/ Новости сайта / Археология / Колонисты захоронили Гваделупу
27.08.2013

Колонисты захоронили Гваделупу

Оценка: 0.0    1576 0 Археология

Археологам наконец удалось установить статус загадочного кладбища, найденного в Гваделупе в 2010 году. Изучив захоронение и проведя анализ погребенных останков, исследователи предположили: кладбище принадлежало военному госпиталю.

За последние два десятилетия на Малых Антильских островах было открыто и исследовано несколько захоронений, относящихся к периоду колониального господства европейцев. Это помогло ученым получить данные о жизни общества той эпохи, такие как демографический и социальный состав населения.

В 2010 году в Гваделупе в результате археологических раскопок было обнаружено кладбище, датируемое предположительно XVII–XIX веками. Кладбище находилось на юго-западной стороне острова Бас-Тер, неподалеку от деревушки Баиллиф.

Примечательно то, что оно было удалено как от религиозных сооружений, так и от районов, где активно развивалось сельское хозяйство.

Ученые выдвинули несколько гипотез относительно происхождения кладбища. Первая версия гласит, что оно было построено в начале периода французской оккупации Гваделупы, а позднее (в середине XVII века) разрушено потопами. Вторая гипотеза предполагает, что это было кладбище рабов, принадлежавшее колониальному поселению доминиканцев и использовавшееся вплоть до начала Великой французской революции. В соответствии с третьим предположением, кладбище принадлежало военному госпиталю Бас-Тера и действовало с 1816 по 1843 год (существуют исторические записи, говорящие об этих датах).

Место проведения раскопок // Antiquity Publications Ltd

Французские ученые Саша Кацки и Томас Ромон из Национального института предварительных археологических исследований (INRAP) изучили останки погребенных людей и выяснили: скорее всего, правильной является последняя версия. С полными выводами ученых можно ознакомиться в журнале Antiquity.

Исследованная площадь кладбища составила 620 квадратных метров, вскрыто восемь районов территории общей площадью 166 квадратных метров. Были обнаружены останки 193 человек, плотность захоронений составляет 1,3 могилы на один квадратный метр. Эти цифры дают возможность предположить, что на всей территории кладбища (не только исследованной) располагается около 7000 могил.

Так как в захоронениях не было обнаружено никаких личных вещей погребенных (только несколько железных гвоздей, фрагменты стекла и керамики), ученым пришлось делать выводы исходя из положения тел и типологии могил. (Удалось выявить два вида: те, в которых тело находилось в сосновом шестиугольном гробу, и такие, где тело было опущено непосредственно в землю). Более того, обнаружены восемь могил, где было похоронено сразу два человека, при этом вероятность более позднего захоронения второго тела исключается.

Это дало ученым возможность предположить, что были периоды, когда людям было некогда соблюдать церемонии: умершие хоронились в спешке.

Одна из могил, содержащих останки двух человек // Antiquity Publications Ltd

Еще одна странность кладбища Бас-Тера заключается в том, что было обнаружено лишь одно тело ребенка (младше 15 лет). Анализ сохранившихся зубов и костей, а также размероа скелетов дает возможность сделать вывод: из остальных 192 тел большую часть составляли люди чуть младше 25 лет. У 37 скелетов неплохо сохранились тазовые кости, что позволило определить пол людей: 32 мужчины и пять женщин. Это составляет всего лишь 19,3% от общего количества исследованных тел, тем не менее Саша Кацки и Томас Ромон считают, что численное преобладание мужчин в обществе было вполне возможно.

На скелетах не обнаружено следов физических повреждений, которые могли бы стать причиной смерти. Можно говорить лишь о двух случаях хирургического вмешательства: ампутации ноги и вскрытии черепа (скорее всего, посмертном).

Все эти данные, а также их сравнение с захоронениями трех ранее открытых кладбищ Гваделупы, дают исследователям возможность заключить:

кладбище принадлежало военному госпиталю. Немногочисленные женщины работали там сестрами милосердия, а большинство людей погибли от таких заболеваний, как малярия, желтая лихорадка и дизентерия.

Саша Кацки уверен, что полученные данные будут важным вкладом в изучение жизни колониальной общности людей XIX века. Ученые не собираются останавливаться на достигнутом: они планируют провести анализ ДНК, а также изотопный и палеопаразитологический анализ останков.

Источник:  http://www.gazeta.ru