Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:25
Раскрыт секрет оружия терракотовых воинов?
Одно из самых удивительных археологических открытий XX века —
терракотовые воины в натуральную величину в гробнице первого императора
Китая Цинь Шихуанди. Изучение этой армии далеко от завершения. Может
быть, вас заинтересует известие о том, что недавно специалисты выяснили,
как изготавливались бронзовые спусковые крючки для 8 тыс. арбалетов?
Согласно историческим источникам, работа над гробницей императора Цинь Шихуанди близ города Сиань началась вскоре после того, как он взошёл на престол (в 246 году до н. э.). Захоронение обнаружили в 1970-х. Мир был поражён зрелищем нескольких тысяч реалистично изображённых ремесленников, музыкантов, чиновников, лошадей и солдат. По мнению соавтора нового исследования Сючжэнь Дженис Ли из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), над статуями трудились 700 тыс. рабочих, многие из которых были заключёнными или просто находились в долгу перед империей. Масштабное мероприятие преследовало важную цель — обеспечение военной мощи и ресурсов императора в загробной жизни.
Ремесленники создали около 8 тыс. ярко раскрашенных воинов, державших копья, мечи и арбалеты. Каким образом изготавливалось оружие, оставалось загадкой: арбалеты были сделаны из дерева или бамбука и давно сгнили, сохранились лишь металлические наконечники болтов да спусковые крючки.
Г-жа Ли и её коллеги отправились в музей, где рассмотрели и измерили 216 спусковых крючков, состоявших из пяти деталей. Отсутствие износа говорит о том, что оружие не использовалось в сражениях и, скорее всего, создавалось специально для гробницы. Кроме того, учёные проанализировали сведения о том, в каких местах гробницы были обнаружены спусковые крючки, а также варианты размеров и форм деталей.
Детали оказались... одинаковыми, то есть взаимосвязанные части спускового механизма изготавливались в одних и тех же или почти идентичных литейных формах небольшими партиями, после чего в крошечных мастерских, которые больше напоминали тюремные камеры, под неусыпным оком надзирателей собирались сами крючки. Надо сказать, такая точка зрения противоречит представлению о своего рода «конвейере», которого придерживаются многие учёные.
Организация работы в небольших мастерских соответствует той структуре общества, которая была введена упомянутым императором, подчёркивает другой автор, Маркос Мартинон-Торрес из Университетского колледжа Лондона. «Он отменил передачу привилегий по наследству и разделил население Китая на небольшие группы, которые несли коллективную ответственность за соблюдение законов, — поясняет специалист. — Когда один из представителей группы совершал преступление, наказывали сразу всех, если они, разобравшись между собой, не выясняли, кто на самом деле виноват».
Г-н Мартинон-Торрес не исключает того, что аналогичным образом производилось оружие и для настоящей армии империи Цинь, хотя это не более чем предположение. По его мнению, таким образом удобно пополнять арсенал войска, находящегося в походе.
Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Подготовлено по материалам LiveScience.
Не забудьте пересчитать: должно быть не меньше восьми тысяч. (Фото Lukas Hlavac / Shutterstock.)
Согласно историческим источникам, работа над гробницей императора Цинь Шихуанди близ города Сиань началась вскоре после того, как он взошёл на престол (в 246 году до н. э.). Захоронение обнаружили в 1970-х. Мир был поражён зрелищем нескольких тысяч реалистично изображённых ремесленников, музыкантов, чиновников, лошадей и солдат. По мнению соавтора нового исследования Сючжэнь Дженис Ли из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), над статуями трудились 700 тыс. рабочих, многие из которых были заключёнными или просто находились в долгу перед империей. Масштабное мероприятие преследовало важную цель — обеспечение военной мощи и ресурсов императора в загробной жизни.
Ремесленники создали около 8 тыс. ярко раскрашенных воинов, державших копья, мечи и арбалеты. Каким образом изготавливалось оружие, оставалось загадкой: арбалеты были сделаны из дерева или бамбука и давно сгнили, сохранились лишь металлические наконечники болтов да спусковые крючки.
Г-жа Ли и её коллеги отправились в музей, где рассмотрели и измерили 216 спусковых крючков, состоявших из пяти деталей. Отсутствие износа говорит о том, что оружие не использовалось в сражениях и, скорее всего, создавалось специально для гробницы. Кроме того, учёные проанализировали сведения о том, в каких местах гробницы были обнаружены спусковые крючки, а также варианты размеров и форм деталей.
Детали оказались... одинаковыми, то есть взаимосвязанные части спускового механизма изготавливались в одних и тех же или почти идентичных литейных формах небольшими партиями, после чего в крошечных мастерских, которые больше напоминали тюремные камеры, под неусыпным оком надзирателей собирались сами крючки. Надо сказать, такая точка зрения противоречит представлению о своего рода «конвейере», которого придерживаются многие учёные.
Организация работы в небольших мастерских соответствует той структуре общества, которая была введена упомянутым императором, подчёркивает другой автор, Маркос Мартинон-Торрес из Университетского колледжа Лондона. «Он отменил передачу привилегий по наследству и разделил население Китая на небольшие группы, которые несли коллективную ответственность за соблюдение законов, — поясняет специалист. — Когда один из представителей группы совершал преступление, наказывали сразу всех, если они, разобравшись между собой, не выясняли, кто на самом деле виноват».
Г-н Мартинон-Торрес не исключает того, что аналогичным образом производилось оружие и для настоящей армии империи Цинь, хотя это не более чем предположение. По его мнению, таким образом удобно пополнять арсенал войска, находящегося в походе.
Спусковой крючок и его детали (изображение авторов работы).
Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Подготовлено по материалам LiveScience.
 
Источник: http://compulenta.computerra.ru/