят по деревне. Ночь нарядный труп проводит среди членов своей семьи. А утром его снова – в тех же одеждах, в каких он был, относят в прежнее место успокоения.
Праздник с трупом в общинном и семейном кругу означает, что люди верны своим традициям, предкам; это придаёт им силы для новых свершений.
Дольше всего в форме мумий хранятся «дворяне» – обычно 30-40 лет. Столько же могли бы храниться и шаманы, но там есть ограничение по времени гниения верёвок, на которые подвешен гроб – как правило, лет через 20 они валятся в пропасть. Хуже всего приходится трупам простолюдинов – по деревне их максимум можно носить пару раз (т.е. до 6 лет), дальше плоть распадается на фрагменты.
Вот как выглядят эти празднества:
В какой-то мере повезло, что белые колонизаторы не создали из «Пути предков» модную секту, прикрутив туда «духовные практики», физические упражнения, особые диеты, ашрамы и прочую лабуду, называемую «нью-эйджем». Повезло в том смысле, что эскаписты из белого мира не сидят среди трупов в джунглях и не разглагольствуют об «упадке иудеохристианской, европейской цивилизации». Нам, европейцам, было бы тогда очень, очень стыдно за своих заблудших собратьев.
Комментарии 12
1 2 »
0
Istina
28.03.2013 13:10
[Материал]
Ну сколько могил не имеют смысла, столько и трупов уповают на земную "коронацию"...
Упованием на землю нужно определять трупов, а не устраивать оргии, во имя жизни вечной... У трупа её нет, но плоти имеющей жизнь вечную имеется другое предназначение... Суть в том: трупы усопших не имеют ничего общего с трупами живыми, но они всегда рядом, пока не определится истинная плоть... |