Вход / Регистрация
22.12.2024, 11:05
"Протон" для Луны
"Протон" создавали как боевой комплекс, способный нести ядерный заряд в десятки мегатонн. Конструктор Владимир Челомей разработал уникальную компоновку ракеты, и за короткое время появилось целое семейство универсальных ракет, сокращенно — УР. Тяжелая ракета "Протон" может поднять на низкие орбиты до 20 тонн полезной нагрузки. Подобное под силу только европейской ракете "Ариан". Со времени создания "Протон" летал в трех модификациях: УР-500, "Протон-К" и "Протон-М". Всего же с 1965 года совершено 384 запуска. В конструкторском бюро Владимира Челомея в то время работал и сын первого секретаря — Сергей Хрущев.
Ракета планировалась и для пилотируемых полетов на Луну. На головную часть "Протона" устанавливалась двигательная система аварийного спасения, а под обтекателем должен был находиться корабль с космонавтами. Однако даже сын главы государства, Сергей Хрущев, не смог повлиять на решение отца, и создание лунной пилотируемой ракеты передали Королеву.
"Разговоры о том, что конкуренция истощала, шли от одного из конкурентов. И каждый из тех конкурентов, которые были, хотел завладеть всеми ресурсами. Как, например, Сергей Павлович говорил, вот если бы ему все отдали…Янгель бы не делал свои межконтинентальные ракеты, Челомея бы сделали не испытательным центром. Я бы полетел на Луну", — рассказал он.
Но королевская Н-1 до Луны не долетела, в отличие от "Протона", с помощью которого на Луну отправились автоматические станции "Луноход-1" и "Луноход-2".
"Два наших аппарата прекрасно работали на Луне почти полтора года. Прошли по лунной поверхности почти 50 километров. Оставили колею, побывали в разных местах, пытались забраться на горы. Они "накормили" ученых достаточно большой информацией", — отметил конструктор ракетно-космической техники Олег Ивановский.
Запуск исследовательских аппаратов к Марсу, Венере и в дальний космос — также заслуга "Протона". Эта ракета вывела на орбиту военную станцию "Алмаз", "Салют" и "Мир". С помощью "Протона" строили Международную космическую станцию.
Александр Николаевич Симоненко работает в цехе с начала 60-х, помнит главного конструктора Владимира Челомея. Принимал участие в производстве универсальных ракет УР-100, которые создавались и для боевого дежурства и для мирного освоения космоса. Как раз УР-100 и УР-200 и являлись прототипом нынешней тяжелой ракеты "Протон".
"УР-100 делали около 25 ракет в месяц. Практически, ежедневно уходила, все стояли на ушах, забывали про дом, про семью, главное — выполнить задание правительства", — поведал он.
В цехах Космического центра имени Хруничева ракету "Протон" собирают, будто гигантский конструктор — из обтекателя, блоков, топливных баков.
Сотрудник ракетно-космического Центра имени М.В.Хруничева Юрий Смирнов: "На блоке держится вся ракета, когда устанавливается на стартовые опоры, как раз шесть штук – "башмачки" такие. Вес ракеты в снаряженном состоянии — где-то 702 тонны, поэтому этот блок называется "Атлант", и ребята которые делают этот блок – "атланты", потому что это очень тяжелый труд".
Ракету собирают и испытывают, позднее в разобранном виде по железной дороге отправляют на космодром. Тяжелая российская ракета "Протон" может поднять на низкие орбиты до 20 тонн полезной нагрузки. Подобное под силу только европейской грузовой ракете "Ариан". Со времени создания "Протон" летал в трех модификациях: УР-500, "Протон-К" и "Протон-М". Всего же с 1965 года совершено – 384 запуска.
Ракета планировалась и для пилотируемых полетов на Луну. На головную часть "Протона" устанавливалась двигательная система аварийного спасения, а под обтекателем должен был находиться корабль с космонавтами. Однако даже сын главы государства, Сергей Хрущев, не смог повлиять на решение отца, и создание лунной пилотируемой ракеты передали Королеву.
"Разговоры о том, что конкуренция истощала, шли от одного из конкурентов. И каждый из тех конкурентов, которые были, хотел завладеть всеми ресурсами. Как, например, Сергей Павлович говорил, вот если бы ему все отдали…Янгель бы не делал свои межконтинентальные ракеты, Челомея бы сделали не испытательным центром. Я бы полетел на Луну", — рассказал он.
Но королевская Н-1 до Луны не долетела, в отличие от "Протона", с помощью которого на Луну отправились автоматические станции "Луноход-1" и "Луноход-2".
"Два наших аппарата прекрасно работали на Луне почти полтора года. Прошли по лунной поверхности почти 50 километров. Оставили колею, побывали в разных местах, пытались забраться на горы. Они "накормили" ученых достаточно большой информацией", — отметил конструктор ракетно-космической техники Олег Ивановский.
Запуск исследовательских аппаратов к Марсу, Венере и в дальний космос — также заслуга "Протона". Эта ракета вывела на орбиту военную станцию "Алмаз", "Салют" и "Мир". С помощью "Протона" строили Международную космическую станцию.
Александр Николаевич Симоненко работает в цехе с начала 60-х, помнит главного конструктора Владимира Челомея. Принимал участие в производстве универсальных ракет УР-100, которые создавались и для боевого дежурства и для мирного освоения космоса. Как раз УР-100 и УР-200 и являлись прототипом нынешней тяжелой ракеты "Протон".
"УР-100 делали около 25 ракет в месяц. Практически, ежедневно уходила, все стояли на ушах, забывали про дом, про семью, главное — выполнить задание правительства", — поведал он.
В цехах Космического центра имени Хруничева ракету "Протон" собирают, будто гигантский конструктор — из обтекателя, блоков, топливных баков.
Сотрудник ракетно-космического Центра имени М.В.Хруничева Юрий Смирнов: "На блоке держится вся ракета, когда устанавливается на стартовые опоры, как раз шесть штук – "башмачки" такие. Вес ракеты в снаряженном состоянии — где-то 702 тонны, поэтому этот блок называется "Атлант", и ребята которые делают этот блок – "атланты", потому что это очень тяжелый труд".
Ракету собирают и испытывают, позднее в разобранном виде по железной дороге отправляют на космодром. Тяжелая российская ракета "Протон" может поднять на низкие орбиты до 20 тонн полезной нагрузки. Подобное под силу только европейской грузовой ракете "Ариан". Со времени создания "Протон" летал в трех модификациях: УР-500, "Протон-К" и "Протон-М". Всего же с 1965 года совершено – 384 запуска.