Вход / Регистрация
22.11.2024, 04:26
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Профессиональные скрипачи не смогли выявить скрипки Страдивари
Профессиональные скрипачи не смогли выявить скрипки Страдивари
Многие музыканты уверены, что современные скрипки значительно уступают старинным, а в особенности тем, что были изготовлены мастером Антонио Страдивари.
Его изысканно звучащие инструменты, возможно, обязаны своими превосходными свойствами особым методам консервирования древесины, которые использовались в XVII-XVIII веках в Италии. На протяжении многих десятилетий исследователи пытались выявить определённые физические характеристики, отличающие старые итальянские скрипки от остальных инструментов. Но им это не удалось − и лаковое покрытие, и древесина (ель и клён) не оказывали какого-либо влияния.
Клаудия Фриц (Claudia Fritz) и её коллеги из французского института Жана Лерона Д'Аламбера решили проверить, действительно ли скрипки Страдивари так превосходят остальные по качеству звучания.
В ходе исследования десять опытных музыкантов опробовали шесть современных и шесть старинных скрипок (пять из которых были изготовлены самим Страдивари). Солистам пришлось играть в модифицированных очках сварщика и при слабом освещении, находясь в репетиционном зале и в концертном зале на 300 мест.
Новые скрипки были специально состарены, чтобы их нельзя было опознать на ощупь. Тестирование одного инструмента продолжалось 1 час 15 минут.
Каждому музыканту было предложено выбрать лучшую скрипку, на которую они променяли бы свою собственную для гипотетического концертного тура (для сравнения можно было пользоваться своей скрипкой). Шесть из испытуемых отдали предпочтение современным инструментам.
"Даже несмотря на то, что солисты достаточно быстро решили, какие скрипки им нравятся, а какие нет, они не смогли с уверенностью сказать, какой инструмент был старым, а какой новым: скрипачи угадали 31 раз и ошиблись 33 раза, – рассказывает скрипичный мастер Джозеф Кёртин (Joseph Curtin). – Это означает, что звуковые качества инструмента не связаны с его возрастом или страной изготовления".
"Результаты исследования доказывают мастерство современных скрипичных мастеров, – говорит Фриц. – Начинающим солистам стоит обратить на них внимание, ведь главное, как играть, а не то, на чём играть".
"Я вырос, считая, что если я хочу быть солистом, мне придётся купить дорогую старинную итальянскую скрипку, – комментирует Гиора Шмидт (Giora Schmidt), один из музыкантов, принявших участие в исследовании. – Теперь я говорю своим ученикам, что это ошибочное убеждение. Я играл на старинных итальянских инструментах раньше, но теперь использую современную скрипку, изготовленную мастером Хироси Иидзука".
Однако с полученными в ходе исследования данными согласны далеко не все. Например, Джозеф Нагивари (Joseph Nagyvary), изучающий химию скрипок и создающий инструменты, опираясь на технологии Страдивари и Гварнери, уверен, что музыканту необходимо играть на скрипке в течение многих недель, дабы оценить её в полной мере.
"Экспертам хорошо известно, что шесть сотен сохранившихся скрипок Страдивари значительно разнятся по качеству звучания из-за различных условий хранения и использования", – утверждает он.
Результаты исследования ни в коем случае не означают, что инструменты Страдивари и Гварнери теперь обесценятся: помимо всего прочего, такие скрипки считаются настоящими произведениями искусства.
Его изысканно звучащие инструменты, возможно, обязаны своими превосходными свойствами особым методам консервирования древесины, которые использовались в XVII-XVIII веках в Италии. На протяжении многих десятилетий исследователи пытались выявить определённые физические характеристики, отличающие старые итальянские скрипки от остальных инструментов. Но им это не удалось − и лаковое покрытие, и древесина (ель и клён) не оказывали какого-либо влияния.
Клаудия Фриц (Claudia Fritz) и её коллеги из французского института Жана Лерона Д'Аламбера решили проверить, действительно ли скрипки Страдивари так превосходят остальные по качеству звучания.
В ходе исследования десять опытных музыкантов опробовали шесть современных и шесть старинных скрипок (пять из которых были изготовлены самим Страдивари). Солистам пришлось играть в модифицированных очках сварщика и при слабом освещении, находясь в репетиционном зале и в концертном зале на 300 мест.
Новые скрипки были специально состарены, чтобы их нельзя было опознать на ощупь. Тестирование одного инструмента продолжалось 1 час 15 минут.
Каждому музыканту было предложено выбрать лучшую скрипку, на которую они променяли бы свою собственную для гипотетического концертного тура (для сравнения можно было пользоваться своей скрипкой). Шесть из испытуемых отдали предпочтение современным инструментам.
"Даже несмотря на то, что солисты достаточно быстро решили, какие скрипки им нравятся, а какие нет, они не смогли с уверенностью сказать, какой инструмент был старым, а какой новым: скрипачи угадали 31 раз и ошиблись 33 раза, – рассказывает скрипичный мастер Джозеф Кёртин (Joseph Curtin). – Это означает, что звуковые качества инструмента не связаны с его возрастом или страной изготовления".
"Результаты исследования доказывают мастерство современных скрипичных мастеров, – говорит Фриц. – Начинающим солистам стоит обратить на них внимание, ведь главное, как играть, а не то, на чём играть".
"Я вырос, считая, что если я хочу быть солистом, мне придётся купить дорогую старинную итальянскую скрипку, – комментирует Гиора Шмидт (Giora Schmidt), один из музыкантов, принявших участие в исследовании. – Теперь я говорю своим ученикам, что это ошибочное убеждение. Я играл на старинных итальянских инструментах раньше, но теперь использую современную скрипку, изготовленную мастером Хироси Иидзука".
Однако с полученными в ходе исследования данными согласны далеко не все. Например, Джозеф Нагивари (Joseph Nagyvary), изучающий химию скрипок и создающий инструменты, опираясь на технологии Страдивари и Гварнери, уверен, что музыканту необходимо играть на скрипке в течение многих недель, дабы оценить её в полной мере.
"Экспертам хорошо известно, что шесть сотен сохранившихся скрипок Страдивари значительно разнятся по качеству звучания из-за различных условий хранения и использования", – утверждает он.
Результаты исследования ни в коем случае не означают, что инструменты Страдивари и Гварнери теперь обесценятся: помимо всего прочего, такие скрипки считаются настоящими произведениями искусства.