Авиакатастрофа над Уберлингеном
В связи с этой трагедией мы решили напомнить читателям о катастрофе, произошедшей более 11 лет тому назад в ночном небе над Боденским озером. Тем более что к ней привело странное, почти мистическое совпадение многих случайностей. Не менее драматичны и последовавшие за трагедией события.
Дети полетели не на том самолете
В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над немецким городком
Уберлинген, что стоит на северном берегу Боденского озера, столкнулись
российский Ту-154 и «Боинг-757» транспортной компании DHL. Погиб 71
человек, в том числе 52 ребенка, летевшие из Башкирии на отдых в
Испанию, и сопровождавшие их взрослые.
Этой трагедии предшествовала череда неожиданных событий и обстоятельств.
Так, из-за ошибки сотрудников фирмы-организатора отдыха лайнер, на
котором дети из Башкирии должны были лететь в Барселону, отправился туда
без них. Свою оплошность фирма исправила через два дня, организовав для
отправки детей специальный чартерный рейс.
Столкновение произошло в воздушном пространстве, подконтрольном
швейцарской компании «Скайгайд» в Цюрихе, которая сначала отказывалась
признать ответственность за катастрофу. Официальные соболезнования
родственникам погибших сразу после катастрофы выразили только
руководители Германии и Швейцарии. Руководство «Скайгайд» последовало их
примеру лишь два года спустя.
Что привело к столкновению
Расследование причин катастрофы выявило ряд событий, ставших
результатом халатности сотрудников «Скайгайд». Непосредственным
виновником происшедшего стал диспетчер Петер Нильсен, контролировавший
воздушное пространство, в котором столкнулись самолеты.
В ту роковую ночь не работал один из радаров центра управления полетами,
а в ночной смене вместо трех дежурных пребывал только Нильсен. Правда,
поначалу был и второй диспетчер, но он, с согласия Нильсена, пригласил в
центр свою подружку и повел ее «на экскурсию» по помещениям. Такое
легкомысленное поведение диспетчеров объяснялось тем, что интенсивность
движения воздушных судов в эти часы, как правило, весьма невелика.
Мало того, накануне временно отключили центральную линию внешней
телефонной связи, работала лишь резервная. Но и она была недоступна − ее
использовала упомянутая подружка диспетчера, оживленно делившаяся с
приятельницами впечатлениями от осмотра центра.
Именно поэтому диспетчеры из немецкого центра, увидевшие на своих
радарах вероятность возникновения опасной ситуации, не смогли
предупредить о ней коллег в Цюрихе.
В довершение всего в тот момент в воздушном пространстве «Скайгайд»
появился «незапланированный» самолет, идущий на посадку в аэропорт
Фридрихсхафена, и этой машиной следовало заняться немедленно.
А на все это наложилась главная ошибка Петера Нильсена – его решение,
принятое в критический момент. Занятый сопровождением «лишнего»
самолета, он не расслышал сообщения пилотов боинга о начатом ими
снижении. И дал российскому самолету команду снизиться.
Системы предупреждения об угрозе столкновений на обоих самолетах
работали нормально. В возникшей ситуации российский второй пилот
предложил следовать указаниям системы и набирать высоту. Однако
действовавшие правила требовали при подобных расхождениях подчиняться
указаниям наземной службы контроля.
В результате лайнеры оказались на пересекающихся курсах, и хвост боинга
врезался в середину фюзеляжа Ту-154. Оба самолета рухнули на землю.
Признание вины
Вину за происшедшее СМИ прежде всего возложили на Петера Нильсена.
После катастрофы он испытал сильнейшее нервное потрясение, уволился с
работы и на протяжении всей последующей жизни переживал душевную травму.
По прошествии некоторого времени Нильсен сделал письменное заявление,
где выразил сожаление о том, что в ту роковую ночь стал виновником
трагедии и попросил прощения у родных и близких погибших. К сожалению,
руководство «Скайгайд» не предало гласности это заявление. В итоге оно
было опубликовано только в немецком журнале «Фокус», но россияне об этом
ничего не знали. И это стало еще одной предпосылкой для будущих
событий.
Нильсен, несомненно, чувствовал себя виновным в смерти 71 человека, и
жизнь с этим ощущением была для него невыносимой. Можно представить себе
душевные муки и психологический стресс, какие он постоянно испытывал.
А полтора года спустя после той трагедии в дверь его дома постучал незнакомый мужчина явно не европейской внешности…
Трагедия семьи
На разбившемся Ту-154 находилась семья 46-летнего Виталия Калоева из
Северной Осетии. Архитектор высокой квалификации, он в 1999 году
заключил контракт с испанской архитектурно-строительной фирмой и уехал в
Барселону. Его жена Светлана и двое детей оставались дома, и вот теперь
он должен был встретить жену и детей в аэропорту Барселоны, чтобы
вместе провести отпуск в Испании.
И снова роковая случайность. Когда Светлана с десятилетним сыном и
четырехлетней дочерью прибыли в Москву, оказалось, что на
запланированный ими рейс до Барселоны билетов уже нет. Но Светлане
предложили полететь туда самолетом «Башкирских авиалиний» вместе с
детьми, направлявшимися на отдых. Разумеется, она с радостью
согласилась…
Узнав о катастрофе, Виталий сразу же полетел в Цюрих, а затем в
Уберлинген. Останки его дочери нашли в трех километрах от места
столкновения самолетов. Изуродованное тело сына лежало на асфальте
неподалеку от автобусной остановки.
Происшедшее вызвало у Виталия глубокую депрессию. Он возвратился к себе
на родину, где больше года провел в основном возле могил своих родных.
Его видели там даже по ночам.
В ноябре 2003 года руководство «Скайгайд» предложило Виталию Калоеву
компенсацию в сумме 60 000 швейцарских франков за жену и по 50 000 за
каждого ребенка (это примерно по стольку же в долларах США).
Попытки добиться покаяния
Предложение компенсации Калоев счел издевательским, и это привело его
в ярость. Он стал добиваться встречи с Аланом Россером, руководителем
«Скайгайд», и Петером Нильсеном, хотел убедить их официально – перед
телекамерами – попросить прощения у родственников жертв катастрофы и
признать свою ответственность за гибель детей. Но во встрече Виталию
было отказано. Правда, встретиться с Россером ему все же удалось, однако
тот не сумел найти нужных слов, которые хоть как-то утешили бы
человека, потерявшего всю свою семью.
Калоев неоднократно просил руководство «Скайгайд» устроить ему встречу с
Нильсеном. Виталий говорил, что хочет оказаться лицом к лицу с
человеком, который стал причиной смерти его жены и детей. Но прежде
всего он хотел услышать от Нильсена извинения, выражение соболезнований и
публичное признание своей вины. Но все просьбы Виталия отклонялись.
И тогда он решил поехать в Уберлинген как частное лицо. Это было в феврале 2004 года, через полтора года после катастрофы.
Самосуд
Адрес Нильсена Калоев отыскал в телефонном справочнике. Поскольку он
не говорил по-немецки, то сначала позвонил приятелям в Германию, чтобы
попросить кого-нибудь стать его переводчиком. К сожалению, они были
очень заняты и приехать в Уберлинген не смогли. Еще у Виталия был
знакомый пастор в Цюрихе, который тоже мог бы ему помочь, но тот
оказался в отпуске. Очередные совпадения…
Виталий решил действовать в одиночку. Найти дом Нильсена помогла
женщина, жившая неподалеку. Виталий подошел к двери дома и постучал. На
пороге появился человек, с которым Калоеву удалось, наконец, встретиться
лицом к лицу. Виталий жестом попросил, чтобы хозяин впустил его в дом.
Но тот вышел из дома и закрыл за собой дверь. Тогда Калоев сообщил, что
он из России. Как сказать это по-немецки, он знал. Потом он вынул из
кармана фото своих погибших детей и жены, чтобы показать их Нильсену. Но
тот оттолкнул руку Виталия и жестом предложил ему уйти.
И тогда в душе у Виталия что-то произошло – боль, отчаяние, ощущение
несправедливости, которые ему до сих пор как-то удавалось сдерживать,
вырвались из-под контроля. Он снова протянул Нильсену снимки и сказал
по-испански:
– Вот, посмотри!
На этот раз Нильсен просто ударил его по руке, и снимки упали на землю.
Того, что произошло потом, Виталий совершенно не помнит. Согласно
протоколам следствия, Калоев нанес Нильсену множество ударов ножом,
который у него всегда был при себе. Однако убийца не смог вспомнить, как
покинул место совершения преступления и куда направился.
Жена 36-летнего Нильсена была в доме вместе с детьми, когда вдруг
услышала крик. Выбежав наружу, она увидела мужа, лежащего на пороге в
луже крови, и удаляющегося человека. Петер Нильсен умер на глазах своих
родных еще до приезда медиков.
Последствия мести
Найти Калоева оказалось легко − он остановился в близлежащем отеле.
Его задержали и поместили в психиатрическую клинику, поскольку ведущий
дело судья пришел к выводу: убийство совершено в состоянии аффекта.
После ряда судебных процедур Калоева приговорили к восьми годам тюрьмы.
Однако в 2007 году швейцарский апелляционный суд снизил срок заключения,
Виталий вышел на свободу и вернулся на родину.
Общественное мнение в России, а особенно в Северной Осетии, с самого
начала было на стороне Калоева. Большинство людей считали, что своим
поступком он наконец-то восстановил справедливость. Сам же Виталий, еще
находясь в тюрьме, говорил, что ему от этого вовсе не легче – ведь ни
его дети, ни жена никогда не воскреснут. И по-прежнему утверждал, что не
помнит, как убивал Нильсена.
По возвращении на родину Виталий Калоев был назначен на должность
заместителя министра строительства и архитектуры Северной Осетии.
А швейцарский суд впоследствии признал четверых сотрудников «Скайгайд»
виновными в неумышленном причинении смерти многим людям. Троим из них
назначили символические сроки лишения свободы, один заплатил штраф.