Афганистан: об истоках конфликта
Расстрельный список
О судьбе почти пяти тысяч человек, погибших в конце 1970-х в афганских застенках, власти страны узнали случайно. В 1993 году в Нидерланды приехал афганец по имени Аманулла Осман (Amanullah Osman) и попросил предоставить ему политическое убежище. Во время собеседования, обязательного для соискателей убежища, он честно рассказал, что в конце 1970-х возглавлял отдел допросов местной спецслужбы — Департамента защиты интересов Афганистана. По словам Османа, через его руки прошло множество пленников, большинство из которых подвергали пыткам, а некоторых казнили.
Рассмотрев прошение афганца, власти Нидерландов отказали ему в убежище, однако экстрадировать на родину все же не стали, поскольку сочли, что там ему грозит опасность. А 17 лет спустя, в 2010 году, полиция и прокуратура Нидерландов возбудили в отношении Османа уголовное дело по подозрению в совершении военных преступлений. Одним из доказательств вины афганца стали подписанные им лично списки заключенных, которых предстояло перевести из одних тюрем в другие. Об их существовании следствие узнало в 2000-2001 годах, когда документы были опубликованы в отдельной книге. Многие упомянутые в них люди до сих пор считаются пропавшими без вести.
В ходе расследования голландские прокуроры вышли на пожилую жительницу Гамбурга, которая дала показания о преступлениях афганских спецслужб. В частности, в ее распоряжении оказался список заключенных, отправленных на казнь. Как рассказала женщина, бумаги она получила от спецдокладчика ООН по Афганистану Феликса Эрмакоры (Felix Ermacora), однако как документы попали к нему, почему докладчик передал список именно этой женщине и каким образом все это время они оставались неопубликованными, не уточняется.
Всего в этот список, изначально составленный на дари (перевод можно посмотреть здесь в формате .pdf), включены имена 4785 человек. Как сообщила следствию родственница одного из пропавших во время репрессий 1978-1979 годов, приговоренных к казни выстраивали в длинные шеренги и расстреливали из автоматов. Тела казненных позже сваливали в траншеи и закапывали бульдозерами. При этом в братские могилы бросали и тех, кто еще был жив.
То, что в конце 1970-х годов афганские власти прибегали к репрессиям, тайной не было. По данным BBC News, всего жертвами коммунистов тогда стали около 50 тысяч человек. Что же касается предоставленного свидетельницей списка, то главная его ценность заключается в именах казненных. Многие жители Афганистана на протяжении долгих лет пытаются отыскать своих родственников, пропавших после прихода к власти коммунистов. С публикацией документа некоторые из них поймут, что надеяться больше не на что, и прекратят бесплодные поиски.
Красный переворот
Переворот 1978 года, после которого начались массовые казни, стал итогом целой череды событий, уходящей более чем на десятилетие назад. В 1965 году, когда страной правил еще Захир-Шах, разрозненные коммунистические силы Афганистана решили объединиться в единую силу, которой стала Народно-демократическая партия (НДПА). После Второй мировой войны СССР тесно сотрудничал с монархом, пытаясь упрочить влияние в южном приграничье, но ощутимого веса НДПА это не добавило.
Силы партии подрывал произошедший еще в 1967 году раскол на радикальное и умеренное крылья. Представители первого, называвшегося «Хальк» («Народ»), ратовали за максимально быстрое превращение Афганистана в подобие Советского Союза. Второе крыло, «Парчам» («Знамя»), напротив, состояло из сторонников постепенных реформ.
В первый раз шанс проявить себя на деле у НДПА появился в 1973 году, когда власть в стране решил захватить двоюродный брат и зять Захир-Шаха Мохаммед Дауд. В бытность премьером (а покинул он этот пост еще в 1963 году) Дауд активно развивал промышленность Афганистана, причем особый акцент делал на сближении с Москвой. Обратной стороной этой политики стало обострение отношений с соседним Пакистаном, находившимся в сфере влияния США, что привело к конфликту премьера с шахом и последующей отставке.
Низложив монарха и объявив страну республикой, Дауд встал во главе государства, в конечном итоге заняв пост президента. Однако, несмотря на близкие прежде отношения с СССР, новый руководитель взял курс на вывод страны из-под влияния Москвы. Попутно он запустил процесс консолидации власти, что выразилось в установлении однопартийной системы. НДПА, которая помогла Дауду возглавить страну, в такой обстановке нормально функционировать не могла.
Своего пика конфликт между коммунистами и президентом достиг в 1978 году, когда неизвестными был убит один из высокопоставленных представителей умеренного крыла НДПА. Полагая, что за преступлением стоит Дауд, обидевшийся на критику его экономической политики, коммунисты организовали акции протеста, обернувшиеся массовыми арестами. Это стало последней каплей: 28 апреля 1978 года лояльные коммунистам силы армии взяли штурмом президентский дворец, а самого Дауда убили.
Во главе Демократической республики Афганистан, как теперь стала называться страна, встал основатель НДПА и лидер ее радикального крыла Нур Мохаммад Тараки. Оттеснив от управления государством представителей «Парчам» и объявив курс на сближение с СССР, Тараки рьяно взялся за социально-экономические реформы. Однако эти преобразования вызвали сильнейшее отторжение практически во всех слоях общества.
Наибольшее возмущение у афганцев вызвали планы земельной реформы, предусматривавшей насильный передел собственности. Подобные действия были прямым посягательством на власть местных правителей племенных регионов, традиционно сохранявших сравнительно сильную автономию. Кроме того, исповедовавших ислам афганцев совершенно не устраивал курс НДПА на секуляризацию общества. Либерализация образования и других сфер жизни и спущенная сверху эмансипация женщин шли вразрез с традиционными исламскими ценностями, которых придерживалось местное население.
Афганская провинция не смирилась с попытками сломать устоявшийся веками уклад жизни и восстала против центральных властей в Кабуле. К середине 1979 года беспорядки охватили большую часть страны, а репрессии против инакомыслящих набрали полный оборот.
Бесконечная война
В декабре 1979 года Советский Союз ввел в Афганистан свои войска. Тараки не раз обращался к Москве с просьбой оказать военную поддержку, однако СССР раз за разом отказывал, полагая, что игра пока не стоит свеч. Ситуация изменилась, когда Афганистан возглавил бывший заместитель и соратник Тараки — Хафизулла Амин. Обстоятельства его прихода к власти до сих пор остаются темой для обсуждений. Известно только то, что по приказу Амина Тараки был арестован и убит — по крайней мере так гласит большинство версий. Что же касается причин, по которым он ликвидировал своего наставника, тут единого мнения нет.
Согласно одной теории, Амину не понравилось, что Тараки решил отлучить его от власти, чтобы тот ему не мешал. По другой версии, убийство стало местью за покушение на Амина, которое президент Афганистана будто бы пытался организовать по указанию из Москвы: якобы в Кремле соратника Тараки считали первопричиной всех афганских бед. Впрочем, есть и такой вариант, согласно которому Москва, напротив, предупредила Амина о подготовке на него покушения, дав ему возможность нанести упреждающий удар.Так или иначе, с новым руководителем Афганистана у Москвы отношения не сложились: СССР обвинял его в заигрывании с Западом и даже называл агентом ЦРУ. Кроме того, в Кремле понимали, что те репрессии, к которым прибег новый глава государства, поставили Афганистан под угрозу полной дезинтеграции. В конечном итоге недовольство Амином достигло такой степени, что в Кремле решились на операцию по его замене на более лояльную СССР фигуру. Выбор пал на лидера умеренного крыла НДПА Бабрака Кармаля, который после прихода к власти Тараки уехал в Чехословакию.
27 декабря 1979 года советский спецназ захватил президентский дворец в Кабуле. Сам Амин в ходе штурма был убит. Однако заменой афганского лидера спецоперация не завершилась: пребывание советского воинского контингента в Афганистане растянулось на последующие девять лет. Вместо того чтобы одним своим присутствием стабилизировать положение в стране, войска СССР, напротив, стали объектом беспрестанных нападений со стороны оппозиции — моджахедов. Ситуацию усугубляли действия США, которые, заподозрив Москву в желании распространить свое влияние за пределы Афганистана, стали финансировать боевые формирования ее противников. Этот этап афганской истории завершился выводом в 1989 году советских войск, которые хоть и не потерпели явного поражения, но существенно ослабить противника так и не смогли.
Точных сведений о жертвах советской интервенции в Афганистан нет до сих пор. Потери СССР оцениваются примерно в 15 тысяч убитыми, афганской армии — до 55 тысяч человек. Впрочем, учет жертв среди афганских военных был затруднен из-за постоянного дезертирства. Что же до моджахедов и мирного населения, то, согласно разным данным, число погибших оценивается в диапазоне от 600 тысяч до двух миллионов. При этом разграничения между гражданскими и боевиками, как правило, не проводилось из-за крайне скудной статистики.Уход советских войск к прекращению войны не привел: в 1992 году, после трех лет относительного затишья, просоветский режим свергли полевые командиры, которые тут же вступили в схватку друг с другом. В ходе конфликта, продлившегося до 1996 года, в стране погибли около 60 тысяч человек. Начиная с 1996 года, когда власть в Афганистане захватили талибы, жертвами насилия в основном становились мирные жители. Сколько именно их погибло, точно неизвестно, однако ООН приводила сведения не менее чем о 15 бойнях, устроенными талибами. Последний этап афганского конфликта начался после введения туда в 2001 году войск международной коалиции, которые обрушились на «Талибан» за отказ выдать лидера «Аль-Каеды» Осаму бин Ладена.
За последние 12 лет в Афганистане погибли несколько десятков тысяч человек, в том числе до 19 тысяч мирных жителей. Сколько было убито боевиков, точно неизвестно, однако предполагается, что речь может идти о десяти и более тысячах человек. Потери коалиции составили более трех тысяч бойцов. При этом, как и во время советской оккупации, говорить о победе натовцев над боевиками не приходится: оставив власть и отступив в Пакистан, талибы скоро вернулись назад и уже не первый год изматывают западных военных постоянными терактами. Так что вывод натовских войск, запланированный на 2014 год, ознаменует собой не более чем окончание очередного этапа войны. Начало же ей было положено еще 35 лет назад — когда против коммунистов, пришедших к власти, поднялась вся страна.