На территории России археологи нашли скифскую «чашу Грааля».
В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет — было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего не предвещает. Между тем….
— Памятник я не буду называть пока — его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район — Шпаковский, — посвящает в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью выграблен. Свидетельство тому — огромная яма. Но парадокс — золото как-то и не заметили...
В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны — два грифона терзают жеребца и с другой — два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, — водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. — Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.».
Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.
Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей — так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки. На втором предмете мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены — лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова украшена тонко проработанной прической.
— Как специалисты интерпретируют эти изображения?
Совершенно точно — это два ритуальных предмета. Один из них это своего
рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и
жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То
есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования —
это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о
возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети,
нажитые женами с рабами в их отсутствие, почему такая схватка и
произошла. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может
быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно:
это шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, что
бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров
скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и
которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.
— Как эти предметы могли использоваться при жизни?
— Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или монарху, который одновременно являлся и верховным жрецом — в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.
— Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?
— Первый этап — изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают наммногообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, — это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику. Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом.
По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира».