Современная культура сводит американцев с ума
Одна моя молодая знакомая недавно поделилась со мной воспоминаниями о
том, как обычным утром в не богатый событиями вторник ее остановили
полицейские. Одной рукой она поддерживала свою сумку через плечо, потому
что у нее сломался замок. Женщина шла по улице. Она не знала, что
накануне в этом районе произошла перестрелка. К ней подошли три
полицейских, два мужчины и одна женщина. Они решили узнать, нет ли при
женщине оружия, забрали у нее сумку и заглянули вовнутрь. Никакого
оружия. Они проверили ее документы. Никаких судимостей. (Насколько мне
известно, эту женщину даже ни разу не штрафовали за нарушение правил
дорожного движения.) С полицейскими она вела себя исключительно вежливо и
не перечила им.
Затем женщина-полицейский обыскала ее. Моя
знакомая сказала, что она стойко вынесла это, «немного отстранившись от
происходящего», как она выразилась, и терпела, пока руки незнакомки не
закончили свое путешествие по ее телу. Затем, хотя никакого оружия в
сумке у женщины не было, полицейские решили снова ее проверить, вещь за
вещью. Роясь в ее бумажнике, они нашли презерватив, и эта находка
привлекла их внимание.
«Вы посмотрите. Да у нас тут молодая потаскушка», — сказал один, размахивая презервативом. Все трое дружно засмеялись.
Моя знакомая к тому времени была уже очень напугана, и ничего не сказала в ответ.
Наконец
ее отпустили. Когда она уходила прочь, женщина-полицейский крикнула ей
вслед: «Наверное, пришла сюда потрахаться с кем-то, так?»
Я нахожу это кривляние на прощание весьма парадоксальным.
Сегодня
нас повсюду преследуют ошеломляющие рассказы о женоненавистничестве, и
эта история вряд ли самая неприятная. Но зная пострадавшую женщину
лично, и понимая, что она еще долго будет помнить это омерзительное
издевательство, я была очень опечалена. Но для меня одним из самых
обескураживающих моментов в этой истории было то, что столкнувшаяся с
таким произволом женщина не была ошеломлена. Это не вызвало у нее ни
шока, ни возмущения, ни даже удивления. Когда я спросила ее о возникшей у
нее реакции, женщина сказала: «Я была очень расстроена, но нет, не
удивлена. Если ты идешь по улице одна, ты как бы ожидаешь, что такое
может произойти. Это лишь дело времени».
Чем является эта
пугающая уверенность с ее стороны — симптомом паранойи? Есть такая
старая шутка: можно ли заболеть паранойей, когда тебя решили
по-настоящему достать? Большую часть из своих двадцати с чем-то лет эта
молодая женщина провела в стране, осаждаемой яростными культурными и
политическими силами, которые вот уже полвека пытаются отбросить назад
правовое положение и социальный статус женщины. В качестве двух
иллюстраций можно привести действия Верховного суда, такие как решение
по иску Hobby Lobby и законы против абортов на уровне штатов, которые
призваны сделать женские медицинские процедуры как можно более
дорогостоящими и унизительными.
Какое влияние такая травмированная и реакционная культура в США
после 11 сентября оказала на психическое состояние этой молодой
американской гражданки, а также тех полицейских, которые над ней
издевались? Насколько сильно и каким образом события в мире в целом
влияют на нашу личность? Понятно, что общественные факторы оказывают
влияние на наше поддающееся наблюдению поведение, на то, что мы можем
делать на публике повседневно, а чего не можем. Но могут ли
общественные, культурные, политические и даже технологические факторы
просочиться в нашу психологию, проникнуть в нашу сердцевину и
кардинально изменить нашу личность? Это любопытный, а в некоторых
случаях и тревожный вопрос, легший в основу книги Джоэла и Иэна Голдов
«Мнительные умы. Как культура формирует безумие» (Suspicious Minds: How
Culture Shapes Madness).
Доктор наук и адъюнкт-профессор
психиатрии Нью-Йоркской школы медицины Джоэл Голд (Joel Gold) и его
брат, доктор наук и адъюнкт-профессор философии и психиатрии из
Университета Макгилла Иэн Голд (Ian Gold) пишут о больных психозом, у
которых поголовно одно и то же заблуждение — что люди в их жизни живут и
действуют по сценарию, во многом как друзья и родственники героя Джима
Керри (из фильма 1998 года «Шоу Трумана» — прим. перев.). Сопоставляя
данные последних исследований шизофрении и индивидуальных исследований
больных паранойей, Голды утверждают, что психотический бред (не говоря
уже о гипнотических киносценариях) является результатом взаимодействия
мозга с социокультурным миром. Они приводят в качестве доказательства
тот важный факт, что культура призвана играть определенную роль в
психопатологии в целом.
Если вы психиатр или психолог, вы можете
небезосновательно заявить, что специалисты из сферы психогигиены
написали много других книг по этому важному и интригующему вопросу:
может ли дух времени оказывать длительное негативное воздействие на
психику человека? Однако здесь мы натолкнемся на поразительный момент,
состоящий в том, что большинство научных работ психопатологов на эту
тему написаны совсем недавно (после 2001 года), а дискуссии среди
непрофессионалов крайне редки. Последние лет 40 или около того
психология пытается разделить причины патологических состояний на две
укрепившиеся на сегодня категории. Это «природные» (передающиеся
генетически) и привитые (воздействие окружающей среды) факторы.
Исследования дают поразительно убедительные и последовательные
результаты по различным психопатологиям, включая параноидную шизофрению,
а также по нормальным индивидуальным особенностям
(интроверсия/экстраверсия, консерватизм/либерализм,
непреклонность/приспосабливаемость и еще несколько десятков других). Это
указывает на то, что такие различия между людьми в более или менее
равной мере объясняются факторами генетики и окружения, причем генетика
иногда опережает окружение на один-два процента (в некоторых случаях 51
процент против 49). Эти исследования незаменимы для нашего растущего
понимания роли генетики как у нормального человека, так и у
душевнобольного.
И напротив, наши представления о влиянии
окружающей среды являются узкими и предвзятыми. Мы думаем о воспитании,
прививающем те или иные черты, только в семейном смысле. В исследованиях
на тему психического здоровья «окружающая среда» обычно означает
факторы, относящиеся к воспитанию детей. Это личность и действия
родителей, и в меньшей степени — братьев и сестер. Мало кто обращает
внимание на то, что на личность и характер человека, а также на
психическое расстройство могут оказывать воздействие факторы окружения
за пределами дома. Возьмем исследования социопатии, которая является
одной из глубоких форм психопатологии. Социопатия характеризуется не
бредом, а полным отсутствием сознания и совести. Исследования указывают
на то, что факторы, имеющие отношение к социопатии, как и к другим
психическим заболеваниям, на 50 процентов обусловлены генетическими, и
на 50 — окружающими условиями. Но ученые в недоумении, потому что не
могут найти конкретные переменные факторы детского воспитания, которыми
бы последовательно объяснялись вторые 50 процентов, порождающие
социопатию. В своей книге «Социопат по соседству» (The Sociopath Next
Door) я утверждаю, что эта половина состоит в основном из более обширных
социальных факторов, и мою точку зрения, похоже, подтверждает тот факт,
что сфера распространения диагностированной социопатии существенно
меньше в ряде восточноазиатских стран (прежде всего это Тайвань и
Япония), чем в Северной Америке. Видимо, в США в особенности
генетическая предрасположенность к социопатии взращивается и формируется
целенаправленной культурой конкуренции и индивидуализма, которая
считает «победу» и доминирование высшим благом.
Почему изучающие
патологию психологи пытаются разделить эту причинную обусловленность
между врожденными тенденциями и семейным окружением, не обращая при этом
особого внимания на внешний мир? Один из ответов заключается в том, что
гипотеза о культуре сводит на нет все усилия по профилактике. Очень
непросто исправить методы детского воспитания у большой группы людей; но
изменить укоренившиеся представления и убеждения целого общества еще
труднее, и в конечном итоге это может завести нас в область политики,
чего очень не хотят делать практикующие психологи и психиатры.
Голды
четко заявляют о том, что психиатрия игнорирует возможность влияния
культурных факторов на душевные расстройства еще бесцеремоннее, чем
психология. Они пишут: «Общественный мир находится в центре нашей теории
о бредовых идеях, а это создает противоречия между нами и психиатрией
основного направления». Психическое заболевание, говорят они, по крайней
мере, серьезное психическое заболевание, «это не более чем генетическая
и нервная дисфункция», как утверждает психиатрическая догма. Они
указывают на то, что множество психиатров (которых становится все
больше), стремятся понимать и лечить психические расстройства как
расстройства головного мозга, и убедительно указывают на те потери,
которые может понести психиатрия в силу этого нового упрощенчества.
Главный
аргумент в книге «Мнительные умы» строится на основе получающей все
большее признание «гипотезы общественного мозга». Это идея о том, что
основная функция мозга крупных приматов (включая человека) состоит в
решении когнитивных проблем при жизни в коллективе. Говоря в частности о
параноидальных расстройствах, Голды задают вопрос: «Какая нужна
познавательная система, чтобы человек был восприимчив к социальным
угрозам?» Ответ, полагают они, заключается в том, что в человеческом
мозге имеется адаптивная «система подозрительности». Она является тем
«решением, которое дала нам эволюция, чтобы мы могли распознавать
свидетельства неверности и вероломства, а также прочие социальные угрозы
в целях раннего упреждения и самозащиты». Иными словами, благодаря
естественному отбору все мы биологически подготовлены к тому, чтобы
проявлять осмотрительность. Они выдвигают гипотезу о том, что здоровая
«система подозрительности» делает жизнь человека в обществе более
безопасной, потому что повышает его «реакцию на трудноуловимые,
неопределенные и двусмысленные признаки социальной опасности». Но если
«система подозрительности» перегружена или неисправна, она «включает
сигнал тревоги беспричинно и плохо распознает признаки опасности, то
есть, видит злой умысел там, где его нет». Со временем, чрезмерно
реагирующая «система подозрительности» может породить весьма
своеобразное убеждение, которое будет укореняться вопреки разумным
аргументам и доказательствам, свидетельствующим об обратном«. То есть,
это будет параноидальный бред. Авторы отмечают, что бред преследования в
клинической паранойе — это самая распространенная форма бреда во всем
мире.
Голды в заключение пишут, что «бред „Шоу Трумана"» у страдающих
паранойей пациентов является выражением их страха перед тем, что другие
люди будут управлять ими, потому что многое о них знают: «„Шоу Трумана"
это иллюзия контроля в век слежки». Авторы заявляют: «Упрощенчество в
психиатрии ограничивает теорию мозгом и телом человека. Но мы полагаем,
что внешний мир тоже имеет немалое значение».
«Мнительные умы» —
это вдумчивая, неординарная и важная книга. Голды не рассматривают
наиболее политизированные и взрывоопасные аспекты нашего общества, такие
как безудержный индивидуализм, злоупотребление властью или усиление
женоненавистничества в масштабах всей страны, из-за которого пострадала
моя молодая знакомая в то отвратительное утро вторника. Тем не менее, их
анализ связанной с культурой паранойи является эффективным аргументом о
том, что наша кажущаяся бесконечной борьба за укоренение в обществе
самых светлых идеалов есть не что иное, как борьба за наши собственные
умы.
Марта Стаут доктор наук, автор книг «Миф о здравом уме»
(The Myth of Sanity), «Выключатель паранойи» (The Paranoia Switch),
«Социопат по соседству» (The Sociopath Next Door). Она пишет новую книгу
«Файлы социопата» (The Sociopath Files).
Комментарии 5
+2
ALMYRON
02.08.2014 21:00
[Материал]
Из этого материала легко сделать один вывод,что чудовищный всплеск психиатрических заболеваний по всему миру( а это не только американская проблема)напрямую связан с тем,что всё человеческое "общежитие" больно.Что навязываемая американцами культура разрушительна для человеческого сознания.Что знаменитый на весь мир "американскиЙ образ жизни"-это смесь паранойи с шизофренией!В одной статье на днях был описан поразительный факт,что в американских фирмах на всех более менее значительных постах,которые требует высокий уровень образования и мышления работают "люди с акцентом",т.е. "пришлые"-иностранцы.А сами "коренные"американцы составляют низовой "обслуживающий"уровень.Такова цена американской "демократии"-полный кретинизм и маразм.
|
0
Гучномовець
02.08.2014 15:10
[Материал]
То она у нас не ходила. После досмотров наших доблестных ментов она вообще бы на улицу не выходила.
|
0
minskaya
02.08.2014 12:23
[Материал]
ситуация высосаная из пальца! Предположу, девушка была черная, а полицейские -- белые расисты и скрытые садисты. Либо, девушка была хорошенькая и вызывающе одета, полицейские включая женщину полицейского-- толстые мерзкие уроды.
комплексы с одной стороны--боязнь и полное подчинение людям в погонах с другой. |