Вход / Регистрация
22.12.2024, 22:09
Цели и средства тайных операций ЦРУ
Арсенал средств Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, формировавшийся с момента его создания в 1947 году, весьма обширен. Но применялись ли они на практике?
Весной 1960 года сотрудница ЦРУ Трейси Барнс обедала с Яном Флемингом, бывшим двойным агентом и автором романов о разведчике Джеймсе Бонде. Темой их неторопливого разговора была техника осуществления убийств. На тот момент Трейси имела особое задание от директора ЦРУ Аллена Даллеса: разработать план ликвидации Фиделя Кастро, коммунистического диктатора Кубы.
Руководство США считало, что успех правления Кастро на Кубе может открыть дорогу коммунизму в Америку, поэтому его устранение представлялось совершенно необходимым. Вообще-то, подразумевалось устранение Фиделя от власти, но, разумеется, самым надежным решением было бы его убийство.
Однако Флеминг предложил более оригинальный способ: дискредитировать образ Кастро в глазах народа Кубы и всего мира. В те годы Фидель привлекал симпатии простых людей не только обещаниями райской жизни при коммунизме, но и мужественным обликом этакого латиноамериканского мачо. По мнению Флеминга, следовало разрушить этот образ, найти способы превратить вождя-любимца в жалкое посмешище. И тогда его падение станет неизбежным.
Трейси Барнс обратилась за помощью в отдел технических услуг (ОТУ) ЦРУ, и в течение нескольких месяцев это секретное подразделение занималось разработкой необходимых способов и средств.
Один из проектов предусматривал засыпку в обувь вождя порошка на основе солей таллия, применявшегося женщинами в качестве депилятора. Это средство не только привело бы к выпадению бороды, бровей и лобковых волос, но также могло – в определенных пропорциях – вызвать общий паралич.
Согласно другому предложению, Фиделю следовало подсунуть галлюциноген типа ЛСД. Предполагалось либо пропитать им сигару, либо распылить наркотик в помещении радиостанции, откуда Кастро оглашал свои пространные речи. Выступая в прямом эфире, Фидель должен был, под действием наркотика, «понести околесицу». Но в конце концов оба проекта отвергли, признав недостаточно эффективными и слишком рискованными.
Тем временем в ОТУ разрабатывали новые варианты. Одним из «конечных продуктов» стал ящичек гаванских сигар, пропитанных смертельным ядом. В качестве альтернативы предлагались взрывающиеся сигары. По некоторым сведениям, сигары одного или другого «сорта» (а может, и обоих) предполагалось преподнести кубинскому вождю на очередной сессии ООН в Нью-Йорке. Однако и от этой задумки впоследствии отказались.
Согласно следующему плану невольным убийцей Кастро решили сделать его приятеля, американского адвоката Джеймса Донована. Он должен был подарить Фиделю, страстному любителю подводного плавания, акваланг, зараженный грибком и бациллами туберкулеза. Донован, не подозревавший об уготованной ему роли, пришел в «правильный» магазин, но, несмотря на настойчивые рекомендации продавца, купил не тот акваланг, который был подготовлен ЦРУ, а самый обычный, «чистый», и вся операция пошла насмарку. Однако ЦРУ не оставило попыток использовать увлечение Кастро, и в ОТУ изготовили мощную мину в виде морской раковины, которую предполагалось установить в излюбленном месте подводных прогулок Фиделя. Эту операцию не стали осуществлять, поскольку к тому времени возник замысел, суливший больше шансов на успех.
Долгое время любовницей Кастро была Мари Лоренц, немка по происхождению. ЦРУ удалось ее завербовать, и после соответствующей обработки Мари согласилась отравить своего возлюбленного. Ей вручили две капсулы с ядом, которые следовало бросить в суп вождя. Женщина спрятала их в баночке со сметаной. Но когда прилетела в Гавану, то не смогла их там найти. «Они, видимо, растворились, − объясняла позднее Мари. − Это был какой-то знак свыше… И я подумала: "К черту все это, пусть будет то, что будет…”».
Наибольших успехов в подготовке к ликвидации «неугодных лиц» ЦРУ достигло в начале 60-х годов ХХ века. Еще в Управлении стратегических служб (УСС), предшественнике ЦРУ, было создано специальное подразделение – «отдел 19» − по разработке и изготовлению «альтернативных видов оружия». Там произвели целый арсенал химических и биологических ядов, таких, например, как очень сильная модификация колбасного яда. В послевоенные годы, во избежание международных «неприятностей», связанных с покушениями, УСС следило, чтобы нанятые киллеры, так называемые механики, не имели с ним прямых связей.
В конце 40-х годов в составе Бюро стратегического надзора (БСН) ЦРУ появился отдел, специализировавшийся на убийствах двойных агентов из-за «железного занавеса». Отдел работал по «Программе подразделения 7» (Program Branch 7 – PB/7). Возглавлял отдел полковник Борис Паш. Этот полковник, руководивший в конце Второй мировой войны миссией «Алсос», цель которой состояла в похищении у немцев секретов их ядерной программы, всегда утверждал, что к активной реализации в РВ/7 так и не приступили. Однако заместитель Паша говорил, что в документах программы содержалось положение об «убийствах, которые при определенных обстоятельствах могут быть одобрены высшим руководством».
Точно неизвестно, осуществляла ли РВ/7 в действительности какие-либо покушения, но известно, что Фрэнк Уиснер, директор БСН, рассказывал о планах ликвидации некоего «азиатского вождя», советского Генерального секретаря Иосифа Сталина и президента Гватемалы Хакобо Арбенса. Правда, никто из них не был убит. В 1952 году выполнение программы РВ/7 было прекращено, а БСН преобразовано в Управление по делам планирования.
Вообще же за всю историю существования ЦРУ и его предшественника в «черный список» кандидатов на ликвидацию, кроме уже упомянутых личностей, входили следующие деятели.
Адольф Гитлер, которого должны были угостить коктейлем с ядом, однако снадобье затерялось по дороге. Предполагалось также убрать фюрера руками загипнотизированного немецкого военнопленного, но и это не получилось.
Чжоу Эньлай, государственный и партийный лидер Китая в 50-х и 60-х годах ХХ века, должен был съесть отравленный рис. В последний момент порцию риса заменили. Позже подготовили взрыв его самолета, но полет Эньлая был отменен.
Рафаэль Трухильо, диктатор Доминиканской Республики в 1930-1961 годах. ЦРУ поставило его ближайшим сподвижникам, согласившимся убить своего правителя, специальное оружие. Но позже президент Кеннеди наложил запрет на участие ЦРУ в заговоре и предписал предотвратить покушение. Однако доминиканские диссиденты заявили, что ликвидация диктатора – это их внутреннее дело, и они не откажутся от него в угоду США. В мае 1961 года террористы расстреляли автомобиль Трухильо и убили его из оружия, предоставленного ЦРУ.
Патрис Лумумба, первый премьер-министр Демократической Республики Конго (современный Заир). Его должны были заразить смертельным вирусом, но не успели: в сентябре 1960 года Лумумбу отстранили от власти, а в 1961 году злодейски убили бывшие ближайшие сподвижники.
Есть основания полагать, что после неудачной высадки антикастровского десанта на Кубе в Заливе Свиней – на Плайя-Хирон – в 1961 году, когда погибло много агентов ЦРУ, оставшиеся в живых решили отомстить президенту Кеннеди за этот провал и организовали на него покушение, в результате которого он был убит в Далласе, штат Техас, 22 ноября 1963 года.
Официально неизвестно, осуществляло ли ЦРУ убийства в 1950-х годах, однако многое говорит за то, что в те времена такие задания подготавливались с непременным участием ОТУ, руководимого доктором Сиднеем Готтлибом. Этот отдел занимался прослушиванием переговоров и электронной слежкой, развитие которых привело к появлению поистине гениальных изобретений, вроде миниатюрных фотоаппаратов, магнитофонов и передатчиков. Последние изготавливались в форме булавок для галстуков, запонок и даже в виде собачьих экскрементов. Продукцией отдела были также стреляющие зонтики, сигареты, авторучки и фотоаппараты. Одним из шедевров стала мука, которая не только взрывалась, но и годилась для приготовления теста и его последующей выпечки. Готтлиб отвечал и за особо секретный проект «МК УЛЬТРА» (MK-ULTRA), предусматривавший разработку специальных сильнодействующих ядов, наличие которых в организме невозможно определить не только путем анализов, но и при вскрытии. Также проводились эксперименты с галлюциногенами типа ЛСД.
В мирное время нет поводов для проведения государственной политики покушений. Но если страна оказывается в кризисной ситуации, позиция ее руководства может измениться. Такова, в частности, современная обстановка в Израиле. Ликвидация руководителей исламистских террористических организаций там узаконена на государственном уровне. Что касается ЦРУ, то весьма характерно высказывание одного из его сотрудников достаточно высокого ранга: «Для нас ликвидация руководителя другого государства моральной проблемы не создает. Проблема заключается в другом: нельзя быть уверенным, что тот, кто придет к власти после него, не будет, с нашей точки зрения, еще хуже».
Планы ликвидации Фиделя Кастро
Весной 1960 года сотрудница ЦРУ Трейси Барнс обедала с Яном Флемингом, бывшим двойным агентом и автором романов о разведчике Джеймсе Бонде. Темой их неторопливого разговора была техника осуществления убийств. На тот момент Трейси имела особое задание от директора ЦРУ Аллена Даллеса: разработать план ликвидации Фиделя Кастро, коммунистического диктатора Кубы.
Руководство США считало, что успех правления Кастро на Кубе может открыть дорогу коммунизму в Америку, поэтому его устранение представлялось совершенно необходимым. Вообще-то, подразумевалось устранение Фиделя от власти, но, разумеется, самым надежным решением было бы его убийство.
Однако Флеминг предложил более оригинальный способ: дискредитировать образ Кастро в глазах народа Кубы и всего мира. В те годы Фидель привлекал симпатии простых людей не только обещаниями райской жизни при коммунизме, но и мужественным обликом этакого латиноамериканского мачо. По мнению Флеминга, следовало разрушить этот образ, найти способы превратить вождя-любимца в жалкое посмешище. И тогда его падение станет неизбежным.
Трейси Барнс обратилась за помощью в отдел технических услуг (ОТУ) ЦРУ, и в течение нескольких месяцев это секретное подразделение занималось разработкой необходимых способов и средств.
Один из проектов предусматривал засыпку в обувь вождя порошка на основе солей таллия, применявшегося женщинами в качестве депилятора. Это средство не только привело бы к выпадению бороды, бровей и лобковых волос, но также могло – в определенных пропорциях – вызвать общий паралич.
Согласно другому предложению, Фиделю следовало подсунуть галлюциноген типа ЛСД. Предполагалось либо пропитать им сигару, либо распылить наркотик в помещении радиостанции, откуда Кастро оглашал свои пространные речи. Выступая в прямом эфире, Фидель должен был, под действием наркотика, «понести околесицу». Но в конце концов оба проекта отвергли, признав недостаточно эффективными и слишком рискованными.
Тем временем в ОТУ разрабатывали новые варианты. Одним из «конечных продуктов» стал ящичек гаванских сигар, пропитанных смертельным ядом. В качестве альтернативы предлагались взрывающиеся сигары. По некоторым сведениям, сигары одного или другого «сорта» (а может, и обоих) предполагалось преподнести кубинскому вождю на очередной сессии ООН в Нью-Йорке. Однако и от этой задумки впоследствии отказались.
Согласно следующему плану невольным убийцей Кастро решили сделать его приятеля, американского адвоката Джеймса Донована. Он должен был подарить Фиделю, страстному любителю подводного плавания, акваланг, зараженный грибком и бациллами туберкулеза. Донован, не подозревавший об уготованной ему роли, пришел в «правильный» магазин, но, несмотря на настойчивые рекомендации продавца, купил не тот акваланг, который был подготовлен ЦРУ, а самый обычный, «чистый», и вся операция пошла насмарку. Однако ЦРУ не оставило попыток использовать увлечение Кастро, и в ОТУ изготовили мощную мину в виде морской раковины, которую предполагалось установить в излюбленном месте подводных прогулок Фиделя. Эту операцию не стали осуществлять, поскольку к тому времени возник замысел, суливший больше шансов на успех.
Долгое время любовницей Кастро была Мари Лоренц, немка по происхождению. ЦРУ удалось ее завербовать, и после соответствующей обработки Мари согласилась отравить своего возлюбленного. Ей вручили две капсулы с ядом, которые следовало бросить в суп вождя. Женщина спрятала их в баночке со сметаной. Но когда прилетела в Гавану, то не смогла их там найти. «Они, видимо, растворились, − объясняла позднее Мари. − Это был какой-то знак свыше… И я подумала: "К черту все это, пусть будет то, что будет…”».
«Убойные» отделы и программы ЦРУ
Наибольших успехов в подготовке к ликвидации «неугодных лиц» ЦРУ достигло в начале 60-х годов ХХ века. Еще в Управлении стратегических служб (УСС), предшественнике ЦРУ, было создано специальное подразделение – «отдел 19» − по разработке и изготовлению «альтернативных видов оружия». Там произвели целый арсенал химических и биологических ядов, таких, например, как очень сильная модификация колбасного яда. В послевоенные годы, во избежание международных «неприятностей», связанных с покушениями, УСС следило, чтобы нанятые киллеры, так называемые механики, не имели с ним прямых связей.
В конце 40-х годов в составе Бюро стратегического надзора (БСН) ЦРУ появился отдел, специализировавшийся на убийствах двойных агентов из-за «железного занавеса». Отдел работал по «Программе подразделения 7» (Program Branch 7 – PB/7). Возглавлял отдел полковник Борис Паш. Этот полковник, руководивший в конце Второй мировой войны миссией «Алсос», цель которой состояла в похищении у немцев секретов их ядерной программы, всегда утверждал, что к активной реализации в РВ/7 так и не приступили. Однако заместитель Паша говорил, что в документах программы содержалось положение об «убийствах, которые при определенных обстоятельствах могут быть одобрены высшим руководством».
Кого они намеревались убить
Точно неизвестно, осуществляла ли РВ/7 в действительности какие-либо покушения, но известно, что Фрэнк Уиснер, директор БСН, рассказывал о планах ликвидации некоего «азиатского вождя», советского Генерального секретаря Иосифа Сталина и президента Гватемалы Хакобо Арбенса. Правда, никто из них не был убит. В 1952 году выполнение программы РВ/7 было прекращено, а БСН преобразовано в Управление по делам планирования.
Вообще же за всю историю существования ЦРУ и его предшественника в «черный список» кандидатов на ликвидацию, кроме уже упомянутых личностей, входили следующие деятели.
Адольф Гитлер, которого должны были угостить коктейлем с ядом, однако снадобье затерялось по дороге. Предполагалось также убрать фюрера руками загипнотизированного немецкого военнопленного, но и это не получилось.
Чжоу Эньлай, государственный и партийный лидер Китая в 50-х и 60-х годах ХХ века, должен был съесть отравленный рис. В последний момент порцию риса заменили. Позже подготовили взрыв его самолета, но полет Эньлая был отменен.
Рафаэль Трухильо, диктатор Доминиканской Республики в 1930-1961 годах. ЦРУ поставило его ближайшим сподвижникам, согласившимся убить своего правителя, специальное оружие. Но позже президент Кеннеди наложил запрет на участие ЦРУ в заговоре и предписал предотвратить покушение. Однако доминиканские диссиденты заявили, что ликвидация диктатора – это их внутреннее дело, и они не откажутся от него в угоду США. В мае 1961 года террористы расстреляли автомобиль Трухильо и убили его из оружия, предоставленного ЦРУ.
Патрис Лумумба, первый премьер-министр Демократической Республики Конго (современный Заир). Его должны были заразить смертельным вирусом, но не успели: в сентябре 1960 года Лумумбу отстранили от власти, а в 1961 году злодейски убили бывшие ближайшие сподвижники.
Есть основания полагать, что после неудачной высадки антикастровского десанта на Кубе в Заливе Свиней – на Плайя-Хирон – в 1961 году, когда погибло много агентов ЦРУ, оставшиеся в живых решили отомстить президенту Кеннеди за этот провал и организовали на него покушение, в результате которого он был убит в Далласе, штат Техас, 22 ноября 1963 года.
Их техническое оснащение
Официально неизвестно, осуществляло ли ЦРУ убийства в 1950-х годах, однако многое говорит за то, что в те времена такие задания подготавливались с непременным участием ОТУ, руководимого доктором Сиднеем Готтлибом. Этот отдел занимался прослушиванием переговоров и электронной слежкой, развитие которых привело к появлению поистине гениальных изобретений, вроде миниатюрных фотоаппаратов, магнитофонов и передатчиков. Последние изготавливались в форме булавок для галстуков, запонок и даже в виде собачьих экскрементов. Продукцией отдела были также стреляющие зонтики, сигареты, авторучки и фотоаппараты. Одним из шедевров стала мука, которая не только взрывалась, но и годилась для приготовления теста и его последующей выпечки. Готтлиб отвечал и за особо секретный проект «МК УЛЬТРА» (MK-ULTRA), предусматривавший разработку специальных сильнодействующих ядов, наличие которых в организме невозможно определить не только путем анализов, но и при вскрытии. Также проводились эксперименты с галлюциногенами типа ЛСД.
В мирное время нет поводов для проведения государственной политики покушений. Но если страна оказывается в кризисной ситуации, позиция ее руководства может измениться. Такова, в частности, современная обстановка в Израиле. Ликвидация руководителей исламистских террористических организаций там узаконена на государственном уровне. Что касается ЦРУ, то весьма характерно высказывание одного из его сотрудников достаточно высокого ранга: «Для нас ликвидация руководителя другого государства моральной проблемы не создает. Проблема заключается в другом: нельзя быть уверенным, что тот, кто придет к власти после него, не будет, с нашей точки зрения, еще хуже».