/ Новости сайта / Космос / У Дионы может быть водяной секрет
11.06.2013

У Дионы может быть водяной секрет

Есть надежда, что подповерхностные океаны имеются у многих тел Солнечной системы. Новые данные космического аппарата «Кассини» говорят о том, что под самой ординарной поверхностью спутника Сатурна по имени Диона некогда скрывался геологически активный океан.

Изображения горы Яникулум-Дорса протяжённостью 800 км намекают на то, что эта луна была слабым подражателем Энцелада, знаменитого своими ледяными гейзерами. «Активных миров, наполненных водой, может быть намного больше, чем нам когда-то казалось», — подчёркивает Бонни Буратти из Лаборатории реактивного движения НАСА.
Топографическая карта окрестностей горы Яникулум-Дорса (здесь и ниже изображения НАСА).

По современным гипотетическим представлениям, подповерхностные океаны существуют на спутниках Сатурна Энцеладе и Титане, а также на луне Юпитера Европе. Учёные спят и видят, как в этих гигантских бассейнах путешественники будущего находят зачатки неизвестных нам форм жизни. Возможно, у Дионы тоже под ледяной корой есть вода и, следовательно, что-то метаболирующее.

«Кассини», который изучает систему Сатурна с 2004 года, с помощью своего магнитометра обнаружил слабый поток частиц с Дионы. Это позволило предположить не только существование слоя жидкости, но и то, что древний и теперь уже не активный разлом в прошлом выбрасывал в космос ледяную воду и углерод-содержащие частицы.

Яникулум-Дорса колеблется по высоте от 1 до 2 км. Гора, по-видимому, деформировала подлежащую ледяную кору на протяжении полукилометра. Деформация говорит о том, что при формировании хребта кора была тёплой, то есть поставляла тепло, источником которого, скорее всего, служил подземный океан.

Гравитация Сатурна то сплющивает, то растягивает летающую вокруг него Диону. Если у вас есть подземный океан с ледяной корой, плавающей сверху, действие силы притяжения усиливается и производит на порядок больше тепла, говорят исследователи. Кроме того, тепло могло взяться из внутреннего источника или стать результатом очень необычной орбиты, но эти объяснения маловероятны.

Почему же Диона была не так активна, как Энцелад? Возможно, последний испытал более сильное воздействие приливных сил или мог похвастаться более существенным радиоактивным нагревом ядра.

Так или иначе, но океаны в недрах планет и спутников, кажется, становятся обычным явлением. Не исключено, что их найдут даже на Церере и Плутоне.
Вид на северный полюс Дионы. Внизу, чуть левее терминатора, видна Яникулум-Дорса.

Результаты исследования опубликованы в журнале Icarus.

Подготовлено по материалам Space.Com.

Муравей69 13.06.2013 01:03 [Материал]
завезёшь такую хренотень на Землю,а она возьми и расплодись,вот будет потеха в кавычках biggrin
sezam 12.06.2013 13:23 [Материал]
Я не понимаю одного - зачем человеку нужны (ну кроме теоретического интреса) внеземные бактерии и грибки?
Я, когда покупаю фрукты, плесневелые не беру.
Так с планетами тоже самое.