Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Новые шаги на пути создания вечного двигателя
06.04.2014

Новые шаги на пути создания вечного двигателя

Оценка: 0.0    1733 9 Наука и Технологии
14:55
Трение может быть полезным. Это свойство исследуется новым прорывным направлением науки о трении – трибологией на основе синергетики (самоорганизации).

О вреде трения в машиностроении известно всем. Это и износ деталей (причина 95% случаев поломок машин). И расход энергии (более половины потребляемого топлива идет на преодоление сопротивления при трении). И лишние траты (расходы на ремонт авиатехники, к примеру, превышают ее стоимость в 5 раз, а станков – и вовсе в 8 раз). И нагрузка на окружающую среду (для замены изношенного оборудования требуется выплавлять все больше чугуна и стали).

А вот о том, что трение может быть полезным, знают единицы. Если вы не из их числа, не огорчайтесь – ученые и сами сделали это открытие совсем недавно.

Новое направление трибологии все исследователи в один голос называют прорывным, стратегическим. Оно изучает созидающее действие трения на основе синергетики (или самоорганизации).

Научной базой для этого направления стали два открытия мирового уровня: «эффект безызносности при трении» (1964 год) и «водородное изнашивание металлов» (1992 год). Автором открытий и основателем этой научной школы является выдающийся российский ученый – профессор, академик Российской инженерной академии Дмитрий Николаевич Гаркунов.

Суть трибологии на основе самоорганизации – в особом взаимодействии регулярной микрогеометрии детали и металлоплакирующей присадки. Регулярная микрогеометрия – это специальные неровности, искусственно создаваемые на поверхностях трущихся частей, система микровыступов и микровпадин правильной формы. Металлоплакирующая присадка – специальная добавка к смазке, содержащая наночастицы квазижидкостной меди.

Наночастицы меди заполняют шероховатости стальных или чугунных деталей, заменяя трение чугун–сталь или сталь–сталь, трением меди по меди, что снижает коэффициент трения в узлах с 0,1-0,05 до 0,03-0,003. Кроме того, в результате взаимодействия данной смазки и таких специальных шероховатостей на поверхностях трущихся деталей самопроизвольно возникает особая, защитная, непрерывно возобновляющаяся, так называемая сервовитная медная пленка, обладающая феноменальными физическими свойствами.

Пленка появляется за счет тепловой и электрической энергии, выделяющейся при трении, и химического взаимодействия элементов. В итоге процесс трения из разрушительного становится созидательным, подобным движению суставов в скелетах живых организмов, где тоже имеются трущиеся поверхности и аналог металлоплакирующей смазки – хрящевая ткань и сиовиальная жидкость.

Данное направление науки о трении привлекает все большее внимание ученых во всем мире. В России, в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана в настоящее время формируется научная школа по трибологии на основе самоорганизации.

Для проведения научной и исследовательской работы здесь оборудовали специальную лабораторию триботехники. В ней разрабатываются новые виды металлоплакирующих смазок, создаются новые способы их испытания. Планируется создание малого предприятия по лицензированию смазочных материалов.

Недавно на межрегиональном научно-практическом семинаре «Итоги реализации эффекта безызносности в процессах металлообработки и эксплуатации», который состоялся в Орехове-Зуеве на научно-производственном предприятии «Респиратор», входящем в холдинг «Авиационные технологии», ученые обсуждали данные последних испытаний моторных масел с металлоплакирующей присадкой в Норвегии и Германии. Эффект от их применения очевиден: расход топлива за счет уменьшения потерь на трение сокращается до 23%.

Новые триботехнологии находят все более широкое применение в транспорте, авиации и флоте, химическом и металлообрабатывающем секторе, тяжелом машиностроении и сельскохозяйственной технике. Их использование уже сегодня позволяет:

– повысить ресурс машин и оборудования почти в два раза;
– сократить расход смазочных материалов в 2-3 раза;
– снизить количество аварий за счет повышения надежности работы узлов трения;
– снизить потребление запасных частей в два и более раз;
– снизить загазованность атмосферы при работе транспорта в 2-3 раза.

А в будущем на основе новых нанотрибоматериалов и нанотриботехнологий ученые предполагают создавать такие закрытые долговечные универсальные узлы трения, которые по своему физико-химическому механизму практически ничем не будут отличаться от суставов живых организмов с их естественной самоорганизацией. Другими словами, в технике все больше станут использоваться природные механизмы, а машины все больше станут напоминать животных.


 

Поделитесь в социальных сетях


Комментарии 9

0  
Мамонт 08.04.2014 23:17 [Материал]
Вся статья посвящена присадкам на основе меди...снижающим трение....
А зачем его снижать, если оно полезно???? biggrin
0  
msozzy 07.04.2014 12:25 [Материал]
А как же энтропия , сама суть этого устройства не вписывается не в какие рамки . Это блеф чистой воды .
0  
Анубис 06.04.2014 16:08 [Материал]
sidvanan , это касается не вечного двигателя, а "вампирического"... biggrin
0  
sidvanan 06.04.2014 15:37 [Материал]
вечный двигатель возможен лишь в понимании преобразования рассеяного тепла в работу...
0  
Fabius 06.04.2014 18:40 [Материал]
ну и холодрыга же будет вокруг такого двигателя biggrin
0  
sidvanan 07.04.2014 17:32 [Материал]
да..именно он будет еще и морозить..но в воде мирового океана с небольшим течением..перепад температуры практически будет не заметен..увы нет нормального электронщика чтоб спаял как надо..но эффект был найден)
0  
Мамонт 06.04.2014 15:26 [Материал]
Трение может быть полезным
Первая же фраза этой статьи!
И дальше вся статья опровергает это первое утверждение. angry
Кому нужны такие статьи????
-1  
Анубис 06.04.2014 15:02 [Материал]
Вечный двигатель сегодня спрятан в той области знаний с которой борются
все академики Мира от физики... smile Так называемый Грааль
и есть Вечный двигатель и его никогда официально не найдут... А, кто и умудриться его заново изготовить так же разопнут показательно для всех по другим причинам...
-1  
omant 06.04.2014 17:45 [Материал]
есть подозрение, что по-настоящему вечный двигатель невозможно остановить
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разговоры у камина
Календарь