/ Новости сайта / Космос / На Марсе обнаружен новый тип кратера ударного происхождения
10.10.2013

На Марсе обнаружен новый тип кратера ударного происхождения

Уроки, извлеченные из подземных ядерных испытаний и взрывов вулканов, могут дать ответ, каким образом на Марсе формируются необычные ударные кратеры.

По словам Надин Барлоу (Nadine Barlow), профессора физики и астрономии из Университета Северной Аризоны, кратеры имеют тонкий внешний осадок, который распространяется намного дальше, по сравнению с обычным объемом выброса.

Кратеры многослойные,соотношение их ширины и высоты очень мало. Профессор Барлоу представила результаты своего исследования кратеров во время встречи, организованной Отделением планетоведения Американского астрономического общества и состоявшейся на этой неделе в Денвере. Изображения с высоким разрешением пополнили популярный каталог кратеров Марса.

В отличие от обычных следов выброса кипящего материала, наблюдаемых вокруг свежих марсианских кратеров, в этих кратерах осадок равномерно распределяется тонким слоем по всей толщине, с сохранением дюно-подобного рельефа и всех впадин, с характерным извилистым узором. Продолжительные расстояния, на которые распространяется осадок (до 20 радиусов кратера), свидетельствует о том, что в основе данного явления заложены гораздо более гибкие процессы, чем обычный выброс вещества.

Профессор Барлоу, ее коллега Йозеф Бойс (Joseph Boyce) из Гавайского университета и Лионель Уилсон (Lionel Wilson) из Университета Ланкастера подробнее изучили явление, известное как базисная волна. Расширение газа в результате этого воздействия поднимает мелкозернистый материал с поверхности и перемещает его наружу. Плотность этого пылевого облака намного больше плотности атмосферы, в результате чего облако течет наружу, в виде наземного потока. Этот поток может поступать вверх по уже существующему рельефу и оседать в виде мелкозернистого материала на обширных территориях.

Анализ данных, полученных с помощью автоматической межпланетной станции (АМС) НАСА и действующего орбитального аппарата НАСА, исследующего Марс (Mars Odyssey), позволил обнаружить 140 таких кратеров диаметром 1 км. Кратеры находятся в основном в высоких широтах, местах, богатых мелкозернистым материалом с примесью льда. Этот материал был накоплен за период, когда ось вращения Марса была наклонена больше, чем сегодня. По словам Барлоу, такое сочетание и количества веществ достаточно, чтобы создать эффект базисной волны.