Вход / Регистрация
22.11.2024, 05:16
О чем молчит "аватарка"
Один мой знакомый ребенок, склонный к философии (этакий маленький Сократ или Конфуций), как-то задумчиво изрек: «Люди – как кошки. Все такие разные!» Не знаю насчет кошек, но что разные – это точно.
Социальные сети тому подтверждение – миллионы пользователей, и у всех – разные аватарки! По-другому они еще называются «юзерпиками» и служат посланием к миру, которое говорит: «Я такой-то», «Относитесь ко мне так-то», «Дайте мне это». Аватарка выдает наши скрытые дефициты – то, чего не хватает, то, чем мы хотим казаться. О чем же так красноречиво молчит аватарка?
Аватарка ? картинка, которую выбирает пользователь для создания своего виртуального «я» на форуме, в чате, других средствах общения в интернете. Маска – графический ник (кличка), характеризующая ее создателя.
Мы все похожи – и физически, и психологически. Каждый знает, что такое одиночество и печаль, хочет любви и расстраивается, когда его не любят. Люди со схожими психологическими чертами выбирают аватарку определенного типа. И по аватарке можно многое сказать о ее хозяине! Мы, интернет-пользователи, словно прячемся за своим компьютером, но аватарка – те самые «торчащие уши», по которым можно понять, кто же все-таки сидит за кустом: серый волк или заяц… А что изображено на вашей аватарке?
1. РЕБЕНОК
Собственные детские фотографии и любые другие изображения ребенка за исключением собственного ребенка (здесь особая символика), а также «умилительные» животные (котята, щенки т. д.), так как они тоже выступают в роли «ребенка».
Послание к миру: «Я – маленький! Хочу на ручки!»
Чего не хватает: чего хотят дети? Конечно, любви! И прилагающихся к ней заботы, внимания…
Ожидания от других: ждут, что о них будут заботиться и любить, то есть восполнять дефицит, возникший в детстве.
Портрет: в семье была либо гиперопека (чрезмерная забота), либо гипоопека (недостаточная забота). В первом случае детство видится сладостной сказкой, расставаться с ней не хочется. Подобно Питеру Пэну, человек не хочет взрослеть. В случае гипоопеки взрослеть «хочется, но не можется»: семечко не получило достаточно питательных веществ и не может прорасти. В обоих случаях это незрелая, достаточно инфантильная личность. Внешне такой человек может быть взрослым и социально успешным, но внутри него сидит Ребенок, требующий любви и внимания, и временами он вырывается наружу. Это напоминает эпизод из фильма «Любовь-морковь 2»: маленький сын оказывается в теле отца (Гоша Куценко), приходит на работу, сидит в деловом костюме в собственном кабинете. А по кабинету летают самолетики, ездят паровозики…
Задача: повзрослеть.
2. ФОТО СВОЕГО РЕБЕНКА
Послание к миру: «Мой ребенок – это я. Я – это мой ребенок». Немного напоминает Людовика-Солнце: «Государство – это я!»
Чего не хватает: потеря себя и ориентиров в жизни, как следствие – нереализованность. Это ведет к слиянию с ребенком, к попытке заполнить свою жизнь им.
Ожидания от мира: пусть ребенок сделает то, что не сдалал(а) я. И тогда все меня зауважают!
Портрет: собственная нереализованность заставляет «делать ставки» на ребенка, он становится единственным светом в окошке. Как часто мама-балерина, не состоявшаяся в профессии, стремится сделать из своей дочки звезду балета! И дочке повезет, если ее желание и способности совпадут с мамиными, тогда из нее на радость нам может получиться Диана Вишнева. А если – нет?.. Со стороны такой родитель кажется любящим и заботливым, но это нездоровая любовь, а потребительская, за ней стоит эгоцентризм родителя. Подобное использование ребенка для самоутверждения называется «нарциссическим расширением».
Задача: жить своей жизнью.
3. ФОТО С ПАРТНЕРОМ
Послание к миру: «У меня есть отношения, смотрите все!»
Чего не хватает: любви и уверенности в том, что можешь быть любим.
Ожидания от других: признания своей ценности как женщины/мужчины.
Портрет: в глубине души сидит неуверенность в себе, она-то и компенсируется любовными отношениями. То есть если предыдущий тип использовал для решения своих проблем ребенка, называя это «любовью», то этот тип делает то же самое с партнером. Этот механизм формируется в возрасте трех – пяти лет на так называемой эдипальной стадии, когда ребенок должен получить подтверждение своей ценности и того, что он любим. Если этого не происходит, он ищет подтверждения ценности за счет партнера. Так, согласно воспоминаниям сводной сестры, Эдит Пиаф в юности говорила: «Если на тебя смотрит парень, ты не пустое место. Ты существуешь».
Задача: чувствовать свою ценность вне зависимости от партнерских отношений.
4. ПЕЙЗАЖ ИЛИ ДРУГОЙ ПРИРОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Послание к миру: «Пора в отпуск!»
Чего не хватает: внутренней гармонии. Возможно, это просто следствие накопившейся усталости.
Ожидания от других: таким людям нередко нужно внешнее подтверждение того, что они имеют право на отдых.
Портрет: внутренняя гармония нарушена, отсюда – интуитивное стремление к природе. Подобный выбор аватарки больше говорит не о глубинных психологических качествах, а о ситуации хронического стресса. Поэтому нужно понять: что к ней приводит? Возможно, конфликтная атмосфера в семье? Перегрузки на работе? Или же жизнь в мегаполисе – не для вас? А может, вы просто давно не были в отпуске?
Задача: хорошо отдохнуть, желательно – в уединении.
5. ОФИЦИАЛЬНОЕ ФОТО
Особенно если это фото, свидетельствующее о социальной успешности (на фоне машины, рядом со «звездой», в модном платье…).
Послание к миру: «Я успешен!»
Чего не хватает: неуверенность в своей «хорошести».
Ожидания от других: получение любви через признание успешности.
Портрет: в детстве такого ребенка хвалили за формальные поступки (за пятерки, грамоты), но ему не хватало безусловной любви – просто за то, что он есть. В результате сформировался механизм тождественности: «Я есть мои поступки», «Внутреннее равно внешнему». То есть, если у меня носки от «Версаче» – я хороший, а если другой марки – плохой. Это определенный вид нарциссизма, заставляющий гнаться за внешними достижениями, при том что внутри сидит одинокий недолюбленный ребенок. В поведении – закрытость. Даже если это общительный человек, в действительности близко к себе он никого не подпускает. А в душе – много одиночества, и со временем успехи в работе и модные сумочки радуют все меньше и меньше…
Задача: перенести свое внимание из внешнего поля на внутренний мир, уважать не только «материальные» ценности.
6. СМЕШНОЕ ФОТО
Послание к миру: «Давай посмеемся! Не надо ничего принимать всерьез…»
Чего не хватает: легкости. Внутри есть какая-то непрожитая грусть, от которой хочется сбежать.
Ожидания от других: поддержки механизма засмеивания и обесценивания чувств.
Портрет: классическая роль Шута, формируется к шести годам. В поле семьи было много напряжения, ребенок стал громоотводом, своими шутками или нелепостью разряжая атмосферу. Механизм формирования замечательно показан в фильме Н. С. Михалкова «12»: герой Михаила Ефремова, эстрадный исполнитель, рассказывает, как в детстве пытался рассмешить умирающую бабушку, чтобы облегчить ее боль, и с тех пор продолжает добиваться улыбок уже от зрителей. «Шут» использует механизм засмеивания и обесценивания как уход от эмоциональной боли. Иногда это идет на пользу и помогает решить проблему, но порой приводит к побегу от нее.
Задача: научиться смотреть проблемам в лицо.
7. ОТСУТСТВИЕ ФОТО
Послание к миру: «Не смотри на меня!»
Чего не хватает: безопасности. Если, конечно, отсутствие фото не связано с объективными причинами (это известный человек или же он работает в «органах»).
Ожидания от других: уважение к границам. Внимание – но безопасное.
Портрет: скрытность и недоверчивость, порой подозрительность, желание контролировать ситуацию. Создается впечатление, что человек увлекся игрой «Я тебя вижу, а ты меня – нет». Часто используются двойные послания: «Я хочу контакта с тобой, но так, чтобы между нами не было контакта», «Я три дня скакал за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!» и т. д. Все это – следствие сформировавшегося в детстве базового недоверия к миру. При этом недоверие может быть как следствием личного опыта ребенка (родители не выполняли свои обещания), так и традицией всей семьи. Например, ваша семья могла пострадать от репрессий тридцатых годов, и память об этом заставляет вас до сих пор воспринимать мир враждебно.
Задача: научиться раскрываться и понять, что мир не злой. Да, он может быть таким – иногда. Но «иногда» не значит – «всегда».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Волкова,
психолог, имидж-консультант, коуч
СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ СУПЕРГЕРОЙ
Виртуальное пространство всемирной паутины дает возможность не только самовыразиться, но и создать новый «образ себя» – такой, каким очень хочется стать или хотя бы казаться. Созданием «усовершенствованного "я”» нередко увлекаются люди, страдающие комплексом неполноценности. Анонимность интернет-пространства дает стеснительным и не уверенным в себе пользователям возможность попробовать новый стиль общения и освоить стратегии поведения, совершенно не характерные для них в «реальной» жизни. Такие люди, как правило, выбирают в качестве аватарки изображения супергероев и коварных соблазнительниц. Проблема в том, что эйфория, вызванная успехами «усовершенствованного "я”» в сети, никак не способствует избавлению от неуверенности в реальной жизни. Скорее, наоборот, контрастность ощущений и впечатлений усиливает тревогу от общения «в реале», которая, в свою очередь, приводит к депрессивным состояниям.
Социальные сети тому подтверждение – миллионы пользователей, и у всех – разные аватарки! По-другому они еще называются «юзерпиками» и служат посланием к миру, которое говорит: «Я такой-то», «Относитесь ко мне так-то», «Дайте мне это». Аватарка выдает наши скрытые дефициты – то, чего не хватает, то, чем мы хотим казаться. О чем же так красноречиво молчит аватарка?
Аватарка ? картинка, которую выбирает пользователь для создания своего виртуального «я» на форуме, в чате, других средствах общения в интернете. Маска – графический ник (кличка), характеризующая ее создателя.
Мы все похожи – и физически, и психологически. Каждый знает, что такое одиночество и печаль, хочет любви и расстраивается, когда его не любят. Люди со схожими психологическими чертами выбирают аватарку определенного типа. И по аватарке можно многое сказать о ее хозяине! Мы, интернет-пользователи, словно прячемся за своим компьютером, но аватарка – те самые «торчащие уши», по которым можно понять, кто же все-таки сидит за кустом: серый волк или заяц… А что изображено на вашей аватарке?
1. РЕБЕНОК
Собственные детские фотографии и любые другие изображения ребенка за исключением собственного ребенка (здесь особая символика), а также «умилительные» животные (котята, щенки т. д.), так как они тоже выступают в роли «ребенка».
Послание к миру: «Я – маленький! Хочу на ручки!»
Чего не хватает: чего хотят дети? Конечно, любви! И прилагающихся к ней заботы, внимания…
Ожидания от других: ждут, что о них будут заботиться и любить, то есть восполнять дефицит, возникший в детстве.
Портрет: в семье была либо гиперопека (чрезмерная забота), либо гипоопека (недостаточная забота). В первом случае детство видится сладостной сказкой, расставаться с ней не хочется. Подобно Питеру Пэну, человек не хочет взрослеть. В случае гипоопеки взрослеть «хочется, но не можется»: семечко не получило достаточно питательных веществ и не может прорасти. В обоих случаях это незрелая, достаточно инфантильная личность. Внешне такой человек может быть взрослым и социально успешным, но внутри него сидит Ребенок, требующий любви и внимания, и временами он вырывается наружу. Это напоминает эпизод из фильма «Любовь-морковь 2»: маленький сын оказывается в теле отца (Гоша Куценко), приходит на работу, сидит в деловом костюме в собственном кабинете. А по кабинету летают самолетики, ездят паровозики…
Задача: повзрослеть.
2. ФОТО СВОЕГО РЕБЕНКА
Послание к миру: «Мой ребенок – это я. Я – это мой ребенок». Немного напоминает Людовика-Солнце: «Государство – это я!»
Чего не хватает: потеря себя и ориентиров в жизни, как следствие – нереализованность. Это ведет к слиянию с ребенком, к попытке заполнить свою жизнь им.
Ожидания от мира: пусть ребенок сделает то, что не сдалал(а) я. И тогда все меня зауважают!
Портрет: собственная нереализованность заставляет «делать ставки» на ребенка, он становится единственным светом в окошке. Как часто мама-балерина, не состоявшаяся в профессии, стремится сделать из своей дочки звезду балета! И дочке повезет, если ее желание и способности совпадут с мамиными, тогда из нее на радость нам может получиться Диана Вишнева. А если – нет?.. Со стороны такой родитель кажется любящим и заботливым, но это нездоровая любовь, а потребительская, за ней стоит эгоцентризм родителя. Подобное использование ребенка для самоутверждения называется «нарциссическим расширением».
Задача: жить своей жизнью.
3. ФОТО С ПАРТНЕРОМ
Послание к миру: «У меня есть отношения, смотрите все!»
Чего не хватает: любви и уверенности в том, что можешь быть любим.
Ожидания от других: признания своей ценности как женщины/мужчины.
Портрет: в глубине души сидит неуверенность в себе, она-то и компенсируется любовными отношениями. То есть если предыдущий тип использовал для решения своих проблем ребенка, называя это «любовью», то этот тип делает то же самое с партнером. Этот механизм формируется в возрасте трех – пяти лет на так называемой эдипальной стадии, когда ребенок должен получить подтверждение своей ценности и того, что он любим. Если этого не происходит, он ищет подтверждения ценности за счет партнера. Так, согласно воспоминаниям сводной сестры, Эдит Пиаф в юности говорила: «Если на тебя смотрит парень, ты не пустое место. Ты существуешь».
Задача: чувствовать свою ценность вне зависимости от партнерских отношений.
4. ПЕЙЗАЖ ИЛИ ДРУГОЙ ПРИРОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Послание к миру: «Пора в отпуск!»
Чего не хватает: внутренней гармонии. Возможно, это просто следствие накопившейся усталости.
Ожидания от других: таким людям нередко нужно внешнее подтверждение того, что они имеют право на отдых.
Портрет: внутренняя гармония нарушена, отсюда – интуитивное стремление к природе. Подобный выбор аватарки больше говорит не о глубинных психологических качествах, а о ситуации хронического стресса. Поэтому нужно понять: что к ней приводит? Возможно, конфликтная атмосфера в семье? Перегрузки на работе? Или же жизнь в мегаполисе – не для вас? А может, вы просто давно не были в отпуске?
Задача: хорошо отдохнуть, желательно – в уединении.
5. ОФИЦИАЛЬНОЕ ФОТО
Особенно если это фото, свидетельствующее о социальной успешности (на фоне машины, рядом со «звездой», в модном платье…).
Послание к миру: «Я успешен!»
Чего не хватает: неуверенность в своей «хорошести».
Ожидания от других: получение любви через признание успешности.
Портрет: в детстве такого ребенка хвалили за формальные поступки (за пятерки, грамоты), но ему не хватало безусловной любви – просто за то, что он есть. В результате сформировался механизм тождественности: «Я есть мои поступки», «Внутреннее равно внешнему». То есть, если у меня носки от «Версаче» – я хороший, а если другой марки – плохой. Это определенный вид нарциссизма, заставляющий гнаться за внешними достижениями, при том что внутри сидит одинокий недолюбленный ребенок. В поведении – закрытость. Даже если это общительный человек, в действительности близко к себе он никого не подпускает. А в душе – много одиночества, и со временем успехи в работе и модные сумочки радуют все меньше и меньше…
Задача: перенести свое внимание из внешнего поля на внутренний мир, уважать не только «материальные» ценности.
6. СМЕШНОЕ ФОТО
Послание к миру: «Давай посмеемся! Не надо ничего принимать всерьез…»
Чего не хватает: легкости. Внутри есть какая-то непрожитая грусть, от которой хочется сбежать.
Ожидания от других: поддержки механизма засмеивания и обесценивания чувств.
Портрет: классическая роль Шута, формируется к шести годам. В поле семьи было много напряжения, ребенок стал громоотводом, своими шутками или нелепостью разряжая атмосферу. Механизм формирования замечательно показан в фильме Н. С. Михалкова «12»: герой Михаила Ефремова, эстрадный исполнитель, рассказывает, как в детстве пытался рассмешить умирающую бабушку, чтобы облегчить ее боль, и с тех пор продолжает добиваться улыбок уже от зрителей. «Шут» использует механизм засмеивания и обесценивания как уход от эмоциональной боли. Иногда это идет на пользу и помогает решить проблему, но порой приводит к побегу от нее.
Задача: научиться смотреть проблемам в лицо.
7. ОТСУТСТВИЕ ФОТО
Послание к миру: «Не смотри на меня!»
Чего не хватает: безопасности. Если, конечно, отсутствие фото не связано с объективными причинами (это известный человек или же он работает в «органах»).
Ожидания от других: уважение к границам. Внимание – но безопасное.
Портрет: скрытность и недоверчивость, порой подозрительность, желание контролировать ситуацию. Создается впечатление, что человек увлекся игрой «Я тебя вижу, а ты меня – нет». Часто используются двойные послания: «Я хочу контакта с тобой, но так, чтобы между нами не было контакта», «Я три дня скакал за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!» и т. д. Все это – следствие сформировавшегося в детстве базового недоверия к миру. При этом недоверие может быть как следствием личного опыта ребенка (родители не выполняли свои обещания), так и традицией всей семьи. Например, ваша семья могла пострадать от репрессий тридцатых годов, и память об этом заставляет вас до сих пор воспринимать мир враждебно.
Задача: научиться раскрываться и понять, что мир не злой. Да, он может быть таким – иногда. Но «иногда» не значит – «всегда».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Волкова,
психолог, имидж-консультант, коуч
СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ СУПЕРГЕРОЙ
Виртуальное пространство всемирной паутины дает возможность не только самовыразиться, но и создать новый «образ себя» – такой, каким очень хочется стать или хотя бы казаться. Созданием «усовершенствованного "я”» нередко увлекаются люди, страдающие комплексом неполноценности. Анонимность интернет-пространства дает стеснительным и не уверенным в себе пользователям возможность попробовать новый стиль общения и освоить стратегии поведения, совершенно не характерные для них в «реальной» жизни. Такие люди, как правило, выбирают в качестве аватарки изображения супергероев и коварных соблазнительниц. Проблема в том, что эйфория, вызванная успехами «усовершенствованного "я”» в сети, никак не способствует избавлению от неуверенности в реальной жизни. Скорее, наоборот, контрастность ощущений и впечатлений усиливает тревогу от общения «в реале», которая, в свою очередь, приводит к депрессивным состояниям.