Этот скромный труд будет краток. И не будет утверждать ничего, кроме
лишь нескольких вопросов, которые, по мнению автора, даже при самом
жёстком скептицизме со стороны людей скучных и невосприимчивых, всё же
имеют место быть. Эти вопросы ни в коем случае не подразумевают
какого-либо императива, безоговорочных утверждений, а потому автор
просит к прочтению настоящего труда читателя любознательного, пытливого,
не потерявшего интереса к вещам минувших веков, к обстоятельствам
таинственным и необъяснённым никем сколько-нибудь вразумительно до сего
дня.
Мы изберём оптимистическое направление нашего мышления и не станем
слушать тех, кто отрицает возможность существования легендарного тайника
с древними книгами, получившими название Либерея или библиотека
Государя всея Руси Великого князя Иоанна IV Грозного.
Не будем полемизировать со скептиками и что-либо доказывать им. Это
безнадёжное занятие, поскольку наши утверждения могут быть поставлены
под сомнение ровно в той же степени, в коей и мы вправе усомниться в
верности мнения, отрицающего существование Либереи.
Тем не менее, мы попытаемся конкретизировать ситуацию и на основании
имеющихся фактических обстоятельств обозначить такие вопросы в пользу
возможности существования царской библиотеки, которые, по нашему мнению,
до настоящего времени не ставились и не формулировались ни
академическими учеными, ни любителями-энтузиастами.
Фактические обстоятельства, положенные в основу наших рассуждений, до
сих пор никем из исследователей по каким-то причинам во внимание не
принимались и не учитывались.
Мы постараемся быть исключительно осторожными в своих утверждениях и
максимально конкретными в изложении и объяснении логики авторской мысли,
отдавая себе отчёт в том, что предлагаемая к оценке читателя версия
есть всего лишь одна из великого множества существующих и возможных.
*
Итак, считается, что древние церковные и духовные книги, составившие
ядро библиотеки, были привезены на Русь невестой Великого князя Иоанна
III - Софьей, племянницей последнего византийского императора
Константина Палеолога, чьё государство к тому времени окончательно пало
под ударами турок-османов.
Ко времени сватовства Иоанна III Софья жила в Риме под патронатом Папы
Римского Пия II, принимавшего самое активное участие в устройстве её
судьбы. По этой причине мы вправе не принимать существующую в лагере
скептиков версию о бедности Софьи, которая в силу разорения
византийского государства, якобы, не могла привезти с собой в Москву
ничего ценного.
О достойном приданом Софьи Палеолог позаботилась сама католическая церковь!
Об участии Папы Римского в устройстве брака Софьи с русским царем
свидетельствует знаменитый Н.М. Карамзин в своей «Истории государства
Российского», и данное обстоятельство даёт нам право допустить
вероятность того, что Софья, приехав на Русь, вполне могла привезти с
собой некоторое количество инкунабул, представлявших определённую
ценность.
Иоанн III и Софья Палеолог обручились в Успенской церкви (Соборная церковь Успения) в Москве.
Карамзин сообщает нам также о том, что сын Иоанна III - Василий, по
восшествии на царство осматривал библиотеку, оставшуюся ему от родителя,
и состоявшую отчасти из книг, накопленных древними великими князьями,
отчасти из книг, привезённых в Москву его матерью. Для перевода этих
книг Василий распорядился пригласить в Москву инока Афонской обители
Благовещения Максима (Максим Грек).
Не вдаваясь в анализ содержания приведённых источников, осмелимся на
основании вышеизложенного сделать первое допущение о том, что в
распоряжении Иоанна IV Грозного вполне могла находиться библиотека,
составленная из древних церковных и духовных иноземных книг.
*
Сохранившиеся исторические сведения содержат информацию о том, что свою
так называемую казну российские правители хранили при церквах.
Бочаров Г.Н. и Выголов В.П. в своей книге «Александровская слобода»
упоминают о том, что помимо московских драгоценностей, Иоанн Грозный
вывез из столицы в Слободу огромное количество ценного имущества,
захваченного в результате новгородского похода в самом Новгороде, а
также в Твери и Торжке и Пскове.
«По обратной дороге на Москву двигались бесконечные вереницы возов,
гружённые различными ценностями: деньгами, серебром, драгоценной
утварью, золотой и серебряной посудой. Вековые сокровища Твери и
Великого Новгорода навсегда покидали стены родных городов.
Возвратившись в Слободу после новгородского похода с грандиозной
добычей, царь возводит, по словам современников, «во искупление грехов»
две церкви – Троицкую и Успенскую – с громадными подвалами для хранения
награбленных ценностей».
Карамзин в своем бессмертном труде также упоминает о необыкновенной
набожности Иоанна, отмечая, что в Александровской слободе, в сем
грозно-увеселительном жилище, окружённом тёмными лесами, Иоанн посвящал
большую часть времени церковной службе, чтобы непрестанною набожною
деятельностью успокаивать свою душу…
В книге «Александровская слобода» не отрицается возможность того, что
именно Успенская церковь являлась домовой церковью Иоанна Грозного и
примыкала к его жилым палатам.
По свидетельству Иоганна Веттермана, свои книги Иоанн IV хранил в замурованных хранилищах в подвалах со сводчатыми потолками.
Что несёт в себе сия весьма скудная информация? Может ли она дать повод
утверждать что-либо безоговорочно и однозначно? Конечно же, нет.
Однако на основании этих крайне разрозненных исторических свидетельств
мы попытаемся выдвинуть второе допущение: существует, пусть безмерно
малая, но всё же существует, вероятность того, что Иоанн Грозный вывез
из Москвы и сохранил в Александровской слободе всю или какую-то часть
своей библиотеки. И эта библиотека, как отдельно, так и в совокупности с
другими драгоценными предметами, могла сохраняться в церковных
помещениях. Она могла сохраниться там до наших дней.
*
В какой же из церквей Александровской слободы могли храниться царские ценности?
Мы уже упоминали о трех храмах, находящихся на территории слободы,
построенных во времена отца Иоанна IV. Это церкви: Покровская, Троицкая и
Успенская.
В своих изысканиях постараемся помнить о свидетельстве священника
Веттермана, рассказавшего о сводчатых подвалах, в которых Иоанн, якобы,
хранил свои книги.
Покровский храм (по классификации В.В. Кавельмахера) имеет очень низкий
подклет, в котором человек не в состоянии стоять в полный рост. Кроме
того, этот храм не имеет погребов, что исключает его из системы наших
рассуждений.
Под Троицкой церковью имеется подклет, ниже которого находятся два
погреба. Подклет и погреба существуют также и под Успенской церковью.
Применительно к нашему поиску, несомненной заслугой Кавельмахера (В.В.
Кавельмахер умер в 2004 году) явилось то, что он оставил в своих трудах
схемы подклетов и погребов Троицкого и Успенского храмов Александровской
слободы.
Какая же из этих двух церквей обладает признаками, заметив которые, мы
могли бы остановить на ней свой выбор в поиске места возможного тайника?
Чтобы не ошибиться и не нарушить логику наших рассуждений, вспомним, что
царь Василий III венчался с Еленою Глинской в Успенской церкви, и при
венчании стоял в церкви на правой стороне у столпа, а Елена - на левой.
Кстати, о том, что в храме в ходе церковных служб и молений мужчины
располагались по правую сторону, а женщины - по левую, упоминает не
только Карамзин, но и Л.Н. Толстой в своём романе «Воскресение».
Во младенчестве по смерти отца Иоанн IV был благословлён митрополитом на
царство также в Успенской церкви. Там же он венчался митрополитом
Макарием на царство.
Успенская церковь Александровской слободы имеет сводчатые подвалы, что
совпадает с описанием Веттермана. Именно Успенская церковь изначально
могла быть домовой церковью Иоанна IV. Кроме того, именно с Успенской
церковью связаны местные легенды и предания, повествующие о таинственном
подземном ходе, ведущем из погребов Успенского храма за пределы
Александровской слободы.
По мнению Г.Н. Бочарова и В.П. Выголова архитектура Успенской церкви,
обширное подцерковье и глубокие подвалы под миниатюрным храмом, не имеют
иных объяснений кроме необходимости больших надежных хранилищ. Авторы
полагают, что Иоанн нуждался в подобных хранилищах в слободе после
перемещения в неё московской казны и, особенно, после грабежа Пскова,
Твери и Великого Новгорода.
Все эти косвенные обстоятельства, казалось бы, должны склонить чашу жребия в пользу Успенской церкви (церкви Успения на Буграх).
Однако есть еще кое-что, что привлекает взор исследователя именно к этому храму.
В отличие от Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы,
Успенская церковь, на наш взгляд, имеет некоторые особенности в
устройстве своих внутренних помещений.
Эти помещения, к слову сказать, расположены именно в правой, то есть в мужской половине храма!
В восточной стене Успенская церковь имеет три апсиды - выпуклых
полукруглых выступа, имеющих сверху отдельные кровли. Внутри
православных храмов в районе расположения апсид, в восточных нефах,
традиционно устраивались алтари.
На схеме Успенского храма, составленной В.В. Кавельмахером, эти три
апсиды отчетливо видны. Для удобства идентификации назовем их условно
северная, восточная и южная.
Ниже храмовых помещений располагается уровень подклета.
Этот уровень, как видно из схемы, не соответствует конфигурации и
контурам верхнего уровня. А именно, северная апсида на уровне подклета
значительно утолщена и вынесена вперед. Это утолщение хорошо заметно
снаружи церкви, поскольку выступающая часть северной апсиды на уровне
подклета на этом участке сегодня обложена кровельным железным листом.
При этом участок северной апсиды на уровне подклета является слепым,
тогда как на самом верхнем уровне храма и на нижнем уровне погребов
северная апсида имеет по одному окну.
Северная и восточная апсиды Успенской церкви на плане Кавельмахера
обозначены и внутри и снаружи как на уровне храма, так и на уровнях
подклета и погребов.
В то же время, и это очень интересное обстоятельство (!), южной апсиды
уже на уровне подклета с внутренней стороны на схеме Кавельмахера будто
бы и нет; на плане она словно срезана прямым коротким отрезком стены.
Однако, снаружи отчётливо видно, что южная апсида от уровня храмовых
помещений, как и две других апсиды, продолжается вниз на уровне подклета
и затем уходит ниже уровня земли туда, где расположены церковные
погреба.
Но и на плане погребов, то есть на третьем, нижнем уровне, южная апсида
внутри Успенской церкви по непонятной причине также отсутствует!
Полукруглую нишу, которая, казалось бы, должна присутствовать внутри
помещения на месте южной апсиды, в погребе, так же, как и в подклете,
закрывает глухая стена.
Таким образом, южная апсида, образуя на уровне храма полукруглую нишу,
внутри на уровнях подклета и погреба, - исчезает, словно скрывается за
кирпичной кладкой глухой стены! Зато снаружи, как ни в чем не бывало,
церковь Успения гордо демонстрирует нам три полноценных, исполненных
священной гармонии, апсиды.
Если в храме повернуться лицом к алтарю, южная апсида будет
располагаться как раз по правую руку от наблюдателя, то есть на мужской
половине церкви, именно там, куда, как мужчина, имел неограниченный
доступ царь Иоанн (согласимся, впрочем, с тем, что неограниченный доступ
Иоанн имел всюду).
Так что же находится там, внутри южной апсиды?
Сведения о том, что под Успенской церковью находилось помещение-тайник,
имеются. «В документах Успенского женского монастыря содержится
следующая запись: «А в монастыре под церковью Успения погреб с выходом.
Под погребом же палатка кладовая».
Если согласиться с тем, что Успенская церковь с момента её возведения
предназначалась для хранения, в том числе – тайного, царских книг,
военных трофеев, церковной утвари и дворцовых драгоценностей, тогда,
применительно к нашим рассуждениям, становится объяснимой и понятной
одна небольшая, но немаловажная деталь: расположение окон в апсидах
Успенской церкви.
Северная апсида имеет окна на уровне храма и подвала. Окно на уровне
подклета, то есть, именно в месте упомянутого нами утолщения стены, в
этой апсиде отсутствует.
В южной апсиде окно прорезано только на верхнем уровне, на уровне храма.
Ниже, ни на уровне подклета, ни на уровне подвала, в южной апсиде окон
нет.
В то же время средняя, или восточная, апсида имеет три окна на всех трех уровнях: храма, поклета и подвала.
Окна в северной и южной апсидах Успенской церкви Александровской слободы
отсутствуют именно в местах предполагаемых нами тайников или входов в
них!
*
В данной работе нет смысла отстаивать идею существования библиотеки
русских царей в чистом виде. Мы не ставили, также, своей целью доказать
непременное существование тайника с царскими сокровищами. И мы совсем не
утверждаем, что такой тайник (или вход в него) должен находиться в
толще южной апсиды Успенской церкви Александровской слободы.
Мы просто обратили внимание на некоторые исторические обстоятельства,
приняв только самые достоверные из них, и сопоставили их с планом
помещений Успенского храма.
Мы лишь допустили возможность того, что в распоряжении Иоанна Грозного
могли находиться древние книги. Что эти книги, как отдельно, так и
вместе с другой ценной утварью, могли храниться в Александровской
слободе. Мы предположили, что входы в один или несколько таких хранилищ
были специально замаскированы и скрыты по приказу Иоанна. Мы
предположили, что один или два таких тайника, вероятно, располагались в
подклете и (или) в погребах Успенской церкви и, наконец, что эти тайники
не обнаружены до сих пор.
Согласимся, что вопросы, поставленные нами, имеют право на существование.
Комментарии к юллюстрации:
2. Вверху слева: восточный фасад Успенской церкви Александровской
слободы. Слева - южная (царская) апсида (помечена красной стрелкой)
3. Вверху справа: реставрация восточного фасада Успенской церкви, выполненная В.В.Кавельмахером
4. Внизу слева: план Успенской церкви на уровне храма. Южная апсида
присутствует (на рисунке она справа, помечена красной стрелкой)
5. Внизу в центре: план Успенской церкви на уровне подклета. Южная
апсида не указана, вместо нее отмечена слепая стена. Обращает на себя
внимание тот факт, что на уровне подклета снаружи апсида присутствует,
что хорошо видно на фото. Однако, на плане В.В.Кавельмахера вместо
апсиды показана прямая стена, что вполне может означать тот факт, что
апсида была замурована
6. Внизу справа: план Успенской церкви на уровне погреба. Южная апсида не указана, вместо нее отмечена слепая стена
Вход / Регистрация
22.12.2024, 11:27
Загадка библиотеки Ивана Грозного
© Copyright: Игорь Поветкин, 2013
 
Комментарии 3
0
dzeta
18.09.2013 14:57
[Материал]
Я верю больше другой версии .
В начале года по телевизору показывали сюжет с реинкарнацией монаха, который переписывал книги в библиотеке Ивана Грозного. Однажды царь пришел к нему и сказал срочно укладывать книги на вывоз из кремля. Сказал что уже едут его убивать и книги будут уничтожены. В общем вывезены книги по рекам в Пермский край- на острове в скалах в пещере замурована библиотека вместе с монахом ( добровольно) У него был большой запас продуктов, свечей . Сейчас этот остров скорее всего под водой. Ну эта версия для верящих в реинкарнацию. |