Немецкая баллистическая ракета V-2 («Фау-2») памятна главным образом обстрелами Лондона и ряда других городов: первая ракетная атака на британскую столицу состоялась 8 сентября 1944 года. Однако наибольший интерес представляют возможные перспективы развития этой системы, впервые в истории преодолевшей границу между земной атмосферой и космическим пространством. Летом 1944 года V-2 в ходе испытательного пуска достигла высоты в 190 километров.
История не позволила осуществиться самым страшным планам гитлеровской «тотальной войны». Однако еще только предстоит дочитать до конца пока тайные страницы, связанные с передовыми военно-техническими разработками нацистской Германии.
Космическое пограничье
Так были ли те «Фау» в космосе, и где, собственно, этот космос начинается? Различают два вида космического полета — орбитальный и суборбитальный. При первом запущенный аппарат должен на минимальной высоте достичь первой космической скорости, около 7,9 километра в секунду в горизонтальном направлении, чтобы он стал искусственным спутником Земли. Если скорость будет меньше, аппарат начнет свободное движение к Земле, то есть его траектория станет баллистической. Именно такой полет и называется суборбитальным.
Теперь о границах космического пространства. Сразу оговоримся, что единого мнения относительно границ космоса пока не существует. Последние данные, полученные путем досконального изучения и обобщения в течение почти двух лет большого объема информации, позволили канадским ученым в апреле 2009 года заявить о том, что космос начинается на высоте 118 километров. С другой стороны, окончательно завершить этот спор, установив всем миром единую, устраивающую всех «погранчерту» вряд ли скоро удастся. Дело в том, что существует несколько параметров, которые считаются принципиальными для соответствующей оценки.
Но вернемся к установленным канадскими учеными Университета Калгари 118 километров. А почему, собственно, такая высота? Ведь так называемая «линия Кармана», неофициально признанная границей между атмосферой и космосом, «проходит» по 100-километровой отметке. Именно там плотность воздуха уже столь мала, что летательный аппарат должен двигаться с первой космической скоростью для предотвращения падения на Землю. Но в таком случае ему уже не требуются и аэродинамические поверхности (крыло, стабилизаторы). На основании этого Всемирная ассоциация аэронавтики приняла высоту 100 километров в качестве водораздела между аэронавтикой и астронавтикой.
Но степень разреженности атмосферы — далеко не единственный параметр, определяющий границу космоса. Тем более что «земной воздух» на высоте 100 километров не заканчивается. А как, скажем, меняется состояние того или иного вещества с увеличением высоты? Может это и есть главное, что определяет начало космоса? Американцы, в свою очередь, считают любого, кто побывал на высоте 80 километров, истинным астронавтом.
В Канаде решили выявить значение параметра, который, как представляется, имеет значение для всей нашей планеты. Они решили выяснить, на какой высоте заканчивается влияние атмосферных ветров и начинается воздействие потоков космических частиц. Для этой цели разработали специальный прибор STII ( Super Thermal Ion Imager), который вывели на орбиту с космодрома на Аляске в 2007 году. С его помощью и было установлено, что граница между атмосферой и космосом расположена на высоте 118 километров над уровнем моря. Но говорить о том, что начало космоса ограничили 118 километрами не приходится. Ведь со своей стороны правы и те, кто считает настоящим космосом высоту в 21 миллион километров! Именно там практически исчезает воздействие гравитационного поля Земли.
Тем не менее первый в истории суборбитальный космический полет рукотворного объекта пришелся на долю, так называемого чудо-оружия, или оружия возмездия, — баллистической ракеты, имеющей всемирно известное обозначение V-2 — Vergeltungswaffe-2 — «Фау-2». Но на эти ли ракеты делал последнюю ставку разваливающийся под ударами союзников «тысячелетний» Третий рейх?
Чудо-оружие?
Трудно не согласиться с Уинстоном Черчиллем, который после ракетного обстрела Англии в сентябре 1944 года признался в том, что «Германская ракета представляла собой впечатляющее техническое достижение…» В таком случае следует поговорить о последствиях применения этих ракет.
При
обстреле Великобритании 8 сентября было снесено несколько деревянных
строений, но более серьезных разрушений не было вообще. Чуть раньше,
утром того же дня, одна ракета упала в пригороде Парижа. Ни о каких
разрушениях не сообщалось.
В течение последующих семи месяцев по целям в Англии немцы выпустили свыше 1300 ракет «Фау-2». Был разрушен ряд городских кварталов, при этом погибло 1055 человек. На Антверпен за тот же период времени обрушилось 1265 ракет; чуть больше на Париж и другие крупные европейские города. Согласно приблизительным оценкам, от ударов «Фау» в Европе погибло 2724 и серьезно ранены 6467 человек. 99 процентов — это было гражданское население. Военная инфраструктура союзников ущерба не имела.
Иными словами, военно-экономический, да и политический эффект от бомбардировок ракетами «Фау-2» равен нулю. В таком случае правомерен вопрос. Отдавало ли себе в этом отчет руководство рейха? Если да, то серьезно говорить о перспективе возмездия при помощи неуклюжих «Фау», мягко говоря, глупо. С другой стороны, есть множество свидетельств тому, что основной немецкий военно-технический персонал, занятый в разработке ракетного оружия, рассчитывал на военный перелом именно за счет баллистических ракет. Может быть, они заблуждались, попав под зомбирующее влияние ближайшего гитлеровского руководства и самого маньяка, фюрера? Дальнейшая судьба этих людей на службе Соединенным Штатам показала, что нацистская истерия на последнем этапе войны их мало беспокоила. В таком случае разумно предположить, что немецкий арсенал передового оружия мог вот-вот пополниться чем-то совершенно неожиданным.
Ядерно-космический вектор
Героя американского блицкрига в Нормандии, командующего 3-й армией генерала Джорджа Паттона можно обвинять в чем угодно, например в несдержанности и даже рукоприкладстве в отношении подчиненных. Однако в отсутствие мужества он замечен не был. А что касается профессиональной компетентности, то сей американец мог дать фору любому немцу.
Но 4 января 1945 года бравый генерал делает в своем боевом дневнике странную запись: «Мы все еще можем проиграть эту войну». Почему? Ведь последнее крупное немецкое наступление в Арденнах явно провалилось; в Верховном штабе экспедиционных сил союзников царила эйфория. Однако генералу было не до веселья.
Дело в том, что Джордж Паттон по роду службы тогда знал то, что потом долго оставалось под грифом наивысшей секретности и стало достоянием гласности уже в наши дни. Речь идет об американской разведывательной программе «Страсть», предусматривающей всестороннее изучение материалов, имеющих отношение к немецким разработкам в области авиации и ракетно-ядерного оружия.
Согласно американским разведданным, немецкое руководство, включая Гитлера, в качестве настоящего оружия возмездия действительно рассматривало ракету «Фау-2» только с ядерной боевой частью. В недавно опубликованной на русском языке книге американского исследователя Джозефа Фаррелла «Братство "Колокола": Секретное оружие СС» приводятся слова заместителя командующего ВВС армии США генерал-лейтенанта Донала Пата, которые он произнес в 1946 году, обращаясь к Обществу авиационных инженеров: «Немцы готовили ракетные сюрпризы для всего мира вообще и для Англии в частности, что, как считается, изменило бы ход войны, если бы вторжение в Германию было отложено всего лишь на полгода».
Участники программы «Страсть» нашли свидетельства тому, что нацисты по крайней мере дважды успешно испытали осенью 1944 года на балтийском острове Рюген небольшое по мощности ядерное устройство.
В таком случае становится ясной задача, казалось бы, бессмысленного
наступления немцев в Арденнах зимой 1944-1945 годов. Но именно прорыв в
западную часть Бельгии, откуда немцев выбили к декабрю 1944 года, был
главной целью наступления, то есть возобновление ракетного обстрела
Великобритании ракетами «Фау», дальность стрельбы которых составляла
всего 320 километров.
Ядерная бомбардировка Лондона позволила бы фюреру завершить создание и применить свое главное сверхоружие — баллистические ядерные ракеты с межконтинентальной дальностью стрельбы, МБР.
После войны главный администратор немецкого ракетного центра в Пенемюнде генерал Вальтер Дорнбергер признал, что еще в 1939 году целью создания центра было производство МБР, способных поражать Нью-Йорк и другие цели на восточном побережье Соединенных Штатов, а также любые цели в европейской части Советского Союза. Причем к середине лета 1940 года были изготовлены первые двухступенчатые образцы таких ракет. Оставался вопрос топлива. По всей видимости, именно на решение этой проблемы немцам чуть не хватило времени…
На одном из заводов по производству ракет «Фау-»2 американские специалисты обнаружили чертежи ракет с предположительной дальностью стрельбы 5000 километров. А по признанию на допросе одного из немецких инженеров-ракетчиков: «Мы планировали уничтожить Нью-Йорк и другие американские города, начав операцию в ноябре 1944 года». Кроме того, американская разведка обнаружила в бывших соляных копях почти полностью собранные реактивные тяжелые бомбардировщики, способные бомбить промышленные объекты в восточной части США и возвращаться в Европу через Атлантику.
В этой связи впечатляют трофейные фотографии высотных
костюмов-скафандров немецких летчиков. По всей видимости, в планах рейха
был, как минимум, пилотируемый суборбитальный космический полет.
Сегодня уже трудно сомневаться в том, что фашистская Германия в конце войны обладала куда большим ракетно-космическим потенциалом, чем известные ракеты «Фау-2». Причем источники немецких познаний в этой области порой необъяснимы.