Эпидемии случаются каждый год. В каждой стране
Несмотря на все меры защиты, с начала XXI века в каждой стране мира была как минимум одна эпидемия. Самая крупная за последнее время — грипп H1N1 (который изначально назвали свиным, потом переименовали из-за необоснованности и неприятных последствий для сельского хозяйства). По сути это была пандемия: болезнь прошлась по всей планете от Бразилии до Исландии и унесла около 284 тысяч жизней.
Конечно, сейчас дела обстоят лучше, чем в Средние века, и некоторые болезни есть только в лабораториях. В частности, в 1977 году был зафиксирован последний случай натуральной оспы, и от неё теперь даже не делают прививок. Количество смертей сейчас несравнимо меньше, чем во время эпидемий чумы в середине прошлого тысячелетия или даже в начале XX века во время эпидемии испанки — тогда гибли миллионы. Да и вспышки в основном бывают в Африке и Азии. Но Европа всё равно остаётся под угрозой. И сделать с этим ничего нельзя.
Самолёты помогают эпидемиям распространяться по всей планете
Ежедневно в мире совершают перелёты восемь миллионов человек. Это отличная возможность для эпидемии быстро превратиться в пандемию. Человек улетает в другую страну ещё до проявления симптомов, заражает других пассажиров и постояльцев в отеле. Эти люди, в свою очередь, летят в родную страну, где заражают родственников, соседей и коллег. Именно так, к примеру, началась пандемия атипичной пневмонии.
Сокращение числа полётов при обнаружении заболевания бессмысленно и может привести лишь к замедлению распространения пандемии на несколько недель. Должный эффект будет, только если запретить воздушные путешествия на самой ранней стадии эпидемии. А это практически невозможно, особенно в развивающихся странах, где чаще всего и начинается заражение. Для этого должна быть хорошая система медицинской помощи и отсутствие предрассудков и суеверий у населения.
Большинство новых болезней приходят от животных
Главный источник новых инфекционных болезней — дикая природа. Охотник убивает больную летучую мышь и приносит тушку домой, из неё варят суп, после чего вся семья умирает от вируса. Именно такой вариант развития событий кажется исследователям наиболее вероятным в случае с последней вспышкой вируса Эбола в Африке.
СПИД передался людям от шимпанзе. Считается, что это также произошло во время охоты и работы с заражённым телом — вирус иммунодефицита обезьян оказался в теле человека и мутировал в ту форму, которая сейчас называется ВИЧ. Коронавирусом, вызывающим атипичную пневмонию, людей заразили, по всей видимости, также летучие мыши.
Но особенно часто обновляют список заболеваний свиньи и птицы, даря нам новые штаммы вируса гриппа. Свиньи могут даже служить своеобразным инкубатором: если животное заразится гриппом от утки и человека одновременно, в результате, вполне вероятно, появится новый штамм. Иммунитета к нему у людей не будет, из-за чего, скорее всего, возникнет пандемия.
Мы не умеем лечить множество опасных заболеваний
За последние 50 лет человечество придумало только около трёх десятков эффективных антивирусных препаратов. И они в основном борются с ВИЧ, герпесом и гриппом на их ранних стадиях. Во-первых, создать лекарство, которое боролось бы с вирусом и при этом не наносило вреда организму человека, достаточно сложно. Во-вторых, это очень дорого и не приносит ощутимой прибыли. Наконец, некоторые вирусы слишком опасны непосредственно для самих учёных.
Антибиотики перестают работать, и нас ждёт появление супермикробов
Что касается бактериальных инфекций вроде туберкулёза или гонореи, то тут тоже дела обстоят довольно плохо: Всемирная организация здравоохранения объявила о вступлении мира в постантибиотиковую эру. Это значит, что в ближайшем будущем любое хирургическое вмешательство может стать в разы опаснее, а банальная ссадина — привести к смерти от бактериальной инфекции. Причина — в мутации бактерий, которые становятся всё более устойчивыми к антибиотикам. Дело усугубляется тем, что пациенты принимают курс препарата не до конца — это способствует выживанию самых сильных бактерий. Фармкомпании берутся за создание новых антибиотиков с неохотой: стоимость разработки высока, а лекарство может потерять эффективность довольно быстро.
Вакцины каждый год спасают несколько миллионов человек
Сейчас мы как никогда близки к тому, чтобы окончательно разобраться с полиомиелитом и навсегда закрыть его в лабораториях. Этого удалось добиться благодаря работе 20 миллионов волонтёров из The Global Polio Eradication Initiative, которые прививают детей с помощью оральной вакцины. В 1988 году из-за полиомиелита 350 тысяч человек ежегодно становились парализованными. В 2013 году заразились чуть больше 400.
Избежать вспышек и эпидемий кори, коклюша, дифтерии, краснухи и ещё 23 заболеваний можно благодаря своевременной вакцинации. ВОЗ считает, что прививки предотвращают до трёх миллионов смертей ежегодно. Этому сильно мешает предубеждённость людей перед прививками. Так, после публикации сфальсифицированных данных о связи вакцин и аутизма в США, например, объявили о начале новой эпидемии коклюша.
У нас появляются новые способы борьбы с эпидемиями — например, генно-модифицированные комары
Благодаря генной инженерии мы научились менять свойства комаров. Для борьбы с лихорадкой денге исследователи решили произвести стерильных самцов, чтобы сократить популяцию насекомых. Аналогичные методы применяются в случае с малярией, от которой не существует прививок.
В борьбе с вирусами есть также надежда на моноклональные антитела. Они относительно давно используются в онкологии, а вот инфекционные заболевания в настоящее время с их помощью пока лечат редко. К тому же это очень дорогие препараты.Суеверия и политические интересы помогают распространению эпидемий
Сопротивление властей и предрассудки местного населения также вносят существенный вклад в распространение заболеваний. В Пакистане за два года были убиты 22 человека, которые прививали детей от полиомиелита. В Афганистане власти и некоторые представители местного населения также всячески препятствуют вакцинации.
Девятый президент ЮАР Табо Мбеки считал, что ВИЧ не существует. Вирус Эбола отрицают и сами жители тех стран, в которых развилась эпидемия. Популярность приобретают слухи о врачах-злоумышленниках, которые делают смертельную инъекцию, а потом продают органы погибшего человека. Атипичная пневмония распространилась на множество стран из-за некомпетентности китайских властей. Дело в том, что вспышка неизвестного респираторного заболевания долгое время тщательно скрывалась. А власти Саудовской Аравии сначала не позволяли исследователям изучать происхождение ближневосточного респираторного синдрома.
Сегодня люди продолжают умирать от чумы
Чума никуда не исчезла, но мы научились с ней хорошо бороться. В Китае недавно из-за вспышки чумы закрыли на карантин целый город. Даже в США каждый год чумой заражаются несколько человек. Например, в 2008 году биолог Эрик Йорк провёл вскрытие умершей пумы и неожиданно заразился лёгочной формой чумы. Врачи списали появившиеся симптомы на грипп, а через несколько дней Йорк умер. Несколько десятков человек, с которыми он общался перед смертью, пропили курс антибиотиков и не заболели.
Ожирение и фантомное исчезновение гениталий — это тоже эпидемия
Эпидемия — это широкое распространение инфекционной болезни. Поэтому, вроде бы, говорить о том, что сейчас в мире наблюдается эпидемия ожирения, некорректно. Однако ожирение всё же заразно. Это было подтверждено в масштабном длительном исследовании, охватившем больше 12 тысяч человек. Особенно легко, как выяснилось, заражаются близкие друзья полного человека.
Эпидемии бывают и психосоматического свойства. Например, по Африке и Азии периодически проходят вспышки эпидемии «исчезающих пенисов»: мужчине кажется, что из-за чёрной магии его половой член уменьшается или исчезает полностью. Такие массовые психозы могли бы стать просто курьёзом в новостях, если бы не десятки жертв: «колдунов» часто забивают толпой. Впервые явление было описано в Китае, а затем распространилось по некоторым азиатским странам и оказалось в Африке. Бороться с этой эпидемией очень сложно.