/ Новости сайта / Космос / Планеты у двойных звёзд могут быть обитаемыми
04.07.2014

Планеты у двойных звёзд могут быть обитаемыми

Астрономы обнаружили уникальную экзопланету в 3000 световых годах от Земли: небесное тело, очевидно суперземля, обращается вокруг одной из двойных звёзд. Её масса приблизительно вдвое больше земной, а удалена она от своих родительских светил на то же расстояние, что и Земля от Солнца.

Однако это не делает её потенциально обитаемой, поскольку звёзды у этой экзопланеты намного холоднее нашего светила (они классифицируются как красные карлики), а значит, температура на поверхности скалистого тела приблизительно такая же, как и у спутника Юпитера Европы, то есть составляет около -200 градусов по Цельсию.

Четыре международных исследовательских группы во главе с профессором Эндрю Гулдом (Andrew Gould) из университета Огайо опубликовали результаты своих наблюдений и расчётов в журнале Science.

Данное исследование является первым свидетельством того, что планеты, подобные Земле, могут обращаться вокруг звёзд в двойной системе на расстоянии примерно одной астрономической единицы. Несмотря на то, что эта конкретная экзопланета слишком холодна, такое же небесное тело в двойной звезде из жёлтых карликов может быть потенциально обитаемым.

Это открытие очень волнующее, поскольку больше половины звёзд в Галактике состоят в двойных системах, а значит, наши шансы на обнаружение инопланетной жизни значительно возрастают.

Открытие было сделано благодаря методу гравитационного микролинзирования: астрономы использовали естественные источники искривления хода световых волн как природные телескопы, и таким образом усилили изображение далёкой планетной системы. Свет от второй звезды усложнил интерпретацию данных, однако влияние гравитационных полей позволило отличить свет одной звезды от другой и вычислить экзопланету.

После того, как астрономы открыли планету, они документально подтвердили, что небесное тело оставляет два различных свидетельства своего присутствия. Во-первых, она вызывает кратковременное затемнение в свете звезды, пока проходит по её диску, а во-вторых, что крайне удивительно, вызывает общее искажение светового сигнала.

"Даже если бы мы не заметили первого свидетельства, мы бы всё равно открыли эту экзопланету, заметив искажение света. Этот эффект незаметен для глаза, однако он очевиден при переносе данных в компьютерное моделирование", — поясняет Гулд.

Уникальность открытой планеты состоит ещё и в том, что она, в отличие от других планет в той же системе, обращается вокруг лишь одной звезды на почтенном расстоянии, тогда как все остальные тела в системе обращаются вокруг сразу двух звёзд. Астрономы отмечают, что расстояние между двумя красными карликами в системе от 10 до 15 раз превышает расстояние между Землёй и Солнцем.

Добавим, что большинство астрофизиков уверены: условия среды у двойных звёзд слишком неподходящие для планетообразования. Однако одна скалистая планета смогла сформироваться, а значит, есть и другие такие же.

Учёные отмечают в пресс-релизе, что данное открытие также показывает: Солнечная система не является типичной планетной системой в галактике Млечный Путь. В некотором роде она уникальна, поскольку в ней присутствует жизнь, тогда как наличие жизни на других планетах пока что под сомнением. Однако Земля и Солнце могут быть не самым оптимальным местом для зарождения организмов, в Галактике может быть даже больше миров с лучшими условиями.

Astron 04.07.2014 17:49 [Материал]