/ Новости сайта / Космос / Этот загадочный Марс. Часть-2
10.03.2014

Этот загадочный Марс. Часть-2

Величайший  во всей Солнечной системе потухший  марсианский вулкан Олимп  имеет высоту 27 км по отношению к его основанию и 25 км по отношению к среднему уровню поверхности Марса (эта условная поверхность заменяет на Красной планете наш земной «уровень моря», поскольку морей с водой на Марсе нет),  занимая по площади  «участок» примерно 500 на  500км.

Вообще, действующих вулканов на Марсе в наше время не существует, но, учитывая малую силу притяжения Марса (примерно в 2,6 раза слабее земной), логично прийти к выводу, что вулканические бомбы и куски горных пород Красной Планеты в древние эпохи активности марсианских вулканов, могли разлетаться по всему Марсу и добавлять свою лепту в его  каменистый ландшафт.

На поверхности, в атмосфере, в погоде и в климате Марса важную роль играет покрывающая его в огромных количествах и периодически  «забивающая»  всю его атмосферу тончайшая пыль. Пыльные бури бывают на Марсе как местного характера, так  и «глобальные». В периоды планетарных бурь поднятая ураганными ветрами красноватая марсианская пыль поднимается на десять и выше  километров и периодически может скрывать от внешнего обзора всю планету, кроме вершин ее высочайших  вулканов. Именно из-за этих сверхбурь, когда над всей планетой «висят» гигантские массы красной пыли, а весь Марс месяцами кажется монотонно-красным,  он и зовется «Красной планетой», а   сам цвет этой пыли обусловлен повышенным содержанием в ней окислов железа.

Итак, Марс, он же – Красная Планета,   на первый взгляд,  выглядит совершенно безжизненным  царством холода и пыльных бурь, и все-таки он  не так прост, поскольку таит в себе множество загадок, которые нам, землянам, еще только предстоит разгадать.  Вот лишь несколько  самых «простых»    примеров  марсианских  «ребусов  и кроссвордов».

Во-первых, до сих пор нет достаточных научных объяснений,  как основному  цвету Красной Планеты так и цвету  его полярных шапок и околополярных областей.  Теперь мы знаем, что в марсианской пыли много окислов железа, но откуда взялись  само железо и окисливший его кислород? Неужели только из железных метеоритов и астероидов, бомбардировавших Красную Планету миллиарды лет? Или это свое,  «марсианское железо»? Но в марсианских породах его найдено пока не так много, чтобы все так просто объяснить. А, главное,  откуда взялся кислород, если в атмосфере Красной Планеты его практически нет?

Если же рассматривать еще и динамику цвета поверхности Марса, тогда вообще получаются сплошные парадоксы.  Гипотез  о полярных шапках   Марса придумано более чем достаточно, но  они  пока еще  не очень убедительны. Вообще-то, полярные шапки Марса знакомы астрономам с 1666 г.  Известно, что в зимний сезон каждого полушария Марса соответствующая полярная шапка достигает своего максимального «развития», сверкая «белыми снегами»,  а местным летом она «тает» и уменьшается в несколько раз, «съеживаясь» вокруг своего географического полюса .

По мере таяния каждой из полярных шапок (еще с начала местной весны) от соответствующего полюса к марсианскому экватору начинает распространяться «волна потемнения», которую астрономы прежних времен принимали за волну «влажности» и общего «оживления марсианской растительности». Но, если бы это было так, тогда «волна потемнения-оживления», по аналогии с Землей, должна была бы распространяться от экватора к полюсу! Теперь-то  мы знаем, что никакой растительности и открытой жидкой воды на Марсе нет, а это значит, что «темнеет» что-то другое.

Но, если на полюсах Марса что-то «тает» весной, то, неужели, это – просто снег и лед? Но ведь снег, лед – это замерзшая вода, а воды на Марсе пока «официально»  не обнаружено? Получается  какой-то явный  парадокс!

Зато  мы знаем, что  углекислого  газа в атмосфере  Марса полно – она вся почти из него и состоит. Вполне  логично предположить, что при сверхнизких температурах на полюсах Марса его полярные шапки  состоят из замерзшей углекислоты, т.е. из «сухого льда». И, все-таки, во время сравнительно недавних съемок полюсов Марса в инфракрасном диапазоне света, выполненных орбитальным зондом, полярные шапки  выглядели на снимках почти черными, в то время как «сухой лед» должен был выглядеть белым.

Так что вопрос о том, из чего состоят полярные шапки Марса до сих пор остается открытым, хотя и существуют объяснения типа того, что полярные шапки у этой планеты не простые, а «комбинированные»  и состоят они, вероятно,   из слоев  углекислоты,  водяного льда и вездесущей марсианской пыли.

Примечательно, что  с  Земли различия в цвете и площади не только полярных шапок, но  и  сезонных ландшафтов средних широт Марса в телескопы видны, а с марсианских орбит космические  зонды ничего  особенного в плане сезонной изменчивости ландшафтов средних широт этой планеты не фиксируют.

Но, ведь астрономы видели не так давно (где-то с 60-х годов 19-го столетия  и почти до 30-50-х годов прошлого столетия) эти «сезонные изменения», как бы  «волны оживающей растительности»,  так ловко вводившие в заблуждение многих ученых, включая  нашего  талантливого  отечественного  астронома и астрофизика  Г.А.  Тихова.

Он до 60-х годов прошедшего века  не только верил   в возможность существования «растительности» на Красной планете, но даже  успел положить начало (на  «марсианском» энтузиазме)  развитию целой новой науки – «астробиологии».
Во-вторых, не совсем ясна причина  глобальных  и, особенно,   внезапных «местных» пылевых бурь на «Красной планете», о которых мы уже говорили.

Логично было бы считать, что  основным фактором, приводящим к возникновению пылевых бурь, является разница между дневными и ночными температурами, поскольку днем атмосфера Марса может разогреваться в средних широтах до минус 30 градусов по Цельсию, а ночью температура там опускается до минус 90 градусов. Чтобы поднять пыль на Марсе, скорость его разреженного «воздуха» должна достигать 80-100 метров в секунду.

Теоретически, такие скорости ветра при огромных  перепадах марсианских температур (по времени и по площадям) вполне возможны. Кроме того, опять таки   теоретически, оторвавшись от почвы, частички марсианского  песка и пыли могут долго «парить» в атмосфере из-за низкой силы притяжения этой планеты, которая почти в 2,6 раза слабее земной. Но,  продолжительность самых больших, глобальных пылевых бурь на Марсе просто  потрясающа.  Она   может достигать от 50  до 100 и более дней, а это  требует  очень серьезных   объяснений.

Немалую загадку представляют и некоторые облачные образования Марса, которые могут  состоять не из пыли, а  из капелек воды. Известно, что паров воды в марсианской атмосфере очень мало и, тем не менее, на космических снимках можно наблюдать как бы  частично пылевые,  но, все-таки,  весьма похожие на водяной туман облака.

С  70-х годов  прошлого столетия земные автоматические корабли начали достигать Красной планеты и, каково же было удивление тех, кто их посылал, когда вместо  «каналов» итальянского астронома Скиапарелли и его зарубежных коллег, там были открыты каналы совсем иного рода.

С помощью близкой космической съемки на Марсе  были открыты  не искусственные   и не прямые, а извилистые и естественные сухие каналы, которые очень напоминают высохшие русла когда-то давно существовавших марсианских рек. Найдены на космических снимках даже структуры, похожие на дельты, т.е. зоны впадения этих древних  «рек» в древние  марсианские «озера», а может быть, даже и своего рода моря или океаны со своими характерными шельфами.

Еще одна загадка состоит в том, что не все вспышки света на Марсе можно отнести к естественным  причинам. Роман Уэллса «Война миров» начинался с того, что один из его героев сначала наблюдал в телескоп на Марсе какие-то яркие вспышки, а потом уже на Земле появился «марсианский десант».

Но Уэллс никаких вспышек на Марсе, как оказывается,  не выдумал, а просто использовал реальные сообщения астрономов своего времени (70-90-х годов 19-го столетия) об этих самых вспышках. И даже значительно позднее, в  августе 1924 года россиянин   Барабашов обнаруживал на Марсе яркую белую полосу, которая не исчезала на протяжении нескольких минут.

Но самая мощная вспышка на Красной планете произошла 4 июня 1937 года. Ее наблюдал японский астроном Маэда. Следя за Марсом в телескоп, он вдруг увидел, как вблизи края марсианского диска появилось сверкающее пятно. Его яркость значительно превосходила даже сияние полярной шапки! Через пять минут пятно исчезло.

Самое же  интересное заключается в том, что вспышки на Марсе астрономы  периодически  наблюдают   вплоть до сегодняшнего дня, но   объяснить это чисто оптическими иллюзиями невозможно, а придумать хоть какую-нибудь разумную гипотезу затруднительно.  Короче говоря, сплошные загадки, а реальных разгадок пока и не предвидится.

Между прочим,  в последнее время существование в прошлом  водных потоков на Марсе было почти доказано новыми отчетливыми фотографиями, сделанными НАСА. Правда, не так давно  было высказано и опровержение этим данным, базирующееся на предположении, что потоки-то  воды были, но не такие как на Земле, а выдавленные из недр Марса в виде гейзеров, порождавших селевые потоки из воды, грязи, льда и водяного пара.  Они, дескать, промыли русла на Марсе, а потом вода исчезла. Опять – таки непонятно, куда и почему эта вода  исчезла?

В атмосфере ее очень мало, а в марсианских полярных шапках, по современным подсчетам,  могут содержаться  лишь сотые доли того объема воды, который на Земле, например, имеется  в ледниках Антарктиды. Если эта извергнутая недрами вода потом стала вечной мерзлотой, тогда надо эту мерзлоту как-то «идентифицировать» и хотя бы примерно оценить количественно, чтобы сопоставить с тем количеством «селевой воды и  льда», которое понадобилось для естественного  «рытья» всех оставшихся на марсе русел рек и потоков.

А, пока такого подсчета нет,  эта гипотеза  остается просто гипотезой.  Есть еще  другая  любопытная гипотеза о том, что  в древности на Красной планете ползали ледники, которые оставляли после себя борозды, похожие на русла рек. Но, тогда,  куда же  делись эти ледники или хотя бы та вода, из которой они состояли?   Тоже исчезли без следа?

А может быть лучше предполагать, что Марс был, пусть и страшно давно, по-настоящему водной планетой с мощной атмосферой, подобно нашей современной Земле, но потерял все свои водные и воздушные ресурсы путем своей «неудачной» эволюции, после столкновения с мощным астероидом, или в результате еще какого-то космического катаклизма? В общем – как всегда, истина где-то рядом, только вот с водой на Марсе совсем  нелогично все получается, как, впрочем, и со вспышками света.

Этот загадочный Марс. Часть-3