Вход / Регистрация
05.11.2024, 17:25
/ Новости сайта / Археология / Опубликованы результаты исследования повозки XXIII века до н.э., обнаруженной в Ростовской области
Опубликованы результаты исследования повозки XXIII века до н.э., обнаруженной в Ростовской области
В Ростовской области найдены новые артефакты XXIII века до н.э.,
рассказывающие о жизни людей манычской катакомбной культуры. Особое
внимание археологов привлекла деревянная повозка, помещенная в одно из
захоронений.
Катакомбная общность – этнокультурное объединение XXV–XX веков до н.э., распространенное в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Представители манычской катакомбной культуры (занимавшие территорию Предкавказья, Нижнего Поволжья, Калмыкии, а также распространившиеся по течению Северского Донца) были кочевниками, занимались также мотыжным земледелием вблизи рек.
Характерной чертой катакомбной культуры является специфический тип захоронения умерших: в ямах под курганами, высота которых могла достигать нескольких метров. Тело человека обычно находится в лежачем положении, с согнутыми коленями. В захоронение помещались разнообразные предметы, типичными являются бронзовые ножи, раковины, кости животных, жаровни и реповидные сосуды (характерные для манычской культуры). В могильниках обнаруживаются и фрагменты повозок, которые использовались в качестве основного средства передвижения кочевников.
Каждая новая находка очень важна для археологов, так как чаще всего в захоронениях встречаются лишь отдельные части и детали повозок.
Катакомбная культура была распространена и на территории Украины. Сергей Пустовалов из Киево-Могилянской академии пишет, что колесные транспортные средства обнаруживаются в могильниках восточнокатакомбной (донецкой) и позднеямной культур (ямная культура – археологическая культура 3600–2300 годов до н.э.), а также для позднекатакомбной (ингульской) культуры. Получается, что повозки то появляются, то исчезают из погребальных обрядов людей той эпохи, проживавших на территории Украины.
В Ростовской области (могильник Улан IV) был найден новый образец повозки манычской катакомбной культуры. Российские историки Наталья Шишлина, Эльмира Ибрагимова (Государственный исторический музей) и Денис Ковалев (Государственный музей искусства народов Востока) опубликовали результаты исследования этого захоронения. С полным отчетом о работе ученых можно ознакомиться в журнале Antiquity.
Погребальный комплекс относится к западноманычской катакомбной культуре. В трапециевидном помещении, расположенном около входа, была обнаружена деревянная повозка. В следующей комнате – скелет мужчины немного старше 50 лет, для которого и сооружалась гробница.
Прежде всего внимание исследователей привлекла повозка. Ученые сообщают, что лучше всего сохранилась ее ходовая часть – четырехугольная рама платформы. Она состоит из двух пар параллельных несущих дрог (длина – 165 см), между ними располагаются шесть поперечных перекладин длиной 70 см (именно они и образуют внутреннюю часть платформы). Соединялись эти детали деревянными штифтами. Историки предполагают, что для более прочного скрепления части повозки могли связываться кожаными ремнями или веревкой.
Боковые борта повозки были плетеными, состояли из тонких деревянных прутиков, образующих циновку. Однако неизвестно, как был оформлен передний борт, – историки не нашли никаких фрагментов циновки или досок, которые бы относились к этому краю повозки. Внимания заслуживают и колеса: они состоят из трех частей, скрепленных деревянными штифтами, причем толщина центральной части колеса больше толщины внешней части. Диаметр колес составляет 48 см.
Перекладины, составляющие внутреннюю часть платформы, были покрыты подстилкой (шкура животного или ковер из шерсти). На ней и находились характерные для манычской культуры предметы, помещавшиеся в захоронения, – бронзовый нож, раковина и лопатка овцы.
Анализ дерева, из которого была изготовлена повозка (ясень, вяз, клен и дуб), позволил установить: повозка была изготовлена в XXIII веке до н.э.
Наталья Шишлина полагает, что повозки, найденные в захоронениях, не изготавливались специально для ритуала – это были транспортные средства, использовавшиеся в повседневной жизни людей. Тем не менее в этом вопросе существуют разногласия: Сергей Пустовалов делит найденные в украинских могильниках повозки на ритуальные (боевые), изготавливавшиеся специально для погребения, и на бытовые (грузовые). По мнению исследователя, первые экипажи служили для отдания высших воинских почестей умершему, а вторые помещались в могилы родовой аристократии, глав крупных родов и т.д.
Тем не менее, конструкции транспортных средств, находившихся в могильниках катакомбной культуры на территории России и Украины, имеют определенное сходство, а значит, и общность культуры жителей этих регионов не подлежит сомнению.
Пол камеры, где находились останки человека, был посыпан мелом, в помещении найден реповидный сосуд. Масс-спектрометрический анализ скелета мужчины показал, что он провел 10–20 лет своей жизни в приморских районах, так как основную часть его рациона составляли морепродукты. Можно предположить, что мужчина большую часть времени проводил в военных походах.
Историки говорят, что повозка, найденная в могильнике Улан IV, подтверждает идею кочевой жизни представителей манычской культуры. Исследованное погребение является достаточно неординарным примером катакомбного погребального комплекса, так как повозка, практически целиком помещенная в захоронение, – явление достаточно редкое. Более того, сопоставив новые результаты работы с предыдущими исследованиями, ученые предположили, что в Подонье той эпохи существовал центр производства колесного транспорта.
Катакомбная общность – этнокультурное объединение XXV–XX веков до н.э., распространенное в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Представители манычской катакомбной культуры (занимавшие территорию Предкавказья, Нижнего Поволжья, Калмыкии, а также распространившиеся по течению Северского Донца) были кочевниками, занимались также мотыжным земледелием вблизи рек.
Характерной чертой катакомбной культуры является специфический тип захоронения умерших: в ямах под курганами, высота которых могла достигать нескольких метров. Тело человека обычно находится в лежачем положении, с согнутыми коленями. В захоронение помещались разнообразные предметы, типичными являются бронзовые ножи, раковины, кости животных, жаровни и реповидные сосуды (характерные для манычской культуры). В могильниках обнаруживаются и фрагменты повозок, которые использовались в качестве основного средства передвижения кочевников.
Каждая новая находка очень важна для археологов, так как чаще всего в захоронениях встречаются лишь отдельные части и детали повозок.
Катакомбная культура была распространена и на территории Украины. Сергей Пустовалов из Киево-Могилянской академии пишет, что колесные транспортные средства обнаруживаются в могильниках восточнокатакомбной (донецкой) и позднеямной культур (ямная культура – археологическая культура 3600–2300 годов до н.э.), а также для позднекатакомбной (ингульской) культуры. Получается, что повозки то появляются, то исчезают из погребальных обрядов людей той эпохи, проживавших на территории Украины.
В Ростовской области (могильник Улан IV) был найден новый образец повозки манычской катакомбной культуры. Российские историки Наталья Шишлина, Эльмира Ибрагимова (Государственный исторический музей) и Денис Ковалев (Государственный музей искусства народов Востока) опубликовали результаты исследования этого захоронения. С полным отчетом о работе ученых можно ознакомиться в журнале Antiquity.
Погребальный комплекс относится к западноманычской катакомбной культуре. В трапециевидном помещении, расположенном около входа, была обнаружена деревянная повозка. В следующей комнате – скелет мужчины немного старше 50 лет, для которого и сооружалась гробница.
Прежде всего внимание исследователей привлекла повозка. Ученые сообщают, что лучше всего сохранилась ее ходовая часть – четырехугольная рама платформы. Она состоит из двух пар параллельных несущих дрог (длина – 165 см), между ними располагаются шесть поперечных перекладин длиной 70 см (именно они и образуют внутреннюю часть платформы). Соединялись эти детали деревянными штифтами. Историки предполагают, что для более прочного скрепления части повозки могли связываться кожаными ремнями или веревкой.
Боковые борта повозки были плетеными, состояли из тонких деревянных прутиков, образующих циновку. Однако неизвестно, как был оформлен передний борт, – историки не нашли никаких фрагментов циновки или досок, которые бы относились к этому краю повозки. Внимания заслуживают и колеса: они состоят из трех частей, скрепленных деревянными штифтами, причем толщина центральной части колеса больше толщины внешней части. Диаметр колес составляет 48 см.
Перекладины, составляющие внутреннюю часть платформы, были покрыты подстилкой (шкура животного или ковер из шерсти). На ней и находились характерные для манычской культуры предметы, помещавшиеся в захоронения, – бронзовый нож, раковина и лопатка овцы.
Анализ дерева, из которого была изготовлена повозка (ясень, вяз, клен и дуб), позволил установить: повозка была изготовлена в XXIII веке до н.э.
Наталья Шишлина полагает, что повозки, найденные в захоронениях, не изготавливались специально для ритуала – это были транспортные средства, использовавшиеся в повседневной жизни людей. Тем не менее в этом вопросе существуют разногласия: Сергей Пустовалов делит найденные в украинских могильниках повозки на ритуальные (боевые), изготавливавшиеся специально для погребения, и на бытовые (грузовые). По мнению исследователя, первые экипажи служили для отдания высших воинских почестей умершему, а вторые помещались в могилы родовой аристократии, глав крупных родов и т.д.
Тем не менее, конструкции транспортных средств, находившихся в могильниках катакомбной культуры на территории России и Украины, имеют определенное сходство, а значит, и общность культуры жителей этих регионов не подлежит сомнению.
Пол камеры, где находились останки человека, был посыпан мелом, в помещении найден реповидный сосуд. Масс-спектрометрический анализ скелета мужчины показал, что он провел 10–20 лет своей жизни в приморских районах, так как основную часть его рациона составляли морепродукты. Можно предположить, что мужчина большую часть времени проводил в военных походах.
Историки говорят, что повозка, найденная в могильнике Улан IV, подтверждает идею кочевой жизни представителей манычской культуры. Исследованное погребение является достаточно неординарным примером катакомбного погребального комплекса, так как повозка, практически целиком помещенная в захоронение, – явление достаточно редкое. Более того, сопоставив новые результаты работы с предыдущими исследованиями, ученые предположили, что в Подонье той эпохи существовал центр производства колесного транспорта.
 
Источник: http://www.gazeta.ru/