В воде и космосе. Предсказания фантаста Александра Беляева, которые сбылись
130 лет назад, 16 марта 1884 года, в Смоленске родился основоположник советской научной фантастики Александр Беляев. Научные идеи его книг ныне реализованы на 99%. Сравним: предсказания мэтра французской фантастики, Жюля Верна сбылись на 85%, а англичанина Герберта Уэллса - на 90%. К 130-летию Александра Беляева SMOL.AIF.RU собрал самые известные предсказания писателя, которые стали реальностью.
Доуэль всему голова
В романе «Голова профессора Доуэля» (1925 года, а сам текст был написан раньше) автор рассказывает о возможности оживления тела человека, а также его отдельных частей после смерти. Уже через несколько лет после выхода романа выдающийся советский физиолог Сергей Брюхоненко, который изобрел аппарат искусственного кровообращения, производил подобные опыты. Нельзя не упомянуть хирургический «ремонт» хрусталика глаза, это доступное сегодня всем чудо медицины Александр Беляев предвидел почти сто лет назад.
Ихтиандр, главный герой романа «Человек-амфибия» (1927 год) стал прообразом современных аквалангистов. Современный акваланг был запатентован лишь в 1943 году Жаком-Ивом Кусто. Кроме того, роман предсказал создание «искусственного лёгкого» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработку физиологических технологий долговременного пребывания человека под водой.
В книге «Властелин мира» (1926 год) описывается аппарат для передачи мыслей на расстояние по принципу радиоволн, по сути - создание психотропного оружия. Кроме того, там описаны беспилотные летательные аппараты, первые удачные испытания которых проведены в Великобритании лишь в 30-х годах прошлого века.
Привет Гагарину
В «Звезде КЭЦ» (1936 год) изображено создание орбитальных космических
станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство,
а также путешествие на Луну. В такую литературную форму вылилась
дружеская переписка Беляева с основоположником отечественной
космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским, чьи инициалы и дали
название роману.
«Прыжок в ничто» (1933 год) описывает проявления невесомости: попытки
повара готовить пищу для пассажиров в стратоплане, перекликаясь с
описаниями этого явления в раннем рассказе Беляева «Над бездной» (1927
год). «Прыжок в ничто» также посвящен Константину Эдуардовичу
Циолковскому.
Подводные приключения
Приключенческий роман «Остров погибших кораблей» (1926 год) указывает на будущие успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей.
В романе «Подводные земледельцы» (1930 год) Александр Беляев описывает развитие мари-культуры, подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт в виде подводных лодок небоевого назначения. Описываемые им ранцы-буксировщики появились «на вооружении» водолазов в начале 60-х годов ХХ века. С их помощью человек способен передвигаться в толще воды со скоростью 4-5 километров в час. Появились и подводные плантации, на которых выращивают полезные водоросли.
Кстати, именно Беляев ввел в обращение термин «гидрополис» для обозначения подводного города. Сегодня существуют небольшая подводная гостиница на два номера, которая полностью скрыта в толще воды. Он называется Jules Undersea Lodge во Флориде (США). Его длина составляет 15,24 метра, ширина — 6,1 метра, высота — 3,35 метра. Отель открылся в 1986 году на основе подводной базы для учёных-океанологов. Он получил имя в честь французского писателя Жюля Верна.
Чудесный мир
В романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор предрекает серьезные успехи пластической хирургии и порожденные ими этические проблемы. Губернатор штата превращается в чернокожего и испытывает на себе все результаты расовой дискриминации. Согласитесь, что это напоминает судьбу популярного американского певца Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от дискриминации.
Роман «Чудесное око» был написан в Москве в 1928 году, в нем Беляев говорил о развитии подводного телевидения. Но только в 1951 году австриец Ханс Хасс выпустил первый «подводный» фильм «Приключения в Красном море», который стал призером Венецианского кинофестиваля.
В XXI веке кажется просто удивительным, как все это можно было предвидеть почти сто лет назад, но современники отнюдь не жаловали писателя. Он подвергался насмешкам и жесткой критике. Его идеи многими воспринимались как «научно несостоятельные». Однако время расставило все по своим местам.