Двое польских ученых – Павел Прокоп и Иренеуш Сулига – опубликовали исследование о металлургических шлаках, найденных в горах Кхаси (штат Мегхалая, северо-восточная Индия). Оно позволяет по-новому взглянуть
на формирование металлургии железа в Индии. Уголь из шлаковых отвалов в
местности Nongkrem был датирован 2040 лет назад ± 80 лет (353 г. до
н.э. – 128 г.н.э.), тогда как похожий образец из местности Raitkteng
датируется рубежом IX и Х вв.н.э.
Железный век в Северной Индии (Уттар-Прадеш) наступил в конце XIII в. до н.э., а по некоторым данным и в начале XVII-го. В силу неоднородности социального и технологического развития, в регионах Индии железный век наступал в разное время. Уникальность исследования Прокопа и Сулиги состоит в том, что они раскрывают древность металлургии в горах Кхаси, населенных одноименным племенем. Английские этнологи описывали производство железа у кхаси, но ранее считалось, что появление этой технологии относится к позднему средневековью. Теперь же стало понятно, что металлургия железа намного древнее. К тому же, как отмечают исследователи, технология рубежа эр не имеет принципиальных отличий от технологии XIX века: и древние металлурги, и металлурги позапрошлого века использовали так называемую «рециркуляцию», то есть смешивание старого железного шлака со свежим металлом.
Как отмечает Павел Прокоп, ученые ещё не пришли к единому мнению относительно того изобрели племена кхаси плавку железа самостоятельно или же она была принесена извне. С одной стороны, нынешняя замкнутость кхаси может указывать на то, что металлургическая традиция появилась у них самостоятельно, с другой – нельзя исключать возможности её заимствования. Однако на этом загадки народа кхаси, живущего помимо штата Мегхалая в соседнем с ним Бангладеше, не заканчиваются. Их язык принадлежит к австроазиатской (мон-кхмерской) семье языков и является самым северным из языков данной семьи. По антропологическому типу они представляют собой монголоидов с небольшой примесью дравидской крови, а их обычаи, (например, матрилокальный брак или перенос грехов с человека на петуха, находящий определённые аналогии в капароте), указывают на большую архаичность культуры.
Одним из таких обычаев является поклонение мегалитам в Нартианге, Мавпхланге и других местах, причем в Нартианге возведение мегалитов и погребения в них практиковались вплоть до начала XIX века. Здешние дольмены (moukanthai) и менгиры (moushinrang) были описаны почти 190 лет назад, но полномасштабные научные исследования начались только в 2009 году, под руководством Суканья Шармы. Архаичность обычаев кхаси привлекает и других исследователей мегалитизма. Таково, например, сравнительное исследование Дэнни Бёрка значения мегалитических памятников в доисторическом Буррене (графство Клер, Ирландия) и у современных кхаси. Основанием для такого исследования послужило определённое сходство между указанными комплексами и стадиальная близость обоих обществ. Несмотря на удаленность во времени и пространстве, Бёрк смог выявить значительные этнографические аналогии.
Археоастрономическое обследование индийских мегалитов проводится несколько десятков лет и в настоящее время связано с именем Шрикумара Менона. Согласно его исследованиям, мегалиты в Индии, также как и в Западной и Южной Европе, в большинстве случаев служили для визирования восходов и заходов Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Несмотря на то, что исследования индийских мегалитов насчитывают более 100 лет и охватывают все регионы страны (например, Кералу и Ассам), по оценкам археологов, только в Южной Индии есть 2200 нераскопанных памятников. Этой весной профессор Турувекере Муругеши обнаружил мегалитические погребения в Мари Коте (горы Мале Махадешвара, близ Майсура). Помимо 20 дольменов и цист здесь были обнаружены кромлехи и каирны. Судя по подъёмному материалу, памятники датируются 800 г. до н.э. Археолог Радж Гопал планирует раскопки Мари Коте, но, к сожалению, часть комплекса была ограблена еще в древности, другая – была уничтожена относительно недавно.
Другой памятник был открыт этой весной близ Тховари Амбалаваял (Керала). Здесь кромлехи и цистовые захоронения урн соседствуют с наскальными рисунками неолитического времени и граффити на брахми. Это культовое место, называемое местными жителями Эзхутхупара, служит примером культурного синтеза, поскольку в нем прослеживается преемственность с дравидийским неолитом и проникновение мегалитических и индоевропейских элементов.
Синтез мегалитической и тамильской (дравидской) культур есть и в ряде других памятников Южной Индии, например, в Онаке Кинди. Здесь рядом с мегалитическими погребениями в 2010 году были открыты наскальные рисунки изображающие быков, Солнце, Луну, воду, небесную лестницу и камень дающий бессмертие. Однако несмотря на частое соприкосновение и взаимопроникновение дравидской и мегалитической культур серия дравидских памятников демонстрирует отсутствие мегалитического элемента. Таковы например, обнаруженные в марте 2013 года росписи I тыс. до н.э. в пещере близ Андипатти. Они изображают совместные танцы мужчин и женщин, жертвоприношение козы, охоту на слонов и тигров, прогулку царя и другие мотивы никак не связанные с мегалитической символикой.
Зимой в Шрирангаме был раскопан мегалитический памятник, представляющий собой урновые погребения в каирнах. Судя по инвентарю он использовался как минимум в два исторических периода – ок. 500 г. до н.э. и XII-XIII вв.н.э. В Средние Века памятник был связан с поклонением местному святому-учителю, но поскольку собственно его погребение обнаружено не было, можно предположить, что речь идет о позднейшем переосмыслении древнего культового места.
В начале мая большой скандал разгорелся в Палавараме. Местные власти разрешили застройку местности, где есть много богатой еще неизученных мегалитов. Для того, чтобы заручиться поддержкой граждан, власти пообещали провести трубопровод и сделать дороги. Вместе с тем, есть надежда, что национальное правительство вмешается в происходящее и спасет древние памятники.
Индийские мегалиты (pandukals или pandukutis) появляются в раннем железном веке и датируются 1500 г. до н.э. – 200 г.н.э. Несмотря на некоторые предположения о существовании мегалитов в Хараппское время, историки в целом сходятся на том, что мегалиты появляются в Индии вместе с арийским вторжением. В то же время в Северной Индии, а, особенно, в районе так называемого «северного коридора» с умеренным климатом между Гималаями и тропическими лесами Деккана, появляется металлургия железа. Кэтлин Моррисон, Шрикумар Менон и другие отмечают прямую связь между мегалитизмом и началом металлургии железа в Индии.
Вместе с тем, культ камней, широко распространенный в Индии, отсутствует в ведических текстах (например, в Ригведе), в них камень упоминается в двух основных аспектах – как камень пращи и как давильный камень для приготовления сомы. Как было сказано выше, нет следов мегалитизма и в собственно дравидских памятниках, следовательно, он может относиться только к племенам кузнецов и металлургов, шедшим вместе с индоевропейцами и не оказывавшим большого влияния на религиозные тексты ведического и послеведического периодов.
Однако, ни кхаси (монголоиды, говорящие на мон-кхмерском языке), ни дравидские племена Южной Индии, демонстрирующие сохранение мегалитических погребальных традиций в XXI веке не могли прийти вместе с ариями. По всей видимости, в эпоху Маурьев, т.е. в то время, когда возведение новых мегалитов в Индии резко сократилось, мегалитические племена растворились в среде племен, передав им свои культы и технологии.