Вход / Регистрация
19.11.2024, 04:30
/ Новости сайта / Тайны истории / 6 фактов о первом реактивном истребителе Mессершмитт-262 и разработках немецких ученых в СССР
6 фактов о первом реактивном истребителе Mессершмитт-262 и разработках немецких ученых в СССР
25 июля 1944 года в небо поднялся первый немецкий реактивный истребитель Mессершмитт-262 - Schwalbe, что в переводе означает «Ласточка». Самолет встретился в небе близ Мюнхена с английским скоростным бомбардировщиком «Москито». Несмотря на высокую скорость и многочисленные маневры, сбить машину противника гитлеровскому пилоту не удалось.
Тем не менее, техническое преимущество новой машины над авиацией союзников было заметным. Но самолет появился слишком поздно. И не стал «чудо-оружием», которое могло совершить коренной перелом во Второй мировой войны.
Спешка привела к тому, что Ме-262 был направлен в бой еще до завершения всех испытаний. Это привело к большому числу небоевых потерь среди летчиков люфтваффе.
Всего с 1944 по 1945 год на немецких авиазаводах было собрано и передано на фронт 1433 реактивных истребителя Me-262, который стал еще и самым массовым реактивным самолетом Второй мировой войны. Этот летательный аппарат навсегда вошел в историю, ибо открыл новую страницу в летописи воздушных боев.
Яковлев против Мессершмитта
Прошло совсем немного времени после Второй мировой войны, а в Советском стали всерьез обсуждать возможность производства Ме-262. Но, разумеется под другим названием.
Как считал заместитель наркома авиационной промышленности П.В. Дементьев, «производство реактивных самолетов (Ме-262) может быть организовано на заводах № 381 в г. Москве и № 292 в г. Саратове. Изучение конструкции самолета Ме-262, выпуск чертежей и приспособление самолета под наше вооружение и оборудование поручено главному конструктору тов. Мясищеву, который приступил к этой работе».
Александр Сергеевич Яковлев
Однако известный конструктор Александр Яковлев оказался яростным противником этой идеи. В своей книге «Цель жизни» он писал: «На одном из совещаний у Сталина при обсуждении вопросов работы авиационной промышленности было рассмотрено предложение наркома Алексея Шахурина о серийном производстве захваченного нашими войсками трофейного реактивного истребителя «Мессершмитт-262». В ходе обсуждения Сталин спросил, знаком ли я с этим самолетом и каково мое мнение.
Я ответил, что самолет Ме-262 знаю, но возражаю против запуска его у нас в серию, потому что это плохой самолет, сложный в управлении и неустойчивый в полете, потерпевший ряд катастроф в Германии. Если он поступит у нас на вооружение, то отпугнет наших летчиков от реактивной авиации. Они быстро убедятся на собственном опыте, что это самолет опасный и к тому же обладает плохими взлетно-посадочными свойствами.
Я заметил также, что если будем копировать «Мессершмитт», то все внимание и ресурсы будут мобилизованы на эту машину, и мы нанесем большой ущерб работе над отечественными реактивными самолетами…»
После обсуждения предложение о копировании Ме-262 было отклонено.
«Юнкерс» едет в СССР
В зону советской оккупации вошли области Германии, на которых было сосредоточено множество авиационных предприятий. Большая часть принадлежали таким крупным производителям, как «Юнкерс», «Арадо», «Хейнкель», «Фокке-Вульф», «Дорнье».
Линия сборки реактивных истребителей Хейнкель He-162 «Salamander» («Саламандра») на подземном заводе компании «Юнкерс» в Тартуне, Германия.
Однако большинство немецких заводов было сильно повреждено после воздушных бомбардировок, а некоторые и вовсе превратились в руины. Ценное оборудование, образцы новейших технических разработок и документация англичане и американцы успели вывезти на Запад. По тому же пути проследовали известные ученые и конструкторы Германии - Прандтль, Бетц, Буземан, Георги, Хейнкель, Липпиш и другие.
Как только началась советская оккупация, начался и демонтаж всего, что представляло хотя бы малейшую ценность. К середине 1946 года из Германии в СССР было вывезено 123 тысячи станков и другое промышленное оборудование. Это позволило создать в Советском Союзе девять новых авиационных заводов, в том числе два самолетных и три моторных.
Естественно, советские специалисты немедленно приступили к изучению достижений немецкой авиационной науки и техники. Одним из самых больших было создание реактивных самолетов.
Приятное удивление и ценные находки
В марте 1945 года, когда еще грохотала война, но участь Германии была уже решена, вышло постановление Государственного Комитета обороны о вывозе с немецких заводов документации и оборудования по радиолокаторам для их производства в СССР. Вскоре вышло решение ГКО «О посылке комиссии по вывозу оборудования и изучению работы немецкого ракетного Института в Пенемюнде». Речь идет о предприятии, где создавалось немецкое «чудо-оружие» - Фау-1 и Фау-2.
Реактивный самолет Me-163
В мае сорок пятого, когда в Берлине шли кровопролитные бои, советские специалисты приступили к осмотру секретных объектов. То, что они обнаружили, их приятно удивило. Среди ценных находок оказались образцы реактивных самолетов Me-163, Me-262, Арадо-234С, различные двигатели, полный комплект отчетов по испытаниям самолетов и их частей в скоростной аэродинамической трубе DVL, образцы самолетных и наземных радиолокационных установок, пилотируемый вариант самолета-снаряда V-1, фюзеляж реактивного самолета Не-1б2.
Все схемы и чертежи были немедленно отправлены в Москву.
Академик Георгий Бюшгенс писал: «После окончания войны в 1945 г. ученые ЦАГИ и другие авиационные специалисты получили возможность ознакомиться с трофейными материалами исследований по авиации из немецкого института DVL в городе Адлерсгофе. Эти материалы содержали, помимо результатов испытаний в аэродинамических трубах института, модели конкретных самолетов, данные общего характера.
Трофейные материалы ученых ЦАГИ - Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского - оценили не сразу. Однако многие специалисты института быстро поняли перспективность этого направления. Дальнейшие теоретические и экспериментальные исследования были поручены коллективу наиболее авторитетных ученых института.
Изучая вражеские разработки
Кроме технической документации, советские специалисты обнаружили недостроенные образцы одномоторных реактивных истребителей Не-162, три поврежденных двухмоторных реактивных истребителя Не-280. На одном из аэродромов в окрестностях Праги стояли два целехоньких реактивных истребителя Me-262 и еще четыре таких самолета были разобраны.
Советские учение изучали вражеские разработки. Вот цитата из одного из докладов:
«Развитие реактивной техники в Германии приняло в последние годы большой размах. Имеющиеся в СССР трофейные образцы германской реактивной техники — реактивные самолеты (истребители, штурмовики, бомбардировщики), авиационные реактивные газотурбинные двигатели, жидкостные реактивные двигатели, управляемые по радио и неуправляемые реактивные снаряды (дальнего действия и для борьбы с зенитными целями), самолеты-снаряды и управляемые по радио с самолетов реактивные планирующие бомбы — показывают, что внедрение реактивной техники в авиации, флоте и артиллерии проводились в Германии в большом масштабе, и немцы в этой области имели серьезный успех».
Реактивный истребитель Не-280
Для изучения вражеских достижений и возможности их использовании в СССР решением правительства летом 1945 года при ГКО была создана межведомственная Комиссия по реактивной технике.
В августе 1945 года проводились стендовые испытания ТРД Jumo 004, ВМТГ 003 и Хейнкель S-8a, шла подготовка к выпуску пробных серий двигателей Jumo 004 и BMW 003. На опытном заводе № 51 началось производство самолетов-снарядов «10Х» по типу немецкой крылатой ракеты V-1.
«Трофейные» ученые
В том же 1945 году возникла идея использовать немецких специалистов для развития реактивной авиации в СССР. Нарком авиационной промышленности Шахурин обратился в ЦК ВКП(б) с секретным письмом. В нем, в частности, говорилось: «Большое количество немецких специалистов и ученых в области авиации находятся сейчас в наших руках. Эти ученые и специалисты обладают огромными запасами знаний, накопленных за время работы в научно-исследовательских и опытных организациях Германии…
С нашей точки зрения, было бы целесообразно иметь на территории СССР или в оккупированной нами зоне Германии специального типа организации с особым режимом (под наблюдением НКВД), где немецкие ученые могли бы вести научно-исследовательскую работу - по нашим заданиям…»
Об этом было доложено Сталину.
Поиск и привлечение к сотрудничеству немецких специалистов происходили различными путями. Некоторые, например бывший руководитель опытного производства фирмы «Юнкерс» доктор Б. Бааде добровольно изъявил желание сотрудничать ради продолжения работы в авиации. К советским властям обратился и ведущий специалист по аэродинамике фирмы «Хейнкель» З. Гюнтер. Многими двигали меркантильные соображения - деньги и продовольственные пайки. Некоторые ученые, наслышанные о жестокостях НКВД, просто боялись отказаться.
О чем умалчивает история
Всего к работе удалось привлечь свыше тысячи немецких ученых. Их собрали в Берлине, Дессау, Лейпциге, Галле, Штрасфурте и Ростоке. Каждый составил отчет о прошлой деятельности научного учреждения и рассказал о своей работе. Познакомившись с этими материалами, советские специалисты давали свое резюме и ставили перед «трофейными» учеными новые задания. Выполненные работы направлялись в Наркомат авиационной промышленности, в научно-исследовательские институты и на предприятия для более полного изучения для применения в своей будущей работе.
В конце августа 1946 года наиболее ценных и перспективных немецких специалистов перевезли в СССР. Их было около семи тысяч. Строителей самолетов собрали на опытном заводе № 1 в поселке Подберезье Кимрского района на берегу Московского моря. Специалистов по турбореактивным двигателям и приборам отправили на опытный завод № 2, расположенный недалеко от Куйбышева. Ученые, занимавшиеся двигателями, заняли свои рабочие места на подмосковных предприятиях - заводе № 500 в Тушине и № 456 в Химках.
До сих пор точно неизвестно, какой вклад немецкие учение внесли в развитие советского авиастроения и сколько идей они подсказали своим коллегам из СССР. История об этом умалчивает.
Пока умалчивает…
Тем не менее, техническое преимущество новой машины над авиацией союзников было заметным. Но самолет появился слишком поздно. И не стал «чудо-оружием», которое могло совершить коренной перелом во Второй мировой войны.
Спешка привела к тому, что Ме-262 был направлен в бой еще до завершения всех испытаний. Это привело к большому числу небоевых потерь среди летчиков люфтваффе.
Всего с 1944 по 1945 год на немецких авиазаводах было собрано и передано на фронт 1433 реактивных истребителя Me-262, который стал еще и самым массовым реактивным самолетом Второй мировой войны. Этот летательный аппарат навсегда вошел в историю, ибо открыл новую страницу в летописи воздушных боев.
Яковлев против Мессершмитта
Прошло совсем немного времени после Второй мировой войны, а в Советском стали всерьез обсуждать возможность производства Ме-262. Но, разумеется под другим названием.
Как считал заместитель наркома авиационной промышленности П.В. Дементьев, «производство реактивных самолетов (Ме-262) может быть организовано на заводах № 381 в г. Москве и № 292 в г. Саратове. Изучение конструкции самолета Ме-262, выпуск чертежей и приспособление самолета под наше вооружение и оборудование поручено главному конструктору тов. Мясищеву, который приступил к этой работе».
Александр Сергеевич Яковлев
Однако известный конструктор Александр Яковлев оказался яростным противником этой идеи. В своей книге «Цель жизни» он писал: «На одном из совещаний у Сталина при обсуждении вопросов работы авиационной промышленности было рассмотрено предложение наркома Алексея Шахурина о серийном производстве захваченного нашими войсками трофейного реактивного истребителя «Мессершмитт-262». В ходе обсуждения Сталин спросил, знаком ли я с этим самолетом и каково мое мнение.
Я ответил, что самолет Ме-262 знаю, но возражаю против запуска его у нас в серию, потому что это плохой самолет, сложный в управлении и неустойчивый в полете, потерпевший ряд катастроф в Германии. Если он поступит у нас на вооружение, то отпугнет наших летчиков от реактивной авиации. Они быстро убедятся на собственном опыте, что это самолет опасный и к тому же обладает плохими взлетно-посадочными свойствами.
Я заметил также, что если будем копировать «Мессершмитт», то все внимание и ресурсы будут мобилизованы на эту машину, и мы нанесем большой ущерб работе над отечественными реактивными самолетами…»
После обсуждения предложение о копировании Ме-262 было отклонено.
«Юнкерс» едет в СССР
В зону советской оккупации вошли области Германии, на которых было сосредоточено множество авиационных предприятий. Большая часть принадлежали таким крупным производителям, как «Юнкерс», «Арадо», «Хейнкель», «Фокке-Вульф», «Дорнье».
Линия сборки реактивных истребителей Хейнкель He-162 «Salamander» («Саламандра») на подземном заводе компании «Юнкерс» в Тартуне, Германия.
Однако большинство немецких заводов было сильно повреждено после воздушных бомбардировок, а некоторые и вовсе превратились в руины. Ценное оборудование, образцы новейших технических разработок и документация англичане и американцы успели вывезти на Запад. По тому же пути проследовали известные ученые и конструкторы Германии - Прандтль, Бетц, Буземан, Георги, Хейнкель, Липпиш и другие.
Как только началась советская оккупация, начался и демонтаж всего, что представляло хотя бы малейшую ценность. К середине 1946 года из Германии в СССР было вывезено 123 тысячи станков и другое промышленное оборудование. Это позволило создать в Советском Союзе девять новых авиационных заводов, в том числе два самолетных и три моторных.
Естественно, советские специалисты немедленно приступили к изучению достижений немецкой авиационной науки и техники. Одним из самых больших было создание реактивных самолетов.
Приятное удивление и ценные находки
В марте 1945 года, когда еще грохотала война, но участь Германии была уже решена, вышло постановление Государственного Комитета обороны о вывозе с немецких заводов документации и оборудования по радиолокаторам для их производства в СССР. Вскоре вышло решение ГКО «О посылке комиссии по вывозу оборудования и изучению работы немецкого ракетного Института в Пенемюнде». Речь идет о предприятии, где создавалось немецкое «чудо-оружие» - Фау-1 и Фау-2.
Реактивный самолет Me-163
В мае сорок пятого, когда в Берлине шли кровопролитные бои, советские специалисты приступили к осмотру секретных объектов. То, что они обнаружили, их приятно удивило. Среди ценных находок оказались образцы реактивных самолетов Me-163, Me-262, Арадо-234С, различные двигатели, полный комплект отчетов по испытаниям самолетов и их частей в скоростной аэродинамической трубе DVL, образцы самолетных и наземных радиолокационных установок, пилотируемый вариант самолета-снаряда V-1, фюзеляж реактивного самолета Не-1б2.
Все схемы и чертежи были немедленно отправлены в Москву.
Академик Георгий Бюшгенс писал: «После окончания войны в 1945 г. ученые ЦАГИ и другие авиационные специалисты получили возможность ознакомиться с трофейными материалами исследований по авиации из немецкого института DVL в городе Адлерсгофе. Эти материалы содержали, помимо результатов испытаний в аэродинамических трубах института, модели конкретных самолетов, данные общего характера.
Трофейные материалы ученых ЦАГИ - Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского - оценили не сразу. Однако многие специалисты института быстро поняли перспективность этого направления. Дальнейшие теоретические и экспериментальные исследования были поручены коллективу наиболее авторитетных ученых института.
Изучая вражеские разработки
Кроме технической документации, советские специалисты обнаружили недостроенные образцы одномоторных реактивных истребителей Не-162, три поврежденных двухмоторных реактивных истребителя Не-280. На одном из аэродромов в окрестностях Праги стояли два целехоньких реактивных истребителя Me-262 и еще четыре таких самолета были разобраны.
Советские учение изучали вражеские разработки. Вот цитата из одного из докладов:
«Развитие реактивной техники в Германии приняло в последние годы большой размах. Имеющиеся в СССР трофейные образцы германской реактивной техники — реактивные самолеты (истребители, штурмовики, бомбардировщики), авиационные реактивные газотурбинные двигатели, жидкостные реактивные двигатели, управляемые по радио и неуправляемые реактивные снаряды (дальнего действия и для борьбы с зенитными целями), самолеты-снаряды и управляемые по радио с самолетов реактивные планирующие бомбы — показывают, что внедрение реактивной техники в авиации, флоте и артиллерии проводились в Германии в большом масштабе, и немцы в этой области имели серьезный успех».
Реактивный истребитель Не-280
Для изучения вражеских достижений и возможности их использовании в СССР решением правительства летом 1945 года при ГКО была создана межведомственная Комиссия по реактивной технике.
В августе 1945 года проводились стендовые испытания ТРД Jumo 004, ВМТГ 003 и Хейнкель S-8a, шла подготовка к выпуску пробных серий двигателей Jumo 004 и BMW 003. На опытном заводе № 51 началось производство самолетов-снарядов «10Х» по типу немецкой крылатой ракеты V-1.
«Трофейные» ученые
В том же 1945 году возникла идея использовать немецких специалистов для развития реактивной авиации в СССР. Нарком авиационной промышленности Шахурин обратился в ЦК ВКП(б) с секретным письмом. В нем, в частности, говорилось: «Большое количество немецких специалистов и ученых в области авиации находятся сейчас в наших руках. Эти ученые и специалисты обладают огромными запасами знаний, накопленных за время работы в научно-исследовательских и опытных организациях Германии…
С нашей точки зрения, было бы целесообразно иметь на территории СССР или в оккупированной нами зоне Германии специального типа организации с особым режимом (под наблюдением НКВД), где немецкие ученые могли бы вести научно-исследовательскую работу - по нашим заданиям…»
Об этом было доложено Сталину.
Поиск и привлечение к сотрудничеству немецких специалистов происходили различными путями. Некоторые, например бывший руководитель опытного производства фирмы «Юнкерс» доктор Б. Бааде добровольно изъявил желание сотрудничать ради продолжения работы в авиации. К советским властям обратился и ведущий специалист по аэродинамике фирмы «Хейнкель» З. Гюнтер. Многими двигали меркантильные соображения - деньги и продовольственные пайки. Некоторые ученые, наслышанные о жестокостях НКВД, просто боялись отказаться.
О чем умалчивает история
Всего к работе удалось привлечь свыше тысячи немецких ученых. Их собрали в Берлине, Дессау, Лейпциге, Галле, Штрасфурте и Ростоке. Каждый составил отчет о прошлой деятельности научного учреждения и рассказал о своей работе. Познакомившись с этими материалами, советские специалисты давали свое резюме и ставили перед «трофейными» учеными новые задания. Выполненные работы направлялись в Наркомат авиационной промышленности, в научно-исследовательские институты и на предприятия для более полного изучения для применения в своей будущей работе.
В конце августа 1946 года наиболее ценных и перспективных немецких специалистов перевезли в СССР. Их было около семи тысяч. Строителей самолетов собрали на опытном заводе № 1 в поселке Подберезье Кимрского района на берегу Московского моря. Специалистов по турбореактивным двигателям и приборам отправили на опытный завод № 2, расположенный недалеко от Куйбышева. Ученые, занимавшиеся двигателями, заняли свои рабочие места на подмосковных предприятиях - заводе № 500 в Тушине и № 456 в Химках.
До сих пор точно неизвестно, какой вклад немецкие учение внесли в развитие советского авиастроения и сколько идей они подсказали своим коллегам из СССР. История об этом умалчивает.
Пока умалчивает…
 
Источник: http://yug.svpressa.ru