Древние чилийцы страдали от хронического отравления мышьяком
Результаты исследований указывали на высокую концентрацию мышьяка в образцах волос мумий как с высокогорных районов, так и с прибрежных территорий. Целью ученых было определить, содержался ли мышьяк в древних жителях современного Чили при жизни или он попал туда уже после захоронения через почву.
В процессе изучения этого вопроса ученые обращались к ряду высокотехнологичных методов анализа образцов волос. Образцы были взяты из мумии, которой, по предварительной оценке, около 1000-1500 лет. Находку сделали в долине Тарапака, в пустыне Атакама. Высокая концентрация мышьяка в волосах мумии может иметь несколько объяснений. Во-первых, самый очевидный путь попадания мышьяка в организм – это вода. Второй вариант связан с употреблением в пищу растений, которые орошались загрязненной водой.
«В Чили действительно есть богатые отложения мышьяка, который может вымываться в реки вместе с другими токсичными веществами», – сказала археолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Иоанна Какулли.
Анализ волос и поиск источника заражения
Жизнь современных людей так же, как и жизнь наших предков, можно
исследовать с помощью археологии и криминалистики. Обе эти науки чаще
всего пользуются образцами именно волос, а не, к примеру, костей или
тканей кожи. Волосы более стабильны по своей структуре и не претерпевают
серьезных изменений с течением времени. Эта особенность, вместе с
фактором постоянного роста волос, помогает ученым увидеть
хронологическую запись веществ, которые ранее были распространены в
крови.
С помощью известных науке методик ученые не могут точно указать путь, которым мышьяк попадал в организм людей. Какулли и ее коллеги проводили исследование в Атакаме на месте захоронения мумии. Они использовали неинвазивные портативные средства, которые не оказывали разрушающего воздействия на предмет исследования. Ученые проанализировали всё – тела, одежду, почву, – что могло дать ответ на волнующий их вопрос. Как и ожидалось, мышьяк обнаружили в волосах и почве, а кожа имела явные признаки заболеваний, связанных с присутствием ядовитого элемента.
Последующее глубокое лабораторное исследование с использованием сканирующего электронного микроскопа с очень высоким разрешением продолжило долгую историю поиска истины. Кроме того, ученые подвергли образцы воздействию источника синхротронного излучения – большого ускорителя элементарных частиц, который позволил создать карту распределения элементов и минералов в волосах.
Тесты показали однородное, радиальное распределение мышьяка в структурах. Как поясняют авторы исследования, если бы загрязнение исходило от мышьяка в почве, токсичным элементом была бы покрыта только поверхность образцов. Сравнение уровня содержания мышьяка в почве и в волосах показало, что почва имела гораздо более низкую концентрацию элемента.
Кроме того, доминирующей формой мышьяка в волосах был тип под называнием «мышьяк III», в то время как неорганический мышьяк в поверхностных и грунтовых водах – это в основном «мышьяк V». Исследователи уверены, что тело с помощью «биотрансформации» сумело преобразовать попавший извне вид мышьяка в «мышьяк III».
Череда вопросов
Полученные учеными результаты согласуются с современными эпидемиологическими исследованиями заражения мышьяком через рот – через пищу и воду. Автор исследования добавила, что те методы, которыми пользовались ученые, могут быть очень полезны при работе в области судебно-медицинских экспертиз и оценок токсичности в археологии.
Сейчас команда исследователей, используя тот же подход, собирается выяснить, какое место в жизни древних людей чилийского региона занимали галлюциногенные растения.
Поводом к изучению такой проблемы стали найденные рядом с
захоронениями экзотические амазонские семена. Если люди, чьи могилы
нашли ученые, не использовали галлюциногены для себя, тогда возникает
вопрос о роде их занятий. Возможно, это были шаманы или древние лекари,
которые использовали галлюциногенные растения для ритуальных обрядов или
лечения. Цепочка вопросов продолжается: ведь семена явно не чилийского
происхождения, поэтому предстоит выяснить вопрос об уровне
взаимодействия представителей изучаемого народа с народами Амазонки.
Откуда местные жители знали о свойствах семян и местах их произрастания
или способах их получения? Все это и станет предметом дальнейших
исследований ученых Калифорнийского университета.