Управлять боевыми кораблями будут из виртуальной реальности
Очки виртуальной реальности Oculus Rift пробуют использовать для управления боевыми кораблями. ВМС США применяют новейшие игровые технологии для создания виртуальных панелей управления системами военных судов.
Управление военно-морских исследований (ONR) ВМС США ведет проект Project BlueShark, в рамках которого военные пытаются создать высокотехнологичную футуристическую среду, в которой будут работать офицеры, управляющие различными системами военных кораблей. Невероятные интерфейсы, взаимодействие с аватарами, интерактивные взаимодействия с реальными механизмами и оружием, трехмерная виртуальная реальность и многое другое – все это превосходит даже большинство видеоигр.
Американские военные планируют использовать виртуальную реальность в качестве рабочей среды уже в следующем десятилетии.
Рабочее место оператора, работающего в виртуальной среде проекта
BlueShark: справа на столике очки Oculus Rift и интерфейс-перчатки, в
центре сенсорный экран, на стене расположены обычные экраны для контроля
экспериментов
Опытная система BlueShark была разработана в Университете Южной Калифорнии при финансовой поддержке ONR. Она включает в себя виртуальную и дополненную реальность, виртуальных людей (аватаров), искусственный интеллект и передовые интерфейсы человек/компьютер. BlueShark позволит операторам вооружения, РЛС, связистам, старшему офицерскому составу и командованию флота работать в виртуальной среде, которая может представлять собой виртуальный мостик или виртуальную модель надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, ракет, торпед и глубинных бомб.
Работа системы BlueShark действительно впечатляет. В качестве основного средства погружения в виртуальную реальность используются в том числе и очки виртуальной реальности Oculus Rift, изначально предназначенные для игр и имеющие широкое поле зрения. Также имеются большой сенсорный экран и перчатки, переносящие движения рук в виртуальную среду.
Виртуальный мостик позволяет мгновенно сменить рабочее место или
«выйти» за пределы корабля. Также на виртуальный мостик в любое
мгновение может явиться, например, командующий флотом
BlueShark дает оператору огромные возможности. Например оператор вооружения может в виртуальном мире «восседать» наверху надстройки корабля и, например, «вручную» выбирать боеприпас и захватывать цели. В данной виртуальной среде нет необходимости в условностях, таких как пиктограммы на экране радара. В виртуальной среде модель реальной ракеты противника может совмещаться с текстовыми и другими данными о ее характеристиках. Впервые оператор может «лететь верхом на ракете» или «глазами» телеуправляемой торпеды смотреть на вражескую подлодку. Это должно резко повысить эффективность управляемого оружия, к тому же оператор, в перспективе, может заглядывать далеко за горизонт – с помощью сенсоров вертолетов, самолетов и БПЛА. Кроме того, в виртуальной среде проще контролировать радиусы поражения оружия, местоположение других кораблей и летательных аппаратов. Последнее особенно важно для подводных лодок, операторы которых всегда испытывали нехватку визуальных данных.
Возможно, еще более важной является способность BlueShark создавать единую виртуальную среду, где происходит взаимодействие между людьми и компьютером. Это своеобразный виртуальный мостик, где присутствуют аватары дежурной смены офицеров. Использование виртуального мостика имеет массу преимуществ: его размер может быть любым, обмен данными происходит мгновенно и не требует хождения пешком от монитора к монитору, также на виртуальный мостик с помощью спутниковой связи в любой момент может «телепортироваться» любой офицер, например из командования флота.
В настоящее время военные моряки разрабатывают оптимальную виртуальную среду, которая позволит управлять военными кораблями и флотом в целом с гораздо большей эффективностью. Технология BlueShark, возможно, изменит облик военных судов также кардинально, как переход от паровых машин к газотурбинным двигателям. Так, виртуальный мостик и виртуальные боевые посты позволяют разместить людей на отдельных изолированных и защищенных постах-капсулах, что резко повысит живучесть и боеспособность корабля. Также, потенциально, виртуальная среда дает возможность резко уменьшить экипаж корабля.