После
крушения «Гинденбурга» воздухоплавание окончательно взяло курс на
самолёты. Гигантские Цепеллины оказались слишком громоздкими, слишком
опасными, и уже после Второй мировой они пропали с небес.
Но несколько десятилетий спустя инженеры и конструкторы пытались
воскресить аппарат, который сегодня скорее туристический аттракцион
вроде воздушного шара, чем вид транспорта. Вместо взрывоопасного
водорода стали использовать гелий, а в конструкцию пытаются добавить
свойства самолётов вертолётов и гидропланов. Однако дальше прототипов
дело пока не заходит.
Использовать дирижабли для пассажирских полётов сейчас не собираются –
по скорости даже самая быстрая модель серьёзно уступает самолётам – и
сосредотачиваются на грузоперевозках. Основной плюс такого воздушного
судна – оно может перевозить негабаритные, тяжёлые грузы, которые не
помещаются ни в грузовики, ни в вагоны.
– Сейчас потребность в таких перевозках на рынке небольшая, но это от
того, что нет никаких предложений, – рассказывает Metro бизнесмен Кирилл
Лятс, который пытался запустить воздушные перевозки на термопланах. –
Но как только появится возможность, я уверен, появится и спрос.
Проект Лятса «Локомоскай», предполагавший создание термоплана
грузоподъёмностью до 60 тонн, сейчас заморожен. Почему так произошло,
он не объясняет, загадочно говоря, что «время ещё не пришло».
Один из популяризаторов дирижабельной георазведки, руководитель проекта
«Аэрокомплексы» Алексей Воронин считает, что инвесторы пока просто
боятся дирижаблей.
– Если в гондолу установить оборудование, которое будет искать полезные
ископаемые с воздуха, получится намного экономичней, чем вертолёт: не
требуется дозаправка, возможны беспилотные полёты. Я предлагал это
алмазодобывающей компании, с которой работаю, но они настороженно
относятся, – сказал он Metro. – Нужно чтобы кто-то занялся этой
отраслью.
В то же время в США проходит тесты гибридный дирижабль-большегруз Dragon
Dream (на фото вверху). Сейчас производители ведут переговоры с
российской компанией по добыче никеля Amur Minerals – они решили не
строить дорогие дороги к новым месторождениям и доставлять оборудование и
руду на дирижабле. Разработкой также планируют воспользоваться НАСА и
Пентагон.
Дирижабли снова возвращаются в XXI веке
• Реклама. Для
этих целей берут как небольшие аэростаты, которые запускают на
спортивных соревнованиях или на выставках, так и большие дирижабли.
Особенно популярна такого вида реклама в США. Вспомните хотя бы
«Симпсонов» с красным дирижаблем пива Duff.
• Перевозка грузов. В Китае сейчас используют большие воздушные шары
для перевозки негабаритных грузов. Их поднимают в воздух, а потом на
тросах тащят грузовиками в нужном направлении. Получается и удобнее, и
экономичнее. Раньше такую технологию использовали и в Советском Союзе.
• Охрана. Чтобы зависнуть в воздухе, дирижабль не тратит топлива, а
обзор открывается хороший. Несколько дирижаблей находятся в ведении
Минобороны и погранслужбы, а несколько лет назад Юрий Лужков предлагал
пересадить на цепеллины столичных полицейских. За безопасностью на Играх
в Сочи, кстати, следили с аэростатов.
Великобритания и Iron Maiden сделали самый большой дирижабль
В первый коммерческий полёт Airlander планируют отправить уже в 2016 году.
Самое
большое воздушное судно в мире – его длина 92 метра – будут
использовать как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Он
может поднять до 50 тонн груза.
Аirlander – гибридное судно: частью дирижабль, частью самолёт, частью
вертолёт. Его начали разрабатывать в США, однако скоро его перепродали и
прототип по морю отправился в Великобританию. Корабль представили в
марте, скоро должны начаться лётные испытания.
• Google. В рамках проекта Loon дирижабли собираются использовать в качестве передатчиков, чтобы обеспечить интернетом Африку. Кстати, таким образом можно решить и вопросы с сотовой связью. Как рассказал Metro Алексей Воронин, чтобы таким образом обеспечить телефонной связью всю территорию России, нужно всего 10 дирижаблей.
«Атлант» на сжатом водороде
В феврале этого года самая успешная дирижаблестроительная компания России «Авгуръ» представила проект нового гибридного воздушного судна «Атлант» на заседании профильной комиссии в Госдуме.
Для приземления ему
не нужны ни специальная мачта, ни аэродром, он сможет поднять на борт
более сотни тонн груза и находиться в полёте около шести дней.
Дирижабль соединит в себе также свойства самолёта, вертолёта и судна на воздушной подушке.
По задумке создателей, «Атлант» поможет не только перевозить
негабаритные грузы, но и решит вопрос с обеспечением труднодоступных
районов страны.
На данный момент «Авгуръ» производит небольшие дирижабли серии AU для рекламных и туристических полётов.
1. Изобретение дирижабля. Французский
математик Мёнье придумал дирижабль в 1784 году. Двигаться машина должна
была на ручной тяге – предполагалось, что пропеллеры будут раскручивать
80 человек.
2. Первый полёт. Впервые в управляемый полёт дирижабль отправился
только через сто лет. Военное воздушное судно работало на электричестве и
пролетело восемь километров за двадцать три минуты.
3. Эпоха Цепеллинов. Первый 128-метровый дирижабль графа фон
Цепеллина поднялся в воздух в 1900 году. На них совершались роскошные
полёты – внутренние помещения напоминали залы знаменитого «Титаника».
4. Первая мировая война. К 1914 году дирижаблями обзавелись все
крупные европейские державы (У России воздушный флот был самым большим –
20 судов). С них сбрасывали бомбы и шпионили за врагом из-за облаков.
5. Вторая мировая война. К 1939 году дирижабли использовались уже не по привычному назначению, а как место для наблюдения и в качестве заградительных аэростатов. Благодаря последним удалось защитить города от бомбёжек.