/ Новости сайта / Космос / Этот загадочный Марс. Часть-3
10.03.2014

Этот загадочный Марс. Часть-3

Еще одной «загадкой природы» является проходящий через весь Марс колоссальный, самый большой в Солнечной системе тектонический разлом или система каньонов – Долины Маринера (или Долины Маринер).  Данный  «шрам»  планетарной коры, отлично видимый из космоса,  проходит почти по экватору, занимая середину общего снимка Марса слева-направо под наклоном вниз).  Он имеет  глубину более 10км,  ширину около 600км  и протяженность свыше 3000км  (для сравнения, диаметр Марса – около 6800км).

Какие силы его образовали и, как он сохранился при такой глубине и протяженности в течение миллионов, а то  и миллиардов  лет?    Все это еще только предстоит разгадать.

Ученые пока  лишь  предполагают, что Долины Маринера, как  геологическая структура,  сформировалась миллиарды лет назад, приблизительно в то же время, что и возвышенность Фарсиды  —  вулканический регион, приютивший гору Олимп (и группу его «собратьев-вулканов», тоже немаленьких) — самый высокий потухший вулкан в Солнечной системе, представляющий собой для нашей  вулканологии, не привыкшей к таким масштабам, порядочную загадку.

Долины Маринера, вытянувшиеся вдоль экватора, расположены к востоку от этого «экзотического»  региона. Для сравнения на рисунке приведены вид плато с расположенными на нем высочайшими вулканами и объемные карты двух противоположных Марсианских полушарий.   Хорошо видно, что Олимпу и трем другим высоким вулканам как бы противостоит величайшая впадина Марса -  Равнина Эллада.   Из космоса неплохо  просматривается эта ударная впадина почти круглой формы диаметром 1800 км на поверхности Марса и глубиной более 8 км.

Вполне вероятно, что все три эти «геологические достопримечательности» Красной планеты как-то связаны между собой. Появилась даже вполне правдоподобная на первый взгляд гипотеза о падении в геологическом прошлом на Марс колоссального астероида, пробившего его кору там, где теперь красуется глубочайшая впадина – Эллада,  (большое почти круглое пятно синего цвета)  и вызвавшего своей ударной волной извержение и рождение на противоположной стороне Марса его гигантских, теперь уже потухших  вулканов – Олимпа и «компании». Долины Маринера, возможно, тоже являются следствием этой катастрофы. Выглядит эта мысль достаточно «эстетично», но доказывать ее придется, скорее всего,  не нашим современникам, а  первым переселенцам на Марс, которые там, похоже,  начнут появляться   через пару  десятков лет.

Но, если удар астероида такой колоссальной силы будет доказан, тогда это может подкрепить  гипотезу о потере «полноводным и мощноатмосферным»  прежде Марсом всех своих «жизненных ресурсов» в один  катастрофический момент, когда колоссальная кинетическая энергия «космического гостя» создала в южном полушарии Равнину Эллады, пробудила высочайшие марсианские вулканы, раскололо кору планеты по Долине Маринера и буквально «высушила» всю планету «как на сковородке». Однако  снова будет не очень  понятно,  куда же ушла с планеты вся ее вода и куда делась мощная атмосфера спустя время после катастрофы, когда все успокоилось? Ведь не в космос же, хоть Марс и поменьше Земли? А если – в космос, то где расчеты этих потерь?

А вот еще – «загадочка»:  мы уже отмечали выше, что  магнитное поле Марса очень  слабо по сравнению с земным и даже не имеет выраженных магнитных полюсов. Такое магнитное поле кажется странным, если учесть, что некоторые ученые  считают, что ядро Марса – жидкое и состоит из «металлического водорода», хотя  есть и другие гипотезы.

Все дело в том, что  химический состав Марса типичен для планет Земной группы, а вот его магнитное поле не типично, потому что составляет в среднем всего лишь 2% от магнитного поля Земли.    Из-за намагниченности пород в некоторых областях Красной планеты  локальные магнитные поля могут быть на порядок и более   сильнее среднего  поля.

Есть гипотеза, что, имеющее относительно низкую температуру (около 1300 К) и низкую плотность, ядро Марса богато железом и серой (т.е. жидкое и электропроводимое) и невелико по размерам.  Его предполагаемый радиус порядка 800-1000 км, а масса — около одной десятой всей массы планеты.

Но, при таком внутреннем строении Марс мог бы иметь магнитное поле подобное земному, а он его все-таки не имеет. Слабый магнетизм Красной планеты лишает ее, таким образом, какой-либо существенной электромагнитной  защиты от потоков солнечных корпускул и от космических частиц, а, значит, на его поверхности потенциальная  белковая Жизнь не имеет такого превосходного щита, который характерен для Земли с ее мощным  магнитным полем и магнитосферой.

Загадочно, между прочим, еще и то, что до сих пор не укладываются в пределы естественных причин многочисленные случаи отказа космической техники при подлете к загадочной «Красной планете». Из   более  четырех с лишним десятков запусков   земных автоматических космических кораблей и зондов на Марс,  можно по пальцам пересчитать те миссии, которые считаются  достигшими  Марса и своих целей. Не говорит ли это о том, что мы знаем о Марсе не так уж и много, как нам это сейчас кажется?

Весьма характерен   пример «строптивости» Марса – авария  спускаемого европейского аппарата «Бигл-2». Европейско-российский корабль «Марс-Экспресс» сумел опередить американских конкурентов и достиг Марса в канун Нового 2004 года, успешно выйдя на орбиту вокруг планеты для длительной работы. Но когда произошел спуск на Красную планету его зонда  «Бигл-2», повода для ликования не было:  европейский зонд не вышел на связь ни первые сутки после посадки, ни последующие.  С тех пор он   официально считается «пропавшим без вести».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
-  «Бигль-2» — посадочный модуль, предназначенный для исследований в рамках миссии Марс-экспресс в 2003 году. Разработан британскими учёными под руководством Колина Пиллинджера для поиска следов жизни на Марсе. Назван в честь корабля «Бигль», на котором путешествовал Чарлз Дарвин. Предполагалось, что аппарат проработает на поверхности планеты около 180 дней, с возможным продлением миссии до одного марсианского года (687 земных дней). «Бигль-2» должен был исследовать геологию, минералогию, геохимию места посадки, собрать данные по метеорологической обстановке и климату, провести поиск следов существования жизни на Марсе. Посадка, состоявшаяся 25 декабря 2003 года, предположительно, прошла удачно, но аппарат на связь не вышел. В декабре 2005 года при анализе снимков поверхности Марса, сделанных межпланетным аппаратом Mars Global Surveyor учёные обнаружили предположительное место посадки модуля «Бигль-2». Изучив фотографии, учёные заявили, что зонд приземлился почти не поврежденным. На фотографии можно увидеть несколько тёмных пятен, которые, вероятно, являются воздушными подушками и парашютами аппарата. Это означает, что все системы безопасности сработали нормально и до соприкосновения с поверхностью модуль оставался исправным. Основной причиной выхода из строя признан отказ оборудования связи.

НА МАРСЕ ОБНАРУЖЕН BEAGLE-2:
- Многие информационные агентства разнесли 20 декабря (ВТ, 12/20/2005) по всему свету сенсационную весть: Специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) обнаружили на поверхности Марса аппарат Beagle-2, потерянный в ночь на Рождество 2003 года. При этом ссылаются на данные, полученные в ходе изучения снимков поверхности Красной планеты, сделанных американскими межпланетными зондами Mars Odyssey и Mars Global Surveyor. Напомним, что 19 декабря 2003 года Beagle отделился от спутника Mars Express, чтобы через 6 дней оказаться на Марсе. Там он должен был заняться поиском жизни, а также анализом почвы и атмосферы. Однако аппарат никак не подтвердил своего приземления, и больше сигналов от него не поступало. По официальной версии, Beagle-2 очень не повезло - он попал в кратер диаметром в 19 м и несколько раз рикошетом ударялся о его стенки.Возможно, специалистам ЕКА действительно удалось отыскать место падения аппарата. Однако, стоит вспомнить, что несколько месяцев назад американцы "нашли" на Марсе место падения своего аппарата Mars Polar Lander. Правда, через несколько месяцев выяснилось, что найденные "следы" ни что иное, как "свет и тени" рельефа. Не исключено, что и в случае с Beagle-2 произойдет нечто похожее. Ранее европейские ученые, проанализировавшие фотографии модуля Beagle-2, сделанные в момент его отделения от станции Mars-Express, утверждали, что рядом с модулем был виден НЛО. Таинственная "точка" на фотографии стала объектом самого пристального изучения. Ученые не исключали, что именно НЛО мог стать причиной катастрофы европейского модуля.

Итак, холод, отсутствие жидкой воды, килорода, слабость марсианского магнитного поля и крайняя разреженность его атмосферы свидетельствуют о почти неприемлемых  условиях для существования на нем любых белковых форм Жизни  в современную нам эпоху.

Однако попытки раскрыть марсианские «секреты» и найти на Красной Планете, если  не Разум и  не  Жизнь  в  их земном понимании, то хотя бы воду и простейшие микроорганизмы имеют настолько принципиальное значение, что начатый в 70- годы космический штурм  продолжается.

В отличие от «Бигл-2», американским роботам (роверам, как «ласково» называют их  в западных СМИ) -марсоходам «Спирит» и «Оппортьюнити» повезло и они, хотя и прибыли на Марс позже, в январе 2005 года, зато уцелели при посадке, стали «марсианскими роботами-долгожителями и много лет подряд с перемененным успехом выполняли свою нелегкую миссию на его поверхности.

Как сообщало не так давно американское космическое агентство НАСА,  марсоход «Оппортьюнити»,  работавший в средних широтах южного полушария планеты,  все-таки нашел следы процессов,  свидетельствующих, что на Марсе многие миллионы лет назад  была распространена жидкая вода. Вслед за ним аналогичный результат получил    «Спирит».  Он работал тоже в средних широтах планеты, но на противоположном, северном  полушарии  Марса.

Эти результаты могут показаться не очень значимыми для нас в практическом смысле, но могут иметь большое научное значение. Ведь, решая загадки Марса, мы сможем быстрее разобраться и с загадками Земли.

А в конце мая 2008 года на  северную  приполярную область Красной Планеты успешно опустился еще один посланец Земли,  новый американский зонд-лаборатория  «Феникс»

На околомарсианских орбитах интенсивно работают, особенно в последние годы,  управляемые с Земли искусственные спутники Красной Планеты.   В последний период «марсианского штурма» это -  запущенный Россией совместно с Европейским космическим агентством  автоматический аппарат  Марс-Экспресс и  роботы-аппараты НАСА Марс-Одиссей и Марс-Орбитальный Разведчик.

С помощью двух последних  спутников американское космическое агентство НАСА осуществляет радиоретрансляцию для связи со двумя своими роверами и зондом на поверхности Марса.

Российский прибор Хэнд (Hand - детектор нейтронов высоких энергий), установленный на американской орбитальной станции "Марс-Одиссей", составил «нейтронный портрет» всего  Марса, дистанционно  обнаружив  там водяной лед (пока предположительно, однако весьма вероятно)  еще в марте 2002 года.

Руководитель и разработчик эксперимента -  заведующий лабораторией Института космических исследований (ИКИ) доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов.  В настоящее время построены глобальные карты нейтронного потока от Марса с пространственным разрешением в 200-300 км.

Установлено, что Марс имеет два огромных района в полярных широтах с, вероятно,  очень высоким содержанием водяного льда в грунте  - более 40-50 процентов по массе. Поверхности районов вечной мерзлоты почти в 100 раз превышают площадь полярных шапок планеты, причем на севере водяной лед находится непосредственно у самой поверхности.

Манипулятору  стационарного зонда-лаборатории Феникс уже удалось проникнуть вглубь марсианского грунта достаточно основательно, чтобы управляющие им   ученые получили, наконец-то шанс  получше, чем раньше,   разобраться в вопросе есть ли на Марсе вода, или нам это только кажется.

Дело в том, что дистанционные  методы зондирования марсианского льда, мерзлоты или воды с околомарсианских орбит все равно требуют  «контактного подтверждения».

Т.е., надо не только «вычислить» все залежи воды на Марсе, используя спутниковые данные, но и «докопаться» до них чисто физически – бурами, манипуляторами, скребками и подвергнуть эти пробы прямому химическому и физическому анализу. И, только после таких «непосредственных контактов» земных анализаторов  с марсианским грунтом, мерзлотой или льдом (в идеале – с марсианской водой) ученые будут полностью удовлетворены в своих поисках доказательств того, что вода на Марсе все-таки есть.

А,  в идеале, конечно, только человек, высадившись на Марс,  сможет наиболее достоверно найти там воду и Жизнь, если  они там только  есть.

Но, все же,  ученые кажется уверены в том, что Феникс воду на Марсе нашел. Почти нашел! А всем энтузиастам, верящим в «жизнь на Марсе»  надо только набраться терпения, пока все данные анализов будут как следует проверены в НАСА. И если гипотеза о существовании воды на Марсе подтвердится, в каком бы виде она там сейчас ни находилась, это будет иметь фундаментальное научное значение.

Конечно, скептики «тоже не дремлют» и уже выдвинули свой «антитезис» - дескать, воду признаем, да только Марс и сейчас слишком «соленый», а раньше там вообще всюду, в том числе и в свободной жидкой воде рек и водоемов была сущая «рапа». Так что минералы  в марсианской воде откладывались, но это еще ничего о древней марсианской жизни не говорит, поскольку Жизнь и «рапа» несовместны!

Что бы им на это возразить, если бы встать на позицию «энтузиастов», т.е., сторонников  положительного решения «вечного марсианского вопроса»?  А возразить можно многое «что»,  ну, хотя бы то, что по последним данным НАСА на Марсе есть пещеры (найдены они на склоне вулкана еще в 2007г.)  и даже просматриваются «зияющие» выходы из них на поверхность планеты.

И в этом уже нет ничего невозможного, потому что теперь мы просматриваем весь Марс с точность до 30см! Именно такова разрешающая способность фотокамер, установленных на спутнике Марс-Орбитальный Разведчик. Так что, если   сами марсоходы теперь отчетливо видны с орбиты (это-факт, есть снимки – можно их посмотреть в Интернете), то почему бы   и входы в марсианские пещеры нам не разглядеть во всех подробностях (рис.25а,б). Отверстие на склоне вулкана, показанное на космическом снимке, между прочим – немаленькое. Оно достигает 150м в поперечнике и  оценивается как более 100м по глубине, так что ни о какой «оптической иллюзии» не может быть речи.

А вот - совсем недавние материалы СМИ (дословно)по данной  теме:

- По словам специалистов североамериканского космического агентства НАСА, во время детального анализа изображений поверхности Марса, полученных с аппарата Одиссей, на поверхности планеты были обнаружены пещеры. Ученые подчеркивают, что пока не могут достоверно утверждать, что обнаруженные находки на самом деле являются пещерами в привычном понимании этого слова. Пока специалисты говорят лишь об отверстиях в горных породах Марса, которые ведут вглубь планеты. Коме того, судя по данным термического анализа, сделанного Одисеем, температуры в пещерах несколько выше, чем на поверхности планеты. Данный феномен специалисты объясняют либо наличием каких-либо природных газов, либо радиации, либо солнечным нагреванием. На сегодня в НАСА говорят о семи обнаруженных пещерах, каждая из которых обладает своей уникальной топологией. Примечательно, что входы в данные пещеры довольно крупные — от 100 до 252 метров в диаметре. О глубине пещер ученые говорят лишь приблизительно, однако учитывая особенности горных пород в регионе пещер и их температурный фон, можно говорить о том, что в среднем их глубина составляет порядка 130 метров.

Рисунки - коллаж автора.