/ Новости сайта / Наука и Технологии / В почве возрастом 3 млрд лет обнаружены следы воздействия кислорода
02.10.2013

В почве возрастом 3 млрд лет обнаружены следы воздействия кислорода

Следовательно, фотосинтез стар примерно на столько же. Вы уже слышали эту историю: если бы не было наших фотосинтезирующих друзей цианобактерий, вы не смогли бы прочитать это вслух, потому что не было бы кислорода... Да что там! Вы не смогли бы дышать, и вас никогда не было бы вовсе! Короче, фотосинтез изменил атмосферу Земли и проложил путь многоклеточным организмам.

Доказательства перехода к атмосфере, насыщенной кислородом, можно найти в красивой породе под названием железистый кварцит. Этот тип породы с высоким содержанием оксида железа (кстати, отличная руда) появляется в геологической летописи в больших количествах около 2,4 млрд лет назад. Именно тогда и началась «Кислородная катастрофа», когда уровень кислорода стремительно взмыл ввысь.
Дышащий кислородом организм стоит на железистых кварцитах. (Фото Lazurite.)

Но мы упростили историю. На тот момент микробная жизнь существовала уже более миллиарда лет, и есть все основания считать, что фотосинтез возник довольно рано. Найдено даже несколько железистых кварцитов, которые настолько стары, что, скорее всего, образовались до «кислородной катастрофы». В общем, древнейшая история кислорода — сколько его было, как изменялось его атмосферное содержание в ту и другую сторону — остаётся не очень понятной. В борьбе с пробелами исследователи обратились к южноафриканским породам, которым почти три миллиарда лет.

В использованном методе нет ничего нового. Когда кислород вступает в реакцию с некоторыми элементами, в породе остаётся своеобразный химический след. Например, в минералах хром встречается в основном в состоянии +3 (до нейтрального заряда не хватает трёх электронов). В таком виде он с трудом растворяется в воде. Но после реакции с кислородом (и марганцем) хром теряет три электрона и входит в состояние +6, благодаря чему ведёт себя в воде уже по-другому.

Очевидно, эта трансформация обратима, то есть другие реакции могут вернуть хром обратно в состояние +3. Поэтому надо смотреть на изотопы. Реакция окисления предпочитает хром-53 чуть более «худому» хрому-52. Поэтому среди атомов хрома со степенью окисления +6 чуть больше Cr53, чем среди Cr(+3).

Группа исследователей во главе с Шоном Кроу из Университета Южной Дании воспользовалась этим обстоятельством для анализа пары образцов возрастом 2,92–2,96 млрд лет. В одном из них сохранились частички почвы, образовавшейся при распаде открытых вулканических пород. Другой представляет собой осадок, отложенный в мелком море недалеко от берега.

Если в атмосфере того времени было много кислорода, то выветривание почвы происходило бы следующим образом: окисленный (и, следовательно, мобильный) хром вымывался бы из почвы дождями и утекал бы в грунтовые воды или океан. Морские отложения в таком случае демонстрировали бы обратную картину. Иными словами, наблюдался бы дефицит хрома-53 в почве и его избыток в морском осадке. Именно это исследователи и увидели.

Учёные не преминули обратиться ещё и к урану, который тоже становится подвижным при окислении. Здесь смотреть на изотопы необязательно, достаточно оценить количество. Ожидалось, что урана будет мало в почве и много в морских отложениях. Так оно и вышло.

Исследователи рассчитали, что наблюдаемая картина могла возникнуть в том случае, если в атмосфере на тот момент находилось примерно на 0,03% больше кислорода, чем мы имеем сегодня. Это не очень много, но это гораздо больше того кислорода, который могли породить химические реакции в атмосфере, где свет расщепляет молекулы воды и углекислого газа. Следовательно, кислород был создан фотосинтезирующими цианобактериями, то есть фотосинтезу не менее 3 млрд лет.

Есть и более древние породы, указывающие на наличие кислорода, но это самые старые, в которых следы окислительного выветривания обнаружены путём изучения изотопов хрома. Приключения кислорода в период, предшествовавший упомянутой «катастрофе», становятся более понятными.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Ars Technica.

Источник:  http://compulenta.computerra.ru

Aaz 02.10.2013 14:42 [Материал]
Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2013-10-02-52072

То есть, иными словами, не менее 3миллиардов лет на Земле уже есть атмосфера практически мало чем отличающаяся от нынешней? С водой? И населяли ее тока микроорганизмы?