Вход / Регистрация
22.11.2024, 05:14
Могилы вампиров: что они могут рассказать о древних суевериях
В 1846 году в городе Грисуолд (штат Коннектикут) некто Хорейс Рей умер от туберкулёза. В течение последующих шести лет двое его взрослых сыновей тоже умерли – и от той же болезни. А когда спустя ещё два года захворал и третий сын, родственники и друзья семьи Рей смогли найти только одно логичное объяснение: умершие питаются жизнью живых и, тем самым, убивают их. Дабы уберечь оставшегося сына, родственники выкопали и сожгли тела предполагаемых вампиров.
Этот случай далеко не уникален. В 1874 году, например, отчаявшийся житель Род-Айленда по имени Уильям Роуз раскопал могилу собственной дочери и сжёг её сердце.
Эта практика выкапывания и сжигания, равно как и другие попытки усмирить не дающих спокойно жить покойников, была широко распространена во многих западных странах до самого начала 20 века. Люди были уверены, что только таким образом они могут помешать мёртвым высасывать жизнь из живых.
Останки женщины 16-века с камнем, вбитым между челюстей, были найдены в 2006 году в Италии
Сегодня вампиры представляются нам как кровососущие утончённые аристократы в плащах – или, на худой конец, сексапильные подростки со сверкающей на солнце кожей. Однако на протяжении многих веков в большинстве стран, начиная от древних греков и обитателей Восточной Европы до американцев 19 века, вампиров считали пострадавшими от смертельных болезней (или, иногда, как умерших но так и не успокоившихся злодеев), которые высасывают жизнь из своих жертв с того света.
Для того чтобы не пустить эту нечисть в свои деревни, оставшиеся в живых родственники пытались физически удержать умерших в могилах, так сказать, создать преграду на пути покойных.
В прошлом году болгарские археологи нашли два скелета с торчащими из грудной клетки металлическими прутами - этих людей явно подозревали в совершении злодеяний после смерти. Только в одной Болгарии подобных могил известно около сотни.
Этим летом исследователи обнаружили в Польше могилы, в которых головы были отрублены и положены в районе коленей. Вероятно, погребавшие надеялись таким образом задержать восстание из могил потенциальных вампиров – прежде чем отправится на охоту, им бы для начала пришлось найти свои головы.
В одной итальянской деревушке предполагаемую вампиршу похоронили с кирпичом во рту.
Живучесть мифа о вампирах объясняется непониманием людей, что происходит с человеком после смерти. Язычники-славяне явно ничего не знали о разложении плоти, однако даже спустя века, людей смущал тот факт, что трупное окоченение сменяется гибкостью конечностей, отчего труп начинает больше походить на живого человека. Также жидкость, возникающую от разлагающегося пищеварительного тракта, деревенские жители могли принять за свежую кровь.
В конце концов, похожие страхи мигрировали и в Новый Свет. В 19 веке в Новой Англии разразилась эпидемия туберкулёза. Люди начали замечать, что родственники умерших от этой болезни начинали слабеть, хиреть и, в конце концов, отправлялись на кладбище вслед за своими близкими. Это было ещё до того, как возникла теория о бактериях, так что никакого рационального объяснения люди придумать не могли. В одном городке штата Коннектикут, например, попытались победить болезнь, эксгумировав останки покойных родственников и сложив их кости крест-накрест.
Шотландская писательница Эмили Жерар первой собрала восточноевропейские мифы, которые положили начало практикам "вампирских захоронений”. Вот что она написала в статье 1885 года, опубликованной под названием "Трансильванские предрассудки”:
"Беспокойные духи, которых называют "стригоями”, совсем не злобные. Однако их появление не сулит ничего хорошего и может стать предвестником тяжёлого недуга или большого несчастья. Другое дело "вампиры” или "носферату”, которые определённо считались служителями зла. Каждый румынский крестьянин верил в их существование так же твёрдо, как в существование рая и ада”.
А немного позже книга Брэма Стокера "Дракула” (которая, кстати, была отчасти основана на материалах, собранных Эмили Жерар), вышедшая в свет в 1897 году, а затем и её экранизация 1931 года, закрепила в умах миллионов образ вамира примерно таким, каким он представляется нам сегодня.
На фотографии изображено: место раскопок и компьютерная модель найденного скелета с кирпичом во рту.
Этот случай далеко не уникален. В 1874 году, например, отчаявшийся житель Род-Айленда по имени Уильям Роуз раскопал могилу собственной дочери и сжёг её сердце.
Эта практика выкапывания и сжигания, равно как и другие попытки усмирить не дающих спокойно жить покойников, была широко распространена во многих западных странах до самого начала 20 века. Люди были уверены, что только таким образом они могут помешать мёртвым высасывать жизнь из живых.
Сегодня вампиры представляются нам как кровососущие утончённые аристократы в плащах – или, на худой конец, сексапильные подростки со сверкающей на солнце кожей. Однако на протяжении многих веков в большинстве стран, начиная от древних греков и обитателей Восточной Европы до американцев 19 века, вампиров считали пострадавшими от смертельных болезней (или, иногда, как умерших но так и не успокоившихся злодеев), которые высасывают жизнь из своих жертв с того света.
Для того чтобы не пустить эту нечисть в свои деревни, оставшиеся в живых родственники пытались физически удержать умерших в могилах, так сказать, создать преграду на пути покойных.
В прошлом году болгарские археологи нашли два скелета с торчащими из грудной клетки металлическими прутами - этих людей явно подозревали в совершении злодеяний после смерти. Только в одной Болгарии подобных могил известно около сотни.
Этим летом исследователи обнаружили в Польше могилы, в которых головы были отрублены и положены в районе коленей. Вероятно, погребавшие надеялись таким образом задержать восстание из могил потенциальных вампиров – прежде чем отправится на охоту, им бы для начала пришлось найти свои головы.
В одной итальянской деревушке предполагаемую вампиршу похоронили с кирпичом во рту.
Живучесть мифа о вампирах объясняется непониманием людей, что происходит с человеком после смерти. Язычники-славяне явно ничего не знали о разложении плоти, однако даже спустя века, людей смущал тот факт, что трупное окоченение сменяется гибкостью конечностей, отчего труп начинает больше походить на живого человека. Также жидкость, возникающую от разлагающегося пищеварительного тракта, деревенские жители могли принять за свежую кровь.
В конце концов, похожие страхи мигрировали и в Новый Свет. В 19 веке в Новой Англии разразилась эпидемия туберкулёза. Люди начали замечать, что родственники умерших от этой болезни начинали слабеть, хиреть и, в конце концов, отправлялись на кладбище вслед за своими близкими. Это было ещё до того, как возникла теория о бактериях, так что никакого рационального объяснения люди придумать не могли. В одном городке штата Коннектикут, например, попытались победить болезнь, эксгумировав останки покойных родственников и сложив их кости крест-накрест.
Шотландская писательница Эмили Жерар первой собрала восточноевропейские мифы, которые положили начало практикам "вампирских захоронений”. Вот что она написала в статье 1885 года, опубликованной под названием "Трансильванские предрассудки”:
"Беспокойные духи, которых называют "стригоями”, совсем не злобные. Однако их появление не сулит ничего хорошего и может стать предвестником тяжёлого недуга или большого несчастья. Другое дело "вампиры” или "носферату”, которые определённо считались служителями зла. Каждый румынский крестьянин верил в их существование так же твёрдо, как в существование рая и ада”.
А немного позже книга Брэма Стокера "Дракула” (которая, кстати, была отчасти основана на материалах, собранных Эмили Жерар), вышедшая в свет в 1897 году, а затем и её экранизация 1931 года, закрепила в умах миллионов образ вамира примерно таким, каким он представляется нам сегодня.