«В Сантьяго идёт дождь». Как США установили в Чили фашистский режим
11 сентября 1973 года в Чили был свергнут законный президент страны Сальвадор Альенде, и к власти пришла фашистская хунта. В 2013 году исполняется 40 лет с момента одного из самых гнусных преступлений второй половины XX века, совершённого при участии Соединённых Штатов Америки — военного переворота в Чили.
Победа «Народного единства»
История чилийской трагедии началась задолго до кровавой развязки сентября 1973 года. Соединённые Штаты Америки на протяжении многих десятилетий считали страны Латинской Америки своим «задним двором», в котором они привыкли определять, кто именно должен находиться у руля государственной власти и какую политику проводить. В первую очередь это объяснялось защитой интересов крупных американских корпораций, занимавшихся добычей полезных ископаемых в Южной Америке.
После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро Соединённые Штаты особенно пристально стали наблюдать за своим «задним двором», опасаясь экспорта социалистических идей в другие страны региона.
В 1970 году эти опасения подтвердились: на выборах президента Чили победу одержал социалист Сальвадор Альенде, поддержанный блоком «Народное единство», в который, помимо социалистов, входили чилийские коммунисты, представители Радикальной партии и части христианских демократов.
Политика Альенде в ранге президента страны не расходилась с его предвыборными обещаниями — во внешней политике он взял курс на сближение с Советским Союзом и Кубой, а также другими странами социалистического блока. В экономике президент начал аграрную реформу, направленную на поддержку мелких и средних землевладельцев, объявил о национализации крупных частных компаний и банков. Кроме того, программа Альенде предполагала увеличение зарплат для рабочих и служащих, обеспечение всех слоёв населения бесплатной медицинской помощью, доступность образования даже для выходцев из малообеспеченных семей.
Откровенно социалистические реформы президента Альенде вызвали крайне негативную реакцию правительства США. Более всего официальный Вашингтон был недоволен национализацией предприятий медеплавильной отрасли, принадлежавших североамериканским компаниям. Надо заметить, что речь не шла об экспроприации — чилийское правительство готово было выплатить американским корпорациям компенсацию, однако они отвергли её.
Трудная работа парламентского социалиста
Сальвадор Альенде отнюдь не был классическим революционером левого толка — выходец из аристократической семьи, он получил медицинское образование. В конце 1930-х годов он стоял у истоков создания легальной Социалистической партии Чили. Социалист Альенде был депутатом Национального конгресса, сенатором, министром здравоохранения, до победы в 1970 году трижды баллотировался на пост президента. Таким образом, доктор Альенде был политиком парламентского толка и предпочитал действовать убеждением, а не силой.
Однако ситуация в Чили стала накаляться. Президент затронул интересы не только американских корпораций, но, в первую очередь, чилийских крупных землевладельцев и промышленников, которые были намерены избавиться от неугодного политика.
В 1972 и 1973 году в стране прошла серия массовых забастовок против президента Альенде, а также так называемые «марши пустых кастрюль», в которых по большей части участвовали дамы, представлявшие средний класс. Участники акций полагали, что теряют от реформ президента-социалиста больше, чем приобретают.
Порой акции протеста превращались в откровенный саботаж, как, например, забастовка владельцев грузовиков, которая фактически парализовала экономику страны. В этой ситуации мягкий и спокойный Альенде стал действовать жёстко: неработающие грузовики были конфискованы, а в стране было введено чрезвычайное положение. Альенде ввёл в правительство трёх представителей армии, назначив их главами МВД, министерства общественных работ и министерства горнорудной промышленности.
На свержение Альенде средств не жалели
Сложная экономическая обстановка внутри страны объяснялась не только саботажем политических противников, но и давлением извне. Одним и главных источников поступления валюты в бюджет Чили был экспорт меди, однако Соединённые Штаты организовали её бойкот на мировом рынке, что ухудшило положение администрации правительства Альенде.
К середине 1973 года в Чили был очевиден раскол общества на два враждующих лагеря — сторонников и противников Альенде. К этому времени ЦРУ США совместно с чилийскими военными активно вело подготовку военного переворота для свержения законного президента Чили.
Первая попытка переворота была предпринята в июне 1973 года, однако Альенде при поддержке своих сторонников удалось подавить мятеж. Переход заговорщиков к активным действиям объясняется просто — в марте 1973 года на парламентских выборах партии блока «Народное единство» получили почти 44 процента голосов избирателей. Это означало, что, несмотря на экономические трудности, позиции Альенде усиливаются. В такой обстановке у противников президента оставался только один вариант — его силовое устранение.
В 1998 году Агентство национальной безопасности США рассекретило документы по «проекту FUBELT» — целому ряду операций ЦРУ, направленных на свержение Сальвадора Альенде. Среди них и непосредственная подготовка захвата власти военной хунтой во главе с генералом Аугусто Пиночетом в сентябре 1973 года, а также политическая и финансовая поддержка нового режима. Документы свидетельствуют: на переворот в Чили были брошены беспрецедентные силы и финансовые средства.
Некоторые историки полагают, что Альенде получал информацию о заговоре, однако не решился действовать против мятежных генералов на опережение.
Мятеж
Переворот начался в ночь на 11 сентября 1973 года на кораблях ВМС Чили, участвовавших в совместных манёврах с ВМС США под кодовым названием «Унитас». Несколько сот матросов и офицеров, сохранивших верность президенту, были расстреляны, а их трупы сброшены в море.
Затем на рассвете 11 сентября 1973 года военные корабли обстреляли город Вальпараисо, после чего десант мятежников захватил его.
В 6:30 утра мятежники начали военную операцию в Сантьяго. Радиостанции, поддерживавшие правые силы, передали кодовую фразу « В Сантьяго идёт дождь», означавшую начало активных действий.
Одновременно было обнародовано заявление о переходе власти к военной хунте во главе с генералом Аугусто Пиночетом — командующим сухопутными силами армии Чили.
Военные захватили телецентр, штаб-квартиры партий, поддерживавших Альенде. По радиостанциям, неподконтрольным мятежникам, был нанесён бомбовый удар.
Президенту Альенде, находившемуся в президентском дворце «Ла-Монеда», был предъявлен ультиматум: ему предлагалось уйти в отставку и покинуть страну на специальном самолёте вместе с семьёй и приближёнными.
Впоследствии стало известно, что мятежники не собирались отпускать президента живым: самолёт должен был взорваться в воздухе.
Однако Сальвадор Альенде отверг ультиматум, заявив, что не покинет пост, на который его избрал народ Чили.
Последняя речь президента
В 9:10 утра 11 сентября последняя работавшая радиостанция сторонников президента «Магальянес» передала в эфир обращение Сальвадора Альенде к народу.
«Перед лицом всего этого мне остаётся сказать трудящимся одно — я не уйду в отставку. Оказавшись на этом перекрёстке истории, я заплачу жизнью за верность народа. И я уверен, что семена, которые мы заронили в достойное сознание тысяч и тысяч чилийцев, уже нельзя будет уничтожить. У них есть сила. Они могут уничтожить нас. Но ни сила, ни преступления не смогут остановить социальные процессы. История принадлежит нам, и её делают народы», — говорил президент Чили в своей последней речи.
Во время её трансляции по радиостанции был нанесён бомбовый удар. Вслед за этим в помещение «Магальянес» ворвалась штурмовая группа мятежников. Все сотрудники радиостанции, а также находившиеся там сторонники Альенде были расстреляны.
В 9:15 армия начала штурм президентского дворца, подвергнув его бомбардировке. Здание атаковали танки. Армейским подразделениям противостояли 40 вооружённых защитников президента. После пятичасового боя дворец «Ла-Монеда» пал.
Президент Сальвадор Альенде застрелился в своём кабинете, не желая попадать в руки мятежников. Ворвавшиеся во дворец военные обнаружили тело Альенде на его рабочем месте. То ли не разобравшись, что президент мёртв, то ли из ненависти мятежники расстреляли уже мёртвого главу государства, всадив в него более десятка пуль.
Террор хунты
В Чили на четверть века установилась фашистская диктатура. В первые дни правления хунты стадионы Сантьяго были превращены в концлагеря, в которых содержались сторонники левых сил. Именно в таком концлагере был зверски убит известный поэт и музыкант, театральный режиссёр Виктор Хара. Каратели сломали ему руки, пытали током, а затем, после долгих мучений, расстреляли, выпустив в него 34 пули.
На протяжении всего периода правления Пиночета в Чили шло планомерное уничтожение оппозиционных деятелей, в том числе при помощи терактов за рубежом. В 1976 году в США был убит чилийский экономист и дипломат Орландо Летельер, известный как ярый противник режима Пиночета. Бомба была установлена агентами чилийской спецслужбы DINA. Это политическое убийство — одно из немногих, совершённых хунтой, которое было полностью раскрыто. Причиной тому стало то, что случилось оно на территории США — даже для американцев, приведших Пиночета к власти, это было уже слишком.
О том, что творилось в Чили в первый месяц после переворота 11 сентября 1973 года, до сих пор нет полной информации. В 1978 году генерал объявил амнистию всем военным, совершившим расстрелы без суда и следствия в сентябре 1973 года. Даже в нынешнее время в Чили расследование преступлений хунты натыкается на ярое сопротивление правых.
Сам генерал Пиночет, несколько раз арестованный в Чили и за рубежом, так и не был осуждён, благополучно скончавшись в окружении близких в 2006 году в возрасте 91 года.
Специальная комиссия по делам политических заключённых и пыткам в Чили заявила в 2011 году, что ей удалось установить имена лишь 3065 человек, погибших от рук мятежников в первые дни переворота. Левые силы Чили не согласны с подобными цифрами — только по спискам погибших активистов партий, поддерживавших Альенде, число жертв сентября 1973 года превышает 12 тысяч человек. Общее же количество погибших только в первый месяц правления Пиночета оценивается в 30 тысяч человек.
Чилийский палач — сын нацистского пособника
Впрочем, не все каратели, совершавшие убийства в период фашистской хунты, остались безнаказанными. В Центре заключения Кордильера отбывает свой срок бывший бригадный генерал Мигель Краснов — сын генерал-майора Вермахта, начальника штаба Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Третьего Рейха атамана Семёна Краснова и троюродный племянник начальника Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Третьего Рейха атамана Петра Краснова.
Родственники Мигеля Краснова в годы Великой Отечественной войны выступали в качестве нацистских пособников, участвуя в карательных операциях против партизан и гражданского населения СССР. Заслуги Семёна и Петра Красновых были оценены по достоинству — по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР 16 января 1947 года они были повешены в Лефортовской тюрьме.
Родившийся в январе 1946 года Мигель Краснов, которому к моменту казни папы и дядюшки был всего год, повзрослев, продолжил гнусное семейное ремесло. В сентябре 1973 года молодой офицер армии Чили участвовал в пытках и расстрелах на стадионе в Сантьяго. Затем он продолжил убивать противников режима, благодаря чему быстро рос в чинах и званиях и был щедро осыпан наградами главой хунты генералом Пиночетом.
Однако, в отличие от босса, Мигель Краснов от суда не ушёл. С 2004 по 2010 годы он получил в общей сложности 98 лет лишения свободы за участие в похищениях, пытках и убийствах чилийских граждан. Также в 2010 году Краснов получил 30 лет лишения свободы по приговору французского суда за причастность к похищению, пыткам и убийству гражданина Франции Альфонса Шанфро.
Разумеется, за всё то, что совершил Мигель Краснов, ему полагается заслуженная виселица. Однако гуманность современного правосудия не позволяет Мигелю получить то, что получили его отец и дядя.
Но есть надежда, что до конца своих дней палач и убийца Мигель Краснов будет созерцать исключительно стены тюремной камеры.