Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:06
Чудом спасенные
"Родился в рубашке", "с него беда, как с гуся вода ". Как правило, так говорят про тех, кому безоговорочно везет в жизни. В народе считается, что таким и "море по колено", и "горы по плечо". В ситуации, когда большинству суждено умереть, героям нашего фильма удалось выжить. Как им это удалось?
Экипаж и пассажиры потерпевшего бедствие ТУ-154 чудом приземлились прямо посреди тайги. Почти у всех, кто оказался в этом самолете, были предчувствия. Как будто кто-то подсказывал каждому из них: не надо лететь этим рейсом, не садись в этот самолет! Но мы далеко не всегда прислушиваемся к своему внутреннему голосу.
В июне 2010 года студентка первого курса тюменского института Юля Евдокименко решила прыгнуть с парашютом. В назначенный день Юля вместе со всеми вошла в самолет, тщательно проверила экипировку, спросила у инструктора все ли в порядке, сделала шаг в пустоту… и ее парашют не раскрылся. Девушка упала на землю с высоты 800 метров. То, что произойдет с ней потом, не поддается логическому объяснению…
Наталья Новикова собственным примером доказала, - снаряд дважды в одну воронку - попадает! Наталья дважды садилась в вагон поезда, который взрывали. Сегодня она осознает, поезд – не её транспорт. И ей давали это понять! Но Наталья не хотела ничего слышать. Остановится ли она? Или продолжит путешествовать из Петербурга в Москву по железной дороге?
Шахтер Дмитрий Аникеев сам не понимает, как смог выбраться из шахты, в которой произошел взрыв метана. Весной 2010 "Распадская" стала братской могилой для 68 шахтеров, и едва не погребла его самого. Каким образом Дмитрию удалось спастись? Он помнит только одно: когда искал выход, думал про жену и двух маленьких детей…
Футболиста Михаила Гвоздева прямо на поле во время игры ударила молния. Его товарищ по команде погиб от разряда. Михаила Гвоздева бросились откачивать врачи тут же, на поле… Мать Михаила предчувствовала беду. За три дня до рокового матча, у ее сына внезапно почернел церковный крестик. Михаил не приходил в сознание 3 дня. Ожоги, шок, усыхание мышц. С инвалидной коляски парень сможет встать только через полтора года. Готов ли он снова испытать судьбу и выйти на штрафную площадку?
Каждый из них был в шаге от смерти, но сумел спастись. Как оценить то, что произошло? Закономерность это или случайность? Везение? Удача? Урок на всю жизнь? Или обыкновенное чудо? После пережитого, жизнь каждого из героев этого фильма изменилась. Они поняли: судьба посылает предупреждающие знаки. Стоит быть внимательным к ним. Жизнь – хрупка, непредсказуема и может оборваться в любой момент. Стоит задуматься, как мы живем, для чего, правильно ли? И лучше сделать это сейчас, не дожидаясь трагического случая.
В фильме приняли участие:
Евгений Новоселов - командир экипажа ТУ-154,
Андрей Ламанов – командир ТУ-154,
Василий Выродов – бортпроводник ТУ-154,
Рафик Каримов – бортинженер ТУ-154,
Людмила Голубых – пассажир ТУ-154,
Лидия Штепа – пассажир ТУ-154,
Руслан Губайдуллин – пассажир ТУ-154,
Дмитрий Аникеев – шахтер,
Юля Евдокименко – парашютистка,
Наталья Новикова – пассажирка "Невского экспресса",
Михаил Гвоздев – футболист.
Производство: Прайм Синема , 2010
Продюсер: Александр Пальников
Авторы: Валерия Кисакова, Таисия Коротеева
Режиссер: Марина Токарева
Ту-154
Людмила Голубых десятки раз видела кадры авиакатастроф по телевизору, но даже подумать не могла, что сама может оказаться в самолете, у которого поочередно выйдут из строя все системы электроснабжения. Она не должна была оказаться в этом самолете. Неотложные семейные дела в столице предстояло решить свекрови, но та неожиданно заболела, и Людмиле пришлось переоформлять билет на себя.
"Меня очень настойчиво просили дать все мои номера телефонов, и кассир сказала: "Потому что если вдруг чего, надо знать, кому сообщить"", - вспоминает Людмила. Днем раньше подруга Люды Наталья почему-то завела неприятный разговор: вспоминала авиакатастрофы, сетовала, что на борту от пассажира ничего не зависит, мол, сел в самолет - и как будто вручил свою жизнь в руки экипажа.
Сейчас, анализируя события тех дней, Людмила во всем видит знаки: разбитое зеркало, бессонная ночь, даже годовалая дочь Катя не сомкнула глаз. Старший сын на прощание сам принялся обнимать и целовать мать, хотя обычно резко пресекает подобные нежности. Родные, друзья, знакомые – все говорили одно и то же: желали удачи. Но она упорно шла навстречу судьбе. Первая зарегистрировалась на рейс, спокойно села в самолет. Пыталась уснуть даже тогда, когда самолет попал в зону турбулентности.
Бортпроводник Василий, как и все остальные члены экипажа Ту-154, познакомился с командиром Евгением Новоселовым в сентябре 2001-го. Авиакомпания только открыла новый маршрут: Полярный–Москва. С тех пор именно этот слаженный коллектив для северян стал единственной связью с Большой Землей. Аварийных ситуаций на борту раньше никогда не было, все полеты были удачными. Но в этот раз Василий почувствовал: что-то пойдет не так. Накануне рейса он был сам не свой, убедил жену сходить в церковь. Супруги, не сговариваясь, молились об одном: чтобы все были живы и здоровы.
В тот день жена, как обычно, помогала Василию собираться в рейс: погладила рубашку, почистила костюм. Но случайно оторвала пуговицу. Василий не позволил ей пришить – плохая примета. Так и ушел с расстегнутым рукавом. А Наталья не находила себе места, терзали мысли одна страшнее другой. Любящее сердце не обмануло.
Неприятные сюрпризы начались еще на земле, как будто кто-то свыше готовил их к самому сложному испытанию в жизни, проверял на терпение, выносливость и благоразумие. За экипажем не пришла машина, они поехали сами. Два часа стояли в километровых пробках. Прошли медицинский осмотр. Бортинженер, как обычно, произвел осмотр самолета и предполетную проверку всех систем, доложил командиру экипажа: "Замечаний нет".
Через три часа после взлета на высоте 10 600 метров в самолете неожиданно стала отказывать система электроснабжения. В кабине было два командира экипажа – так бывает, когда нет второго пилота. Слева – Андрей Ламанов, справа – Евгений Новоселов. Новоселов пытался связаться с Землей, успел сказать, что на борту проблемы с электропитанием, попросил экстренную посадку. В этот момент связь прервалась, обе радиостанции разом вышли из строя. Новоселов снял наушники. Ламанов схватился за штурвал.
Внезапно отключились все навигационные приборы, в кабине погасли все лампочки. Самое страшное, что пилоты не могли определить пространственное положение самолета – ни высоту, ни крен. Возьми они чуть больше положенного угол наклона, и самолет попросту разлетелся бы на куски.
"В один момент показалось, что самолет стал неуправляем, - вспоминает командир экипажа Ту-154 Евгений Новоселов. - Мы штурвал влево, а самолет вправо, мы штурвал вправо - он влево".
В салоне началась паника. Кто-то кричал "Мы все умрем!", кто-то громко ревел, кто-то срочно требовал командира, а кто-то грубо иронизировал.
Руслан Губайдулин вместе с коллегами по работе сидел в хвосте. Закончилась длительная командировка на север, его бригада успешно справилась с заданием – отремонтировала взлетно-посадочную полосу. Руслана тоже не должно было быть на этом рейсе. Фирма решила отправить домой половину сотрудников, семь человек, Руслан в этот список не попал. Но он за бутылку коньяка уговорил одного из подчиненных поменяться с ним билетами: очень хотел попасть домой как можно скорее, несколько месяцев не видел жену и дочь. Именно коллеги Руслана Александр Дегтярев на пару со Станиславом Емельяновым и пытались всех развеселить в салоне: наперебой громко рассказывали анекдоты, старались отвлечь себя и других от ужасающих мыслей.
У летчиков не было никакого контакта с землей. На высоте 1800 метров отказали насосы перекачки топлива. Сработала сигнализация аварийного остатка: в расходном баке горючего оставалось на 30 минут полета. Они отклонились от курса. Где они находятся, и где спасительная площадка? Как садиться при работающих двигателях на максимальной скорости, без тормозных механизмов крыла? Теоретически их учили, но никто в мире на практике этого никогда еще не делал.
Инструктор по предполетной подготовке Сергей Клемашев за полгода до этого ЧП устроил экипажу Новоселова тест-драйв. Условия той виртуальной посадки были практически аналогичными, как будто само провидение заставляло экзаменатора все усложнять и усложнять задачу. Тогда все справились на "отлично". Но одно дело - предполагаемая ситуация на земле, и совсем другое – настоящая катастрофа в воздухе.
Лидия Штепа вместе с мужем летела в Москву, чтобы повидаться с детьми. Ждала этой встречи больше года. Там, в самолете, она была уверена, что больше никогда с ними не встретится.
"Я стала прощаться со своими сестрами, со всеми родными, - рассказывает пассажирка Ту-154 Лидия Штепа. - Попросила прощения. Мне стало жаль моих детей. Они стояли, два мальчика, в Домодедове и меня ждали".
В салоне трясло так, что у многих пассажиров начались тошнота и рвота. Оптимистка Люда Голубых сетовала на воздушные ямы. Только когда увидела своего любимого бортпроводника Василия, поняла: зона турбулентности здесь совершенно ни при чем. Всегда веселый, он был бледен и серьезен. Тут-то она и поняла: произошло что-то страшное. Страх, граничащий с ужасом, перед неизбежной скорой смертью. Кто не испытывал, тот никогда не поймет. Молились все 72 пассажира. Даже мужчины, в том числе и команда Руслана Губайдулина. Теперь вместо шуток шептали "Отче наш".
Все было против них, но экипаж на чашу весов стал выкладывать положительные обстоятельства. Первое и самое главное – светлое время суток. Второе – отсутствие сильного ветра. Третье – на горизонте никаких гор, Уральский хребет остался позади. "На тот момент мы решали такую задачу: как только пробьем облачность, перейдем на визуальный полет, определимся со своим местоположением по характерным ориентирам – по рекам, по дорогам. По карте определим, где находится ближайший аэродром, отвернем туда и выполним там посадку", - рассказывает Евгений Новоселов.
Бортинженер вспомнил про старый дедовский способ определения пространственного положения самолета: пластмассовый стакан наполовину наполнил водой и, ни слова не говоря, поставил на панель перед пилотами. Ламанов и Новоселов переглянулись. Они поняли, что это теперь единственный и самый надежный прибор для определения углов наклона самолета. Предстояло пройти сквозь сплошные облака, где есть опасность потерять пространственную ориентировку и перевернуться.
7 сентября 2010 года пилоты сотворили чудо, посадив самолет на разбитую полосу недействующего аэродрома в селе Ижма. Высокая скорость, почти 400 километров в час, не предусмотрена для посадки. Последние 200 метров самолет катился по грунту, сминая под собой деревья. "Вот тогда мне стало и страшно, и обидно: мы выполнили удачную посадку, и неужели попадутся какие-нибудь большие деревья, которые разобьют кабину, и от нас ничего не останется?" - говорит Евгений Новоселов.
Эти секунды ожидания рокового конца для пилотов и пассажиров казались вечностью. Как в калейдоскопе – перед глазами вся жизнь. Это потом они узнали, что на этом участке тайги росли молодые тонкие деревья. Самолет пронесся, легко срубая их крыльями. А когда шасси увязло в грунте, остановился. Но пассажиры еще не понимали, что самое страшное уже позади. Напуганные люди бросались к аварийным выходам и пытались открыть двери. Началась паника. Бортпроводники боялись, что пассажиры начнут прыгать за борт, ломая себе руки и ноги. Нужно было во что бы то ни стало прекратить панику. Елена Разумова кричала так, что сорвала голос. Пришлось даже применять физическую силу.
Лидия Штепа поняла, что она в безопасности, когда оказалась на земле. До Москвы они с мужем добирались поездом. Женщина больше не может летать, это выше ее сил. С того рокового дня ей снится один и тот же кошмарный сон про полет. Спокойно вспоминать о нем она не может до сих пор. Лидия прошла курс психотерапии, но он ей не помог. Она не знает, как снять нервное напряжение и избавиться от стресса. Ее не успокаивает даже море. Руслан Губайдулин после этого случая перестал обращать внимание на мелкие неприятности. Как маленький ребенок, теперь радуется каждому дню. Людмила Голубых решила, что еще не выполнила свою миссию на этой земле. Через неделю после ЧП она узнала, что беременна. Ребенка решила назвать Евгением (или Евгенией) – в честь командира экипажа.
"Невский экспресс"
О таких людях, как Наталья Новикова, говорят: "родилась в рубашке". Дважды "Невский экспресс" взрывали. Дважды в поезде была Наталья. Наталья живет в Питере. Раз в неделю собирается в дорогу и едет в Москву – у нее там свой бизнес. 13 августа 2007 года, садясь в Москве в вагон поезда, она была уверена, что утром будет дома. Поужинать не успела. Через 15 минут раздался хлопок, словно где-то рядом взорвалась большая петарда, будто тяжелый предмет упал на крышу вагона. Наталья схватилась за сиденье. Еще три минуты – и поезд сошел с рельсов.
"Все вокруг белое, как дым, пыль поднялась, ничего не видно, ничего не понятно. Куда-то улетели вещи вперед", - вспоминает пассажирка "Невского экспресса" Наталья.
По счастливой случайности в той железнодорожной катастрофе никто не погиб - 60 раненых. Наталья отделалась лишь легкими ушибами. Тогда у нее не возникло мысли, что этот случай – предупреждение для нее самой. Наталья долго не могла прийти в себя, боялась заходить в поезд. Но все же она не отменила очередную поездку. Через три месяца снова была в вагоне поезда "Санкт-Петербург – Москва", хотя страх перед железной дорогой поселился в душе надолго.
В 2009 году Наталья планировала поездку в Непал, чтобы отдохнуть с друзьями. Дорога непростая – самолеты, пересадки. Ей даже думать об этом было страшно. Наталью мучили предчувствия. Она написала завещание. Все прошло благополучно, и, вернувшись из Непала, Наталья расслабилась. Она решила: зря волновалась. И снова собралась в дорогу. Бизнес есть бизнес: чтобы сэкономить время, решила до Москвы лететь на самолете, а обратно уже ехать поездом. На вокзале, когда она пришла покупать билет, касса оказалась закрыта. Ненароком закралась мысль: поездом лучше не ехать. Но возле кассы ее окликнул старый знакомый, и они проговорили до открытия. На "Невский экспресс" в продаже оставался как раз один билет.
Садясь во второй вагон, Наталья узнала проводника – это был тот самый человек, с которым она ехала всего один раз в том злополучном "Экспрессе" в 2007-м. Через 2,5 часа прогремел взрыв. По инерции поезд продолжал нестись, только уже не по рельсам. Наталья сидела в конце вагона. Со всех сторон полетели оторванные сиденья и вещи пассажиров. Вагон, в котором была Наталья, оторвало от состава, перевернуло на бок и протащило несколько десятков метров. Ее завалило так, что она не могла даже пошевелиться. Это был ужас. Ей казалось, что ее просто не найдут под обломками.
Первыми на место аварии прибыли обходчики путей. Наталья видела, как выносили тела погибших, как выводили раненых, многим из которых помощь была уже не нужна. "Людей выводят, они тут же умирают… - рассказывала Наталья. - Вроде люди радуются, что вынесли кого-то живого, а он тут же умирает от шока, от потери крови, от сдавливания".
В больнице, очнувшись после наркоза, Наталья узнала, что у нее серьезный перелом руки и травма тазобедренного сустава. Ее буквально собирали по кусочкам. Никто из близких не знал, жива ли Наталья. В перерыве между операциями Наталья позвонила мужу.
В той катастрофе погибли 28 человек, 90 получили серьезные травмы. Наталья уверена, что ей повезло: "По крайней мере, я не инвалид в коляске". У Натальи было время переосмыслить случившееся и понять: что-то в этой жизни она делала не так. "Много было внутренней агрессии, - анализирует она. - Подавленной агрессии, не вышедшей наружу. Из-за этого не заметила чего-то. Опять же, с этими кассами – не уделила должного внимания тому, что закрыта касса, не надо".
Наталья по-прежнему живет между двух столиц, хотя каждый раз ее бросает в дрожь, когда она собирается в путь. Но менять образ жизни она не намерена. Считает: двум смертям не бывать, одной не миновать.
Шахта "Распадская"
Шахта "Распадская" - это место стало братской могилой для 68 шахтеров. Дмитрий Аникеев – один из тех, кто чудом выжил на "Распадской". Само название его места работы теперь звучит как страшное пророчество. 9 мая в семье Аникеевых теперь навсегда день еще одной победы – победы над судьбой, которая едва не лишила детей отца и не заставила овдоветь молодую женщину. Жена Дмитрия Гульнара до сих пор не может спокойно вспоминать тот день. Жутко представить, что они могли расстаться навсегда, так и не простившись.
Шахта "Распадская" в Междуреченске – это целый подземный город. В несколько раз больше того, который на поверхности. Общая длина тоннеля – 370 километров. Почти вдвое больше, чем в московском метро. Вечером 8 мая под землей все шло буднично. Канун Дня Победы – для шахтеров обычный рабочий день. Забой – место для мужчин с суровым характером.
Первый взрыв метана в Междуреченске случился без пяти девять вечера по Москве. В тот момент под землей находились 359 человек. Дмитрий Аникеев не сразу понял, что произошло. Обычно в это время взрывают породу – производственная рутина. Но в этот раз хлопок был просто оглушительным. Дмитрий вылетел из вагона, потерял сознание. Когда очнулся, забой уже плотно заволокло дымом, вентиляторы не работали. Он понял: дышать скоро будет совсем нечем, надо срочно пробираться к лифту.
Лифтер "Распадской" Анжела в момент взрыва была наверху. "Мы упали на пол, закрывали, кто как мог, головы. Дышать было невозможно гарью, мы кашляли", - описывает она. От пыли невозможно было рассмотреть даже тех, кто шел рядом. Шахтеры поняли: есть только один выход – как можно скорее наверх.
Спасательные бригады уже через несколько минут были на месте трагедии. Но Дмитрий в момент взрыва оказался в трех километрах от лифта. Это очень далеко… Первое, о чем вспомнил Дмитрий, – самоспасатель, кислородная маска горняка, единственная возможность дышать. Но даже если ты все еще дышишь, в кромешной тьме и дыму ничего не разглядеть, и выход найти почти невозможно.
Семь человек, которые вместе с Дмитрием искали спасения, падали один за другим. Воздух в кислородных масках, которого хватало только на час, заканчивался. Метановое облако отравляло безжалостно. Когда прогремел второй взрыв, Дмитрий понял: надежды на спасение нет. Но он должен идти. Там, наверху, остались жена и дети. В голове засела еще одна мысль: если он погибнет, Гульнара никогда не сможет расплатиться за ипотеку.
Дмитрий продвигался на ощупь, иногда спотыкался о породу, иногда – о тела погибших. Пыль разъедала легкие, но он продолжал идти. Они с женой хотели отдать дочь в хороший вуз, они хотели переехать к морю. У них еще столько грандиозных планов!
"Глаза начало жечь, лицо, - рассказывает шахтер "Распадской" Дмитрий. – Стало жутко, в голове крутились мысли: ну все, нашел я здесь свою кончину".
Когда Дмитрий почувствовал свежий воздух, он уже почти перестал надеяться. Он даже не шел – полз. Навстречу не свету – возможности дышать. В ту жуткую ночь выбраться на поверхность смогли 219 человек. Дмитрия выписали из больницы почти через полгода. Семья с трудом пережила такое долгое лечение. Сейчас его называют героем. Но он уверен: герои – погибшие парни, которых он ходит проведывать на шахтерское кладбище.
Дмитрий остался жить. Но дорога сквозь метановый ад оставила на нем свой след – он обжег легкие. Частый кашель и бесконечные головные боли пугают жену-медика. Она бы запретила мужу спускаться в забой, если бы только могла. А он и сам бы рад не идти, да не может: "В шахту бы не пошел, потому что мне страшно. Но так как мы зажаты ипотеками, кредитами, куда? Детей же без крыши над головой не оставишь".
После того как Дмитрий смог буквально сбежать от смерти, шахтер сильно изменился. Стал больше времени проводить с семьей, с детьми. О будущем Аникеевы теперь говорят только с предвкушением чего-то самого хорошего. Ведь если судьба им дала шанс в самом главном, значит, и в остальном уж точно не обидит.
Парашют
Летом 2010 года студентка первого курса тюменского института Юлия Евдокименко решила прыгнуть с парашютом. В назначенный день она вместе со всеми вошла в самолет, тщательно проверила экипировку, спросила у инструктора, все ли в порядке, сделала шаг в пустоту - и ее парашют не раскрылся. Девушка упала на землю с высоты 800 метров. То, что произошло с ней потом, не поддается логическому объяснению. Мать до сих пор не может поверить, что с ее дочерью случилось настоящее чудо.
Как будто сама жизнь подсказывала Юле: не стоит подниматься в небо. По дороге на аэродром сломалась машина, погода казалась нелетной. Инструктор хотел отложить прыжки на неделю, но Юля упорно шла навстречу судьбе. Будто кому-то возражала и была уверена: рискованный спор неизбежно выиграет.
В тот день группа начинающих парашютистов уже собралась на летном поле, и оставалось не больше часа до того, как самолет оторвется от земли. Но внезапно пошел дождь. Инструктор предложил группе разойтись – нелетная погода. Но Юля настаивала: нужно подождать, еще распогодится. Она мечтала об этом несколько лет. Сейчас или никогда.
Уже перед самым прыжком Юля спросила у инструктора, совсем вроде бы случайно: "А может ли так случиться, что парашют не раскроется?". Тот ответил: "Могут стропы запутаться, может дырочка быть в парашюте. Но такого, чтобы не раскрылся, не может быть. У тебя все будет нормально". Вселили эти слова уверенность в девушку или, наоборот, усыпили ее бдительность?
Накануне прыжка мама Юли Екатерина не находила себе места. Дочь с детства была самостоятельной, но как объяснить, что материнское сердце чувствует неладное? Юля об этом не знала, то, когда до прыжка оставалось несколько минут, ее мама переступила порог церкви. И мысли в храме были только об одном: лишь бы с дочерью все было в порядке. А через несколько минут Юля сделала шаг… и с ней случилось то, чего не бывает.
Не дождавшись автоматического раскрытия, Юля снова рванула стропы. И снова ничего. Только когда макушки деревьев были совсем близко, она вспомнила про запасной парашют. Но он тоже не раскрылся. В голове крутился только один вопрос: "Почему я?" Сухие факты упрямо твердили: она должна была погибнуть, статистика не выдерживает таких исключений из правил. Прыжок с нераскрытым парашютом неизбежно заканчивается трагически. Но случилось чудо – Юля приземлилось в болото, это и спасло ей жизнь. В больнице к ней все относились как к талисману. Даже врачи удивленно поднимали брови: такого не бывает.
"Единственное, о чем я просила Бога: пусть хоть какая, но живая", - говорит Юля, чудом выжившая после падения с высоты 800 метров.
У Юли было сломано всего одно ребро и позвонок, все органы целы. А уже через 9 дней Юля встала на ноги и сделала первый шаг. Юля заново училась ходить, заново училась сидеть, но восстановилась на удивление быстро. Врачи отпраздновали победу: такого они еще не видели. По-настоящему понимать, что с ней произошло, Юля начала много позже. У нее появилось время строить планы. Правда, они уже были совсем не такие, как до прыжка…
Молния
Болельщики в Самарской области, которые покупали билеты на этот матч, и не думали, что платят за такое страшное зрелище. Первый тайм отыграли спокойно, команда Михаила Гвоздева забила первый гол под ясным небом. Но уже во время перерыва над стадионом начали сгущаться тучи. Зрители не уходили – игра обещала быть напряженной.
Начался второй тайм. Евгений Кирсанов отдал пас Михаилу Гвоздеву. И тут ударила молния. Она попала между двумя полевыми игроками. Евгений Кирсанов погиб прямо на голевой позиции. Михаила Гвоздева бросились откачивать врачи тут же, на поле. Мать Михаила предчувствовала, что что-то должно произойти. За три дня до рокового матча у ее сына внезапно почернел церковный крестик.
Михаил Гвоздев очнулся в больнице через трое суток. От пережитого шока он похудел на 20 килограммов. Врачи рассказали Михаилу: этот пас для него едва не стал последним в жизни. Ожоги, шок, усыхание мышц. С инвалидной коляски Михаил Гвоздев смог встать только через полтора года. Но опытные самарские врачи все равно сказали: "Это невероятно. Уцелеть после такой кары небесной – скорее исключение, чем правило".
После такого до жути точного небесного попадания коллеги Михаила еще долго боялись выйти на поле: а вдруг снова грянет гром, и креститься будет бессмысленно, все равно не поможет. А Михаил теперь понял: после свистка надо быть ко всему готовым. В чудеса футболист никогда не верил, но на этот раз выбора не осталось. Ведь сейчас ему ясно, что это значит на самом деле – "разрази меня гром".
Каждый, кто побывал в лапах смерти, сделал для себя неожиданный вывод: судьба посылает предупреждающие знаки, стоит быть внимательнее к ним и к себе. Жизнь непредсказуема и, к сожалению, может оборваться в любой момент. Стоит задуматься, как мы живем, для чего, правильно ли и не пора ли что-то изменить. И лучше подумать об этом сейчас, не дожидаясь трагического случая.
Экипаж и пассажиры потерпевшего бедствие ТУ-154 чудом приземлились прямо посреди тайги. Почти у всех, кто оказался в этом самолете, были предчувствия. Как будто кто-то подсказывал каждому из них: не надо лететь этим рейсом, не садись в этот самолет! Но мы далеко не всегда прислушиваемся к своему внутреннему голосу.
В июне 2010 года студентка первого курса тюменского института Юля Евдокименко решила прыгнуть с парашютом. В назначенный день Юля вместе со всеми вошла в самолет, тщательно проверила экипировку, спросила у инструктора все ли в порядке, сделала шаг в пустоту… и ее парашют не раскрылся. Девушка упала на землю с высоты 800 метров. То, что произойдет с ней потом, не поддается логическому объяснению…
Наталья Новикова собственным примером доказала, - снаряд дважды в одну воронку - попадает! Наталья дважды садилась в вагон поезда, который взрывали. Сегодня она осознает, поезд – не её транспорт. И ей давали это понять! Но Наталья не хотела ничего слышать. Остановится ли она? Или продолжит путешествовать из Петербурга в Москву по железной дороге?
Шахтер Дмитрий Аникеев сам не понимает, как смог выбраться из шахты, в которой произошел взрыв метана. Весной 2010 "Распадская" стала братской могилой для 68 шахтеров, и едва не погребла его самого. Каким образом Дмитрию удалось спастись? Он помнит только одно: когда искал выход, думал про жену и двух маленьких детей…
Футболиста Михаила Гвоздева прямо на поле во время игры ударила молния. Его товарищ по команде погиб от разряда. Михаила Гвоздева бросились откачивать врачи тут же, на поле… Мать Михаила предчувствовала беду. За три дня до рокового матча, у ее сына внезапно почернел церковный крестик. Михаил не приходил в сознание 3 дня. Ожоги, шок, усыхание мышц. С инвалидной коляски парень сможет встать только через полтора года. Готов ли он снова испытать судьбу и выйти на штрафную площадку?
Каждый из них был в шаге от смерти, но сумел спастись. Как оценить то, что произошло? Закономерность это или случайность? Везение? Удача? Урок на всю жизнь? Или обыкновенное чудо? После пережитого, жизнь каждого из героев этого фильма изменилась. Они поняли: судьба посылает предупреждающие знаки. Стоит быть внимательным к ним. Жизнь – хрупка, непредсказуема и может оборваться в любой момент. Стоит задуматься, как мы живем, для чего, правильно ли? И лучше сделать это сейчас, не дожидаясь трагического случая.
В фильме приняли участие:
Евгений Новоселов - командир экипажа ТУ-154,
Андрей Ламанов – командир ТУ-154,
Василий Выродов – бортпроводник ТУ-154,
Рафик Каримов – бортинженер ТУ-154,
Людмила Голубых – пассажир ТУ-154,
Лидия Штепа – пассажир ТУ-154,
Руслан Губайдуллин – пассажир ТУ-154,
Дмитрий Аникеев – шахтер,
Юля Евдокименко – парашютистка,
Наталья Новикова – пассажирка "Невского экспресса",
Михаил Гвоздев – футболист.
Производство: Прайм Синема , 2010
Продюсер: Александр Пальников
Авторы: Валерия Кисакова, Таисия Коротеева
Режиссер: Марина Токарева
Ту-154
Людмила Голубых десятки раз видела кадры авиакатастроф по телевизору, но даже подумать не могла, что сама может оказаться в самолете, у которого поочередно выйдут из строя все системы электроснабжения. Она не должна была оказаться в этом самолете. Неотложные семейные дела в столице предстояло решить свекрови, но та неожиданно заболела, и Людмиле пришлось переоформлять билет на себя.
"Меня очень настойчиво просили дать все мои номера телефонов, и кассир сказала: "Потому что если вдруг чего, надо знать, кому сообщить"", - вспоминает Людмила. Днем раньше подруга Люды Наталья почему-то завела неприятный разговор: вспоминала авиакатастрофы, сетовала, что на борту от пассажира ничего не зависит, мол, сел в самолет - и как будто вручил свою жизнь в руки экипажа.
Сейчас, анализируя события тех дней, Людмила во всем видит знаки: разбитое зеркало, бессонная ночь, даже годовалая дочь Катя не сомкнула глаз. Старший сын на прощание сам принялся обнимать и целовать мать, хотя обычно резко пресекает подобные нежности. Родные, друзья, знакомые – все говорили одно и то же: желали удачи. Но она упорно шла навстречу судьбе. Первая зарегистрировалась на рейс, спокойно села в самолет. Пыталась уснуть даже тогда, когда самолет попал в зону турбулентности.
Бортпроводник Василий, как и все остальные члены экипажа Ту-154, познакомился с командиром Евгением Новоселовым в сентябре 2001-го. Авиакомпания только открыла новый маршрут: Полярный–Москва. С тех пор именно этот слаженный коллектив для северян стал единственной связью с Большой Землей. Аварийных ситуаций на борту раньше никогда не было, все полеты были удачными. Но в этот раз Василий почувствовал: что-то пойдет не так. Накануне рейса он был сам не свой, убедил жену сходить в церковь. Супруги, не сговариваясь, молились об одном: чтобы все были живы и здоровы.
В тот день жена, как обычно, помогала Василию собираться в рейс: погладила рубашку, почистила костюм. Но случайно оторвала пуговицу. Василий не позволил ей пришить – плохая примета. Так и ушел с расстегнутым рукавом. А Наталья не находила себе места, терзали мысли одна страшнее другой. Любящее сердце не обмануло.
Неприятные сюрпризы начались еще на земле, как будто кто-то свыше готовил их к самому сложному испытанию в жизни, проверял на терпение, выносливость и благоразумие. За экипажем не пришла машина, они поехали сами. Два часа стояли в километровых пробках. Прошли медицинский осмотр. Бортинженер, как обычно, произвел осмотр самолета и предполетную проверку всех систем, доложил командиру экипажа: "Замечаний нет".
Через три часа после взлета на высоте 10 600 метров в самолете неожиданно стала отказывать система электроснабжения. В кабине было два командира экипажа – так бывает, когда нет второго пилота. Слева – Андрей Ламанов, справа – Евгений Новоселов. Новоселов пытался связаться с Землей, успел сказать, что на борту проблемы с электропитанием, попросил экстренную посадку. В этот момент связь прервалась, обе радиостанции разом вышли из строя. Новоселов снял наушники. Ламанов схватился за штурвал.
Внезапно отключились все навигационные приборы, в кабине погасли все лампочки. Самое страшное, что пилоты не могли определить пространственное положение самолета – ни высоту, ни крен. Возьми они чуть больше положенного угол наклона, и самолет попросту разлетелся бы на куски.
"В один момент показалось, что самолет стал неуправляем, - вспоминает командир экипажа Ту-154 Евгений Новоселов. - Мы штурвал влево, а самолет вправо, мы штурвал вправо - он влево".
В салоне началась паника. Кто-то кричал "Мы все умрем!", кто-то громко ревел, кто-то срочно требовал командира, а кто-то грубо иронизировал.
Руслан Губайдулин вместе с коллегами по работе сидел в хвосте. Закончилась длительная командировка на север, его бригада успешно справилась с заданием – отремонтировала взлетно-посадочную полосу. Руслана тоже не должно было быть на этом рейсе. Фирма решила отправить домой половину сотрудников, семь человек, Руслан в этот список не попал. Но он за бутылку коньяка уговорил одного из подчиненных поменяться с ним билетами: очень хотел попасть домой как можно скорее, несколько месяцев не видел жену и дочь. Именно коллеги Руслана Александр Дегтярев на пару со Станиславом Емельяновым и пытались всех развеселить в салоне: наперебой громко рассказывали анекдоты, старались отвлечь себя и других от ужасающих мыслей.
У летчиков не было никакого контакта с землей. На высоте 1800 метров отказали насосы перекачки топлива. Сработала сигнализация аварийного остатка: в расходном баке горючего оставалось на 30 минут полета. Они отклонились от курса. Где они находятся, и где спасительная площадка? Как садиться при работающих двигателях на максимальной скорости, без тормозных механизмов крыла? Теоретически их учили, но никто в мире на практике этого никогда еще не делал.
Инструктор по предполетной подготовке Сергей Клемашев за полгода до этого ЧП устроил экипажу Новоселова тест-драйв. Условия той виртуальной посадки были практически аналогичными, как будто само провидение заставляло экзаменатора все усложнять и усложнять задачу. Тогда все справились на "отлично". Но одно дело - предполагаемая ситуация на земле, и совсем другое – настоящая катастрофа в воздухе.
Лидия Штепа вместе с мужем летела в Москву, чтобы повидаться с детьми. Ждала этой встречи больше года. Там, в самолете, она была уверена, что больше никогда с ними не встретится.
"Я стала прощаться со своими сестрами, со всеми родными, - рассказывает пассажирка Ту-154 Лидия Штепа. - Попросила прощения. Мне стало жаль моих детей. Они стояли, два мальчика, в Домодедове и меня ждали".
В салоне трясло так, что у многих пассажиров начались тошнота и рвота. Оптимистка Люда Голубых сетовала на воздушные ямы. Только когда увидела своего любимого бортпроводника Василия, поняла: зона турбулентности здесь совершенно ни при чем. Всегда веселый, он был бледен и серьезен. Тут-то она и поняла: произошло что-то страшное. Страх, граничащий с ужасом, перед неизбежной скорой смертью. Кто не испытывал, тот никогда не поймет. Молились все 72 пассажира. Даже мужчины, в том числе и команда Руслана Губайдулина. Теперь вместо шуток шептали "Отче наш".
Все было против них, но экипаж на чашу весов стал выкладывать положительные обстоятельства. Первое и самое главное – светлое время суток. Второе – отсутствие сильного ветра. Третье – на горизонте никаких гор, Уральский хребет остался позади. "На тот момент мы решали такую задачу: как только пробьем облачность, перейдем на визуальный полет, определимся со своим местоположением по характерным ориентирам – по рекам, по дорогам. По карте определим, где находится ближайший аэродром, отвернем туда и выполним там посадку", - рассказывает Евгений Новоселов.
Бортинженер вспомнил про старый дедовский способ определения пространственного положения самолета: пластмассовый стакан наполовину наполнил водой и, ни слова не говоря, поставил на панель перед пилотами. Ламанов и Новоселов переглянулись. Они поняли, что это теперь единственный и самый надежный прибор для определения углов наклона самолета. Предстояло пройти сквозь сплошные облака, где есть опасность потерять пространственную ориентировку и перевернуться.
7 сентября 2010 года пилоты сотворили чудо, посадив самолет на разбитую полосу недействующего аэродрома в селе Ижма. Высокая скорость, почти 400 километров в час, не предусмотрена для посадки. Последние 200 метров самолет катился по грунту, сминая под собой деревья. "Вот тогда мне стало и страшно, и обидно: мы выполнили удачную посадку, и неужели попадутся какие-нибудь большие деревья, которые разобьют кабину, и от нас ничего не останется?" - говорит Евгений Новоселов.
Эти секунды ожидания рокового конца для пилотов и пассажиров казались вечностью. Как в калейдоскопе – перед глазами вся жизнь. Это потом они узнали, что на этом участке тайги росли молодые тонкие деревья. Самолет пронесся, легко срубая их крыльями. А когда шасси увязло в грунте, остановился. Но пассажиры еще не понимали, что самое страшное уже позади. Напуганные люди бросались к аварийным выходам и пытались открыть двери. Началась паника. Бортпроводники боялись, что пассажиры начнут прыгать за борт, ломая себе руки и ноги. Нужно было во что бы то ни стало прекратить панику. Елена Разумова кричала так, что сорвала голос. Пришлось даже применять физическую силу.
Лидия Штепа поняла, что она в безопасности, когда оказалась на земле. До Москвы они с мужем добирались поездом. Женщина больше не может летать, это выше ее сил. С того рокового дня ей снится один и тот же кошмарный сон про полет. Спокойно вспоминать о нем она не может до сих пор. Лидия прошла курс психотерапии, но он ей не помог. Она не знает, как снять нервное напряжение и избавиться от стресса. Ее не успокаивает даже море. Руслан Губайдулин после этого случая перестал обращать внимание на мелкие неприятности. Как маленький ребенок, теперь радуется каждому дню. Людмила Голубых решила, что еще не выполнила свою миссию на этой земле. Через неделю после ЧП она узнала, что беременна. Ребенка решила назвать Евгением (или Евгенией) – в честь командира экипажа.
"Невский экспресс"
О таких людях, как Наталья Новикова, говорят: "родилась в рубашке". Дважды "Невский экспресс" взрывали. Дважды в поезде была Наталья. Наталья живет в Питере. Раз в неделю собирается в дорогу и едет в Москву – у нее там свой бизнес. 13 августа 2007 года, садясь в Москве в вагон поезда, она была уверена, что утром будет дома. Поужинать не успела. Через 15 минут раздался хлопок, словно где-то рядом взорвалась большая петарда, будто тяжелый предмет упал на крышу вагона. Наталья схватилась за сиденье. Еще три минуты – и поезд сошел с рельсов.
"Все вокруг белое, как дым, пыль поднялась, ничего не видно, ничего не понятно. Куда-то улетели вещи вперед", - вспоминает пассажирка "Невского экспресса" Наталья.
По счастливой случайности в той железнодорожной катастрофе никто не погиб - 60 раненых. Наталья отделалась лишь легкими ушибами. Тогда у нее не возникло мысли, что этот случай – предупреждение для нее самой. Наталья долго не могла прийти в себя, боялась заходить в поезд. Но все же она не отменила очередную поездку. Через три месяца снова была в вагоне поезда "Санкт-Петербург – Москва", хотя страх перед железной дорогой поселился в душе надолго.
В 2009 году Наталья планировала поездку в Непал, чтобы отдохнуть с друзьями. Дорога непростая – самолеты, пересадки. Ей даже думать об этом было страшно. Наталью мучили предчувствия. Она написала завещание. Все прошло благополучно, и, вернувшись из Непала, Наталья расслабилась. Она решила: зря волновалась. И снова собралась в дорогу. Бизнес есть бизнес: чтобы сэкономить время, решила до Москвы лететь на самолете, а обратно уже ехать поездом. На вокзале, когда она пришла покупать билет, касса оказалась закрыта. Ненароком закралась мысль: поездом лучше не ехать. Но возле кассы ее окликнул старый знакомый, и они проговорили до открытия. На "Невский экспресс" в продаже оставался как раз один билет.
Садясь во второй вагон, Наталья узнала проводника – это был тот самый человек, с которым она ехала всего один раз в том злополучном "Экспрессе" в 2007-м. Через 2,5 часа прогремел взрыв. По инерции поезд продолжал нестись, только уже не по рельсам. Наталья сидела в конце вагона. Со всех сторон полетели оторванные сиденья и вещи пассажиров. Вагон, в котором была Наталья, оторвало от состава, перевернуло на бок и протащило несколько десятков метров. Ее завалило так, что она не могла даже пошевелиться. Это был ужас. Ей казалось, что ее просто не найдут под обломками.
Первыми на место аварии прибыли обходчики путей. Наталья видела, как выносили тела погибших, как выводили раненых, многим из которых помощь была уже не нужна. "Людей выводят, они тут же умирают… - рассказывала Наталья. - Вроде люди радуются, что вынесли кого-то живого, а он тут же умирает от шока, от потери крови, от сдавливания".
В больнице, очнувшись после наркоза, Наталья узнала, что у нее серьезный перелом руки и травма тазобедренного сустава. Ее буквально собирали по кусочкам. Никто из близких не знал, жива ли Наталья. В перерыве между операциями Наталья позвонила мужу.
В той катастрофе погибли 28 человек, 90 получили серьезные травмы. Наталья уверена, что ей повезло: "По крайней мере, я не инвалид в коляске". У Натальи было время переосмыслить случившееся и понять: что-то в этой жизни она делала не так. "Много было внутренней агрессии, - анализирует она. - Подавленной агрессии, не вышедшей наружу. Из-за этого не заметила чего-то. Опять же, с этими кассами – не уделила должного внимания тому, что закрыта касса, не надо".
Наталья по-прежнему живет между двух столиц, хотя каждый раз ее бросает в дрожь, когда она собирается в путь. Но менять образ жизни она не намерена. Считает: двум смертям не бывать, одной не миновать.
Шахта "Распадская"
Шахта "Распадская" - это место стало братской могилой для 68 шахтеров. Дмитрий Аникеев – один из тех, кто чудом выжил на "Распадской". Само название его места работы теперь звучит как страшное пророчество. 9 мая в семье Аникеевых теперь навсегда день еще одной победы – победы над судьбой, которая едва не лишила детей отца и не заставила овдоветь молодую женщину. Жена Дмитрия Гульнара до сих пор не может спокойно вспоминать тот день. Жутко представить, что они могли расстаться навсегда, так и не простившись.
Шахта "Распадская" в Междуреченске – это целый подземный город. В несколько раз больше того, который на поверхности. Общая длина тоннеля – 370 километров. Почти вдвое больше, чем в московском метро. Вечером 8 мая под землей все шло буднично. Канун Дня Победы – для шахтеров обычный рабочий день. Забой – место для мужчин с суровым характером.
Первый взрыв метана в Междуреченске случился без пяти девять вечера по Москве. В тот момент под землей находились 359 человек. Дмитрий Аникеев не сразу понял, что произошло. Обычно в это время взрывают породу – производственная рутина. Но в этот раз хлопок был просто оглушительным. Дмитрий вылетел из вагона, потерял сознание. Когда очнулся, забой уже плотно заволокло дымом, вентиляторы не работали. Он понял: дышать скоро будет совсем нечем, надо срочно пробираться к лифту.
Лифтер "Распадской" Анжела в момент взрыва была наверху. "Мы упали на пол, закрывали, кто как мог, головы. Дышать было невозможно гарью, мы кашляли", - описывает она. От пыли невозможно было рассмотреть даже тех, кто шел рядом. Шахтеры поняли: есть только один выход – как можно скорее наверх.
Спасательные бригады уже через несколько минут были на месте трагедии. Но Дмитрий в момент взрыва оказался в трех километрах от лифта. Это очень далеко… Первое, о чем вспомнил Дмитрий, – самоспасатель, кислородная маска горняка, единственная возможность дышать. Но даже если ты все еще дышишь, в кромешной тьме и дыму ничего не разглядеть, и выход найти почти невозможно.
Семь человек, которые вместе с Дмитрием искали спасения, падали один за другим. Воздух в кислородных масках, которого хватало только на час, заканчивался. Метановое облако отравляло безжалостно. Когда прогремел второй взрыв, Дмитрий понял: надежды на спасение нет. Но он должен идти. Там, наверху, остались жена и дети. В голове засела еще одна мысль: если он погибнет, Гульнара никогда не сможет расплатиться за ипотеку.
Дмитрий продвигался на ощупь, иногда спотыкался о породу, иногда – о тела погибших. Пыль разъедала легкие, но он продолжал идти. Они с женой хотели отдать дочь в хороший вуз, они хотели переехать к морю. У них еще столько грандиозных планов!
"Глаза начало жечь, лицо, - рассказывает шахтер "Распадской" Дмитрий. – Стало жутко, в голове крутились мысли: ну все, нашел я здесь свою кончину".
Когда Дмитрий почувствовал свежий воздух, он уже почти перестал надеяться. Он даже не шел – полз. Навстречу не свету – возможности дышать. В ту жуткую ночь выбраться на поверхность смогли 219 человек. Дмитрия выписали из больницы почти через полгода. Семья с трудом пережила такое долгое лечение. Сейчас его называют героем. Но он уверен: герои – погибшие парни, которых он ходит проведывать на шахтерское кладбище.
Дмитрий остался жить. Но дорога сквозь метановый ад оставила на нем свой след – он обжег легкие. Частый кашель и бесконечные головные боли пугают жену-медика. Она бы запретила мужу спускаться в забой, если бы только могла. А он и сам бы рад не идти, да не может: "В шахту бы не пошел, потому что мне страшно. Но так как мы зажаты ипотеками, кредитами, куда? Детей же без крыши над головой не оставишь".
После того как Дмитрий смог буквально сбежать от смерти, шахтер сильно изменился. Стал больше времени проводить с семьей, с детьми. О будущем Аникеевы теперь говорят только с предвкушением чего-то самого хорошего. Ведь если судьба им дала шанс в самом главном, значит, и в остальном уж точно не обидит.
Парашют
Летом 2010 года студентка первого курса тюменского института Юлия Евдокименко решила прыгнуть с парашютом. В назначенный день она вместе со всеми вошла в самолет, тщательно проверила экипировку, спросила у инструктора, все ли в порядке, сделала шаг в пустоту - и ее парашют не раскрылся. Девушка упала на землю с высоты 800 метров. То, что произошло с ней потом, не поддается логическому объяснению. Мать до сих пор не может поверить, что с ее дочерью случилось настоящее чудо.
Как будто сама жизнь подсказывала Юле: не стоит подниматься в небо. По дороге на аэродром сломалась машина, погода казалась нелетной. Инструктор хотел отложить прыжки на неделю, но Юля упорно шла навстречу судьбе. Будто кому-то возражала и была уверена: рискованный спор неизбежно выиграет.
В тот день группа начинающих парашютистов уже собралась на летном поле, и оставалось не больше часа до того, как самолет оторвется от земли. Но внезапно пошел дождь. Инструктор предложил группе разойтись – нелетная погода. Но Юля настаивала: нужно подождать, еще распогодится. Она мечтала об этом несколько лет. Сейчас или никогда.
Уже перед самым прыжком Юля спросила у инструктора, совсем вроде бы случайно: "А может ли так случиться, что парашют не раскроется?". Тот ответил: "Могут стропы запутаться, может дырочка быть в парашюте. Но такого, чтобы не раскрылся, не может быть. У тебя все будет нормально". Вселили эти слова уверенность в девушку или, наоборот, усыпили ее бдительность?
Накануне прыжка мама Юли Екатерина не находила себе места. Дочь с детства была самостоятельной, но как объяснить, что материнское сердце чувствует неладное? Юля об этом не знала, то, когда до прыжка оставалось несколько минут, ее мама переступила порог церкви. И мысли в храме были только об одном: лишь бы с дочерью все было в порядке. А через несколько минут Юля сделала шаг… и с ней случилось то, чего не бывает.
Не дождавшись автоматического раскрытия, Юля снова рванула стропы. И снова ничего. Только когда макушки деревьев были совсем близко, она вспомнила про запасной парашют. Но он тоже не раскрылся. В голове крутился только один вопрос: "Почему я?" Сухие факты упрямо твердили: она должна была погибнуть, статистика не выдерживает таких исключений из правил. Прыжок с нераскрытым парашютом неизбежно заканчивается трагически. Но случилось чудо – Юля приземлилось в болото, это и спасло ей жизнь. В больнице к ней все относились как к талисману. Даже врачи удивленно поднимали брови: такого не бывает.
"Единственное, о чем я просила Бога: пусть хоть какая, но живая", - говорит Юля, чудом выжившая после падения с высоты 800 метров.
У Юли было сломано всего одно ребро и позвонок, все органы целы. А уже через 9 дней Юля встала на ноги и сделала первый шаг. Юля заново училась ходить, заново училась сидеть, но восстановилась на удивление быстро. Врачи отпраздновали победу: такого они еще не видели. По-настоящему понимать, что с ней произошло, Юля начала много позже. У нее появилось время строить планы. Правда, они уже были совсем не такие, как до прыжка…
Молния
Болельщики в Самарской области, которые покупали билеты на этот матч, и не думали, что платят за такое страшное зрелище. Первый тайм отыграли спокойно, команда Михаила Гвоздева забила первый гол под ясным небом. Но уже во время перерыва над стадионом начали сгущаться тучи. Зрители не уходили – игра обещала быть напряженной.
Начался второй тайм. Евгений Кирсанов отдал пас Михаилу Гвоздеву. И тут ударила молния. Она попала между двумя полевыми игроками. Евгений Кирсанов погиб прямо на голевой позиции. Михаила Гвоздева бросились откачивать врачи тут же, на поле. Мать Михаила предчувствовала, что что-то должно произойти. За три дня до рокового матча у ее сына внезапно почернел церковный крестик.
Михаил Гвоздев очнулся в больнице через трое суток. От пережитого шока он похудел на 20 килограммов. Врачи рассказали Михаилу: этот пас для него едва не стал последним в жизни. Ожоги, шок, усыхание мышц. С инвалидной коляски Михаил Гвоздев смог встать только через полтора года. Но опытные самарские врачи все равно сказали: "Это невероятно. Уцелеть после такой кары небесной – скорее исключение, чем правило".
После такого до жути точного небесного попадания коллеги Михаила еще долго боялись выйти на поле: а вдруг снова грянет гром, и креститься будет бессмысленно, все равно не поможет. А Михаил теперь понял: после свистка надо быть ко всему готовым. В чудеса футболист никогда не верил, но на этот раз выбора не осталось. Ведь сейчас ему ясно, что это значит на самом деле – "разрази меня гром".
Каждый, кто побывал в лапах смерти, сделал для себя неожиданный вывод: судьба посылает предупреждающие знаки, стоит быть внимательнее к ним и к себе. Жизнь непредсказуема и, к сожалению, может оборваться в любой момент. Стоит задуматься, как мы живем, для чего, правильно ли и не пора ли что-то изменить. И лучше подумать об этом сейчас, не дожидаясь трагического случая.