13 символов, зашифрованных в картине Рембрандта «Прощание гречанки»
2 ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.
3 ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.
4 АМУР. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику — царь Олимпа к ней не вернулся.
5 БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.
6 ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.
7 БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.
8 ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.
9 СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.
10 ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.
11 СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).
12 КЛЮЧИ в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намек на сводничество.
13 КОШЕЛЕК — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты , которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.
Сюжет о
проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был
популярен среди европейских живописцев XVI–XVII веков. Они изображали
царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет — такой вид
принял Зевс, плененный красотой гречанки. Родную дочь в башню посадил
царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки
внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал
замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили
рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных
состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.
«Даная»
(1636–1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на
полотна предшественников (название картины стало известно из описи
имущества художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень,
поэтому в течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели
жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной
персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя
Давида, или Венера, встречающая Марса? Предполагали даже, что Рембрандт
запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную
распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в
противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не
придавали значения.
Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние.
Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой. Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта».
ХУДОЖНИК
|
Комментарии 17
+4
sezam
07.04.2014 21:47
[Материал]
"Некрасивая" и "ничего" пишутся слитно.
"Не" пишется раздельно в предложении с противопоставлением: "Не красивая, а страшная". Упрек был справедлив. Знать, мы, в Латвии, грамотнее вас, в России К тому же, в Латвии половина населения - русские. И Даная некрасива только с позиции современного эталона худосочной красоты. |
+1
Alnilam
07.04.2014 21:55
[Материал]
Сезам, ты не поверишь. Тут такая штука в браузере у меня на проверку ошибок, она подсвечивается красным если ошибка,и если красным не под светится я её не увижу, и тупо проигнорирую. Есть в этой проге некоторые недоработки, поэтому баги.
Но ещё же ты в курсе что у меня три класса образования, рос я далеко, там не было ни школ и нечего не было. А писать я сам учился, и русский выучил. Читаю я плохо да, пишу ещё хуже. Но зато меня никто не учил! В России насчёт грамотности я не показатель, так что не обобщайте там у себя |