/ Новости сайта / Наука и Технологии / Радиационный пояс защищающий поверхность Земли оказался разбит на полосы
25.03.2014

Радиационный пояс защищающий поверхность Земли оказался разбит на полосы

Радиационный пояс, защищающий поверхность Земли от «бомбардировки» космическими частицами, оказался разбит на полосы из относительно плотных и разреженных слоев электронов и других частиц.

Ученые под руководством Алексея Ухорского из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) при помощи новых данных, полученных с зондов RBSP, выяснили, что радиационные пояса, так называемые пояса Ван Аллена, похожи по своей структуре на набор из параллельных полос, состоящих из скоплений электронов.
Радиационный пояс – область магнитосфер планет, в которой накапливаются и удерживаются проникшие в магнитосферу высокоэнергичные заряженные частицы (в основном протоны и электроны). Радиационный пояс Земли (внутренний) был открыт американским учёным Джеймсом Ван Алленом в 1958 году.

NASA в августе 2012 года отправило на орбиту Земли пару зондов RBSP. В результате выяснилось, что «радиационный щит» Земли состоит не из двух поясов, а из трех. В январе прошлого года было установлено, что особые плазменные волны, так называемый «хор», разгоняют электроны в этих поясах.

Авторы исследования отмечают, что структура внутреннего и внешнего поясов Ван Аллена часто нарушается во время геомагнитных бурь, они расщепляются на множество отдельных элементов. По данным наблюдений, часть таких структур на высоте в 13 тысяч километров от поверхности Земли существует и в периоды спокойствия.

Ухорский и его коллеги построили на основе полученных с зондов RBSP данных модель поведения поясов Ван Аллена, пытаясь объяснить появление этих «зебровых» полос. Ученые считают, что причина возникновения полосы электронов в поясах Ван Аллена кроется в том, что Земля имеет свое собственное электрическое поле – оно возникает из-за того, что магнитная ось нашей планеты и ось ее вращения не совпадают.

По мнению авторов исследования, такие «зебровые» полосы есть и в радиационных поясах других планет Солнечной системы, которые обладают собственным магнитным полем. Это, как отмечают ученые, необходимо учитывать при конструкции спутников и межпланетных зондов.

majestic 26.03.2014 12:13 [Материал]