Путь к Богу по-индийски
Каково это – держать руку вверх или стоять на одной ноге несколько лет кряду, при этом добровольно обречь себя на полную нищету и постоянное паломничество? Спросите у любого садху – он расскажет. Если, конечно, не дал десятилетний обет молчания.
Фото: Википедия
Эта странная, странная Индия
Представьте перед собой человека. Он довольно стар, у него иссохшее тело, длинные спутанные волосы, иногда переходящие в такую же длинную бороду. На лице и теле – густой слой разноцветного грима, а из одежды – только железные трусы. Кто это? Пациент, сбежавший из психиатрической больницы? Рок-звезда на концерте? Или мудрец и странствующий духовный наставник? Как то ни странно, верным является последний ответ. По крайней мере, в Индии. Человека, которого Вы себе представили, называют sadhu (садху), в переводе с санскрита – «добродетельный человек». Корень же этого слова, sadh, означает «возыметь силу над чем-то», «достичь цели». Этим садху и занимаются: разносят по уголкам Индии добродетель и достигают своей цели – просветления – различными путями. Но об этом ниже.
Фото: Википедия
Зачем это нужно индусам?
В жизни рядового человека, исповедующего индуизм, есть четыре основных стадии. Первая – «раннее монашество», когда юноши и девушки проходят обучение как монахи-послушники брахмачари. Эта стадия обязывает воздерживаться от многих жизненных благ, не растрачивать энергию. Вторая – грихастха – создание семьи, рождение детей, домохозяйство. Третья – ванапрастха. Когда человек вырастил детей, он начинает понемногу отходить от мирских дел, подготавливаясь к последней стадии. Последняя же стадия называется санньяса, и предполагает она полный отказ от мирских прелестей, полное же посвящение духовному развитию и подготовку к смерти. Вот в это время человек и может принять решение стать садху. Правда, принимают его немногие. А всё потому, что путь садху означает очень, очень тяжёлую жизнь.
Для начала тех, кто решил ступить на эту стезю, ждёт ритуал посвящения. И часто на этом ритуале новичкам приходится присутствовать на собственных похоронах. Это действие очень символично, оно означает, что человек умер и для себя, и для общества. После ритуала новопосвящённый находит себе гуру (духовного учителя), от которого впоследствии набирается мудрости и опыта.
Фото: Википедия
Зачем это нужно остальным индусам?
По состоянию на 2007 год в Индии насчитывалось от четырёх до пяти миллионов садху. Внушительное число. И все эти пять миллионов странствующих паломников-отшельников пользуются огромным уважением у большей части индусов. Почему же? Всё дело в религии. Садху считаются святыми, приближёнными к богам, их благословениям радуются, их проклятий боятся. На свадьбах садху – аналоги священников. Их настолько любят и почитают, что по всей Индии им, пусть и негласно, но разрешено бесплатно передвигаться на общественном транспорте. К тому же, не обошлось и без кармы. По общепринятым представлениям, садху своим аскетичным образом жизни чистят не только свою карму, но и общую карму общества. А для индусов это многое значит.
Фото: politin.livejournal.com
Образ жизни
Нищета – вполне обычное явление для Индии. Но даже здесь, среди круга нищих, садху выделяются своей нищетой. Отказ от земных благ влечет за собой довольно часто и отказ от денег. Но если душа веру и духовные практики усваивает прекрасно, то накормить ими тело проблематично. И по этому поводу у индусов есть ещё одно негласное правило – не отказывать садху. Можно часто увидеть на улицах, как последние подходят к людям и протягивают руку. В этом случае им дают небольшую сумму денег, или, если садху принял обет безденежья, еду или воду. Но еда, вода и мелочь на проживание – это самое большое, что может позволить себе паломник. В остальном же – глубокая и при этом добровольная нищета. Пожалуй, это – первая и самая главная причина, которая отворачивает индусов от такой практики.
Фото: bestpixcorner.blogspot.com
Вторая, но тоже немаловажная проблема – проживание. Садху можно разделить на две категории – на паломников и оседлых адептов. Среди оседлых часто встречается проживание в общинах, иногда крупных (около 30 человек), хотя есть и одиночки. Жить они могут где угодно: в городах, при храмах, в небольших деревушках (где часто пользуются уважением и славой мудрецов), хотя ничто не мешает им облюбовать горы или леса. Паломникам же приходится тяжелее. Их цель – посещение важных духовных мест Индии, иногда по нескольку раз. А страна-то большая! Следовательно, жить им приходится, где попало – начиная от больших городов, и заканчивая обочинами дорог. Учитывая преклонный возраст (хотя зачастую выглядят садху очень бодро), такая жизнь даётся им нелегко, что нередко отпугивает потенциальных членов течения.
Фото: yvision.kz
Третья проблема – самоотречение. Как уже говорилось выше, садху умирают и для себя, и для Индии. Кстати, символом именно этого является большое количество грима, наносимого на лицо и тело. С одной стороны, это большой плюс для остальных, так как человек, отрекаясь от себя, становится безликим источником мудрости и связующим звеном между людьми и богами. Но далеко не все согласны отбросить себя любимого ради служения благому делу.
И четвёртая проблема. Очень тяжёлая и самая зрелищная. На словах это называется «духовными практиками», на деле же выглядит как самоистязания. Вообще, в культуре и религии Индии самоистязание – практически самый верный способ постичь вселенскую мудрость. И садху, доказывая то, что нищетой, безликостью и скудной жизнью дело не заканчивается, вовсю пользуются этим способом. Большинство адептов ограничиваются строгими постами (что не особо сложно при таком уровне жизни), паломничествами, хатха-йогой, поклонениями и мантрами, которые нужно перечитывать вслух по несколько десятков раз каждый день. Но есть ещё и меньшинство аскетов. И их духовные практики, они же – обеты, могут поразить непосвящённого человека. Например, это может быть обет молчания на 10 лет или хождение с поднятой рукой на протяжении нескольких лет (или вообще всю жизнь, так как после такой практики руку опустить уже не удаётся). Садху может решить стоять на одной ноге, опять же, лет пять, или отправиться в дальнее пешее паломничество с коромыслом на плечах, к которому прицеплены ведра с рисом, как дань богам. Ну и не стоит забывать старый добрый отказ от одежды вкупе с ношением железных трусов как символа протеста против приземлённых увлечений. В практике садху нет особых правил или ограничений, каждый выбирает свой собственный духовный путь.
Фото: indostan.ru
Профессиональный нищий
К сожалению, образ жизни садху прекрасно подходит мошенникам. Как уже говорилось, в Индии много нищих, а нищенствование, как известно, порой позволяет очень хорошо зарабатывать. Ещё один неприятный нюанс заключается в том, что не обязательно быть старым, чтобы стать садху. Многие мужчины и даже юноши бегут таким образом от финансовых, семейных или личных проблем. Ведь для того, чтобы стать таким вот прибыльным нищим, не нужно делать ничего особенного: просто одеть минимум рваной одежды, разрисовать лицо – и поддельный садху готов. А затем – просто тянуть руку. Как можно чаще, временами меняя места.
Распознавание таких шарлатанов очень затруднено, так как никаких опознавательных знаков в природе не существует. Можно было бы спросить, кто был его гуру и кто посвящал, но обет молчания затрудняет и этот способ. А успех таких торговцев верой объясняется ещё и тем, что к садху в обществе относятся крайне уважительно, и индуса, не давшего что-нибудь в протянутую руку, вполне может ожидать общественный гнев, что ничем хорошим не заканчивается. Поэтому, как писал Уильям Сатклифф в книге «А ты попробуй», нищенство в Индии – не что иное, как работа, и образ садху прекрасно подходит для этой работы. Думается, это хорошо объясняет цифру в пять миллионов.
Фото: adhvanalways.blogspot.com
Так кто же они?
Обобщая, получаем, что садху – странствующие аскеты, наполненные вселенской мудростью, которые совмещают в себе многие качества мудрецов из сказок. Если же рассматривать более приземлённо, то можно прийти к выводу, что садху – очень важная, даже неотъемлемая часть индийской культуры, так как странствующие распространители глубоких знаний делают народ Индии единым и духовно богатым. К сожалению, есть и отрицательные стороны, так как поддельных садху становится всё больше, а истинных – всё меньше.