Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Первый космический лифт будет запущен до 2080 года
17.07.2013

Первый космический лифт будет запущен до 2080 года

Оценка: 0.0    3269 9 Наука и Технологии
14:34

Идея космического лифта будоражит умы человечества уже многие годы, с момента, когда в 1895 году русский ученый Константин Циолковский первым сформулировал понятие и концепцию. Вдохновлённый недавно построенной Эйфелевой башней, он описал отдельно стоящее сооружение, уходящее от уровня земли до геостационарной орбиты. Возвышаясь на 36 тысяч километров над экватором и следуя в направлении вращения Земли, в конечной точке с орбитальным периодом ровно в один день эта конструкция сохранялась бы в фиксированном положении.

Более подробные предложения появлялись в середине и конце 20-го века, с момента старта космической гонки, и в то время, когда пилотируемые полёты на орбиту Земли становились все более и более обыденными событиями. Возлагались надежды, что космический лифт мог бы резко сократить затраты на выход на орбиту Земли, сделав революцию в доступе к околоземному космическому пространству, к Луне, Марсу и даже далее. Однако стартовые инвестиции и уровень необходимых технологий ясно давали понять, что такой проект нецелесообразен и отводили ему место в области научной фантастики.

Космический лифт

В первые десятилетия 21-го века к концепции начали подходить более серьёзно, так как уже сейчас разработаны технологии по созданию материалов из углеродных нанотрубок. Эти протяжённые цилиндрические структуры диаметром от одного до нескольких десятков нанометров можно "сплетать" в нити неограниченной длины. Кроме того, этот материал обладает достаточно высокой прочностью и при этом низкой плотностью, необходимыми для создания кабеля космического лифта.

Ограничение в другом: пока углеродные нанотрубки производятся небольшими объёмами. Ни на один кабель "до неба" не хватит. В 2004 году рекордная длина одностенной нанотрубки составила всего 0,4 сантиметра, в 2006-м учёным удалось удлинить наноизделие до 7 миллиметров. В 2008 году учёным удалось сплести из нанотрубок "ковёр" длина которого доходила до 185 сантиметров, а ширина – 92 см. Однако с тех пор в этой отрасли не было каких-то новых прорывов. Эта технология весьма перспективна, но необходимы дальнейшие исследования, которые позволят усовершенствовать производственный процесс.

Между тем, учёные всего мира продолжают разрабатывать идею космического лифта. Так, японцы в начале 2012 года объявили о планах постройки космического лифта, в конце 2012-го о подобной затее сообщили и американцы. В 2013-м СМИ вспомнили о русских корнях "космического лифта" и заговорили о лифте на Луну. Так когда же подобные кажущиеся ныне сумасшедшими идеи станут реальностью?

Космический лифт

Если опираться на принципы футурологии, использовать методы экстраполяции данных, предполагать, что общемировая динамика финансирования научной деятельности останется на прежнем уровне, учитывать политические, экономические и социальные составляющие, то можно довольно точно спрогнозировать научные открытия, примерное время создания опытного образца, внедрения технологий в массовое производство и начало использования обществом продукции на их основе. Так, например, уже более 40 лет работает закон Мура в электронике.

Футурологи подтверждают, опираясь на факты, научные работы и тенденции, что понадобится несколько десятилетий исследований для разработки новых процессов синтеза углеродных нанотрубок. Подобное открытие произойдёт ориентировочно в 2040-х годах и совершит революцию в области машиностроения и строительства. С возможностью "сплетать" миниатюрные нанотрубки в более длинные нити человечество получит материалы с высокой прочностью (в сотни раз прочнее стали и в десятки — кевлара). Кроме многих других сфер применения, станет доступной технология сооружения космического лифта. Представим, что требуемая прочность в 130 гигапаскалей достигнута, что тогда? Остаются проблемы проектирования. К примеру, нужно решить, как нейтрализовать опасные вибрации в кабеле, вызванные гравитационным притяжением от Луны и Солнца, наряду с давлением, возникающим из-за порывов солнечного ветра?

Основные правовые и финансовые трудности также должны быть преодолены. Требуются новые международные соглашения по безопасности полётов, авиационной безопасности и предоставления компенсации в случае несчастного случая или террористических инцидентов. Работа страхового механизма вызывает особую обеспокоенность, учитывая потенциал масштабов катастрофы, если что-то пойдёт не так. В промежуточный период будут построены меньшие по размеру экспериментальные сооружения, демонстрирующие основные концепции на более низких высотах. В конечном итоге это проложит дорогу к значительно более крупным конструкциям, нежели современные постройки начала 21 века.

В конце 2070-х, после 15 лет активного строительства, космический лифт, простирающийся от поверхности Земли до геостационарной орбиты, станет полностью работоспособным. Строительный процесс будет включать в себя размещение космических аппаратов в фиксированном положении на высоте 35786 километров над экватором, затем вниз будет отведён постепенно расширяющийся вниз к Земле трос. Он также будет проложен вверх от этой точки – на высоту более 47 тысяч километров, где объекты не будут подвергаться действию силы притяжения Земли. На внешнем конце троса будет расположен большой противовес, который позволит держать трос натянутым. "Опорной точкой" и местом наземной станции космического лифта, скорее всего, станут Французская Гвиана, Центральная Африка, Шри-Ланка или Индонезия.

Как и в большинстве видов транспорта и инфраструктуры конца 21-го века, космический лифт будет управляться системами и программами на базе искусственного интеллекта. Они будут постоянно комплексно следить за всеми частями конструкции и поддерживать её структуру, исправность и работоспособность. В случае необходимости на устранение проблем в кабельной сети или других компонентах лифта на всём протяжении от уровня земли до холодного вакуума космоса могут быть направлены роботы.

Космический лифт изменит космическую индустрию: люди и груз будут доставляться на орбиту со значительно более низкими затратами по сравнению с традиционными запусками ракет-носителей. Более 1000 тонн материала могут быть подняты в безвоздушное пространство с помощью лифта за один день, это больше чем вес Международной космической станции, для строительства которой потребовалось более десяти лет в начале века.

Космический лифт

Такой подъём, конечно, занимает довольно много времени по сравнению с ракетами, но он происходит более плавно, без высоких перегрузок и без использованиявзрывчатых веществ. При выходе из атмосферы и достижения низкой околоземной орбиты, между 160 и 2000 километров, суда с грузом или пассажирами могут выйти на собственную орбиту вокруг Земли. Кроме того, они могут покинуть геосинхронную орбиту (надо будет лишь добавить скорости), чтобы уйти от притяжения Земли и продолжить путешествие дальше, в более удалённые места, например, к Луне или Марсу.

В последующие десятилетия дополнительные космические лифты станут функционировать за пределами Земли: на Луне, Марсе и, возможно, даже в других уголках Солнечной системы. С развитием технологий стоимость нанотрубок будет снижаться вместе с техническими рисками. Более того, строительство лифтов будет более удобным, благодаря низкой гравитации: 0,16 g на Луне и 0,38 g на Марсе.

Несмотря на то, что 2070е годы кажутся такими далёкими и недосягаемыми для многих, при существующих проблемах в науке, именно от нас с вами зависит, каким будет будущее и как быстро оно наступит.


 
Источник:  http://www.vesti.ru


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 9

0  
sezam 17.07.2013 22:24 [Материал]
Лифт в космос - мертворожденная система. Не рабочая.
0  
Анубис 17.07.2013 20:29 [Материал]
Лифт в космос лакомый кусочек для вездесущих терористов. biggrin
0  
Сола 17.07.2013 17:25 [Материал]
Вроде и покруче народ на Земле жил. Технологиями ОГО_ГО какими владел.И где ОН, этот народ !? Будущее не за лифтами, а за человеком с его внутренним ресурсом. Технический путь развития доказал, не раз, свою несостоятельность.
0  
Харон 18.07.2013 16:39 [Материал]
скажем больше, дорога ведущая в тупик.
0  
PETR12 17.07.2013 16:32 [Материал]
да ладно если все так и будет развиваться то в 2070 году дедушка будет расказывать сказку как ему удалось выжить и почему пещера самое надежное жилище . а внучата его будут пасти овечек и бегать с дубиной в набеги на соседние племена . biggrin
0  
babaev100 17.07.2013 15:50 [Материал]
....на деньги слитые в военные конфликты последних десятилетий, можно было построить несколько лифтов cool tongue
0  
igoryok31 17.07.2013 15:58 [Материал]
ага и до Марса слетать туда и обратно!) а лифт я думаю в 2700 году построят, а не 2070!)
0  
laborant7 17.07.2013 16:11 [Материал]
К 2700 уже забудут такое слово, как лифт, так как без топлива все наши механизмы будут не более чем груда бесполезного металалома.
0  
caiiiok80 18.07.2013 01:29 [Материал]
Может ты и прав...так как социальные паразиты скорее устроят бойню на Земле,чем позволят человеку использовать безтопливные технологии...На воде уже сейчас можно ездить,ничего не нужно переделывать в движке,нужен только катализатор водорода.Вот как его собрать-вот это и есть большой секрет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Проклятие острова Гайола
Это там десять негритят снимали? Похоже очень.
Разлом земной коры снизу и нашлепка - таблицы (от Gr70)

Загадка пирамиды Бенбена: Мистический камень из космоса
Переплавленный в формы чёрный базальт с присадками (от Gr70)
Пещеры Лонгмен: Врата в Древний Китай
Судя по окружению скульптур, вырезаны в чём то ранее оплавленном, кругом наблюдаются расплавы какой- (от Gr70)
Диета первобытных скандинавов озадачила ученых
Первый хлеб образовался оттого, что подобную кашу забыли вблизи непотухшего костра (от Gr70)