Загадки солнечных часов Древнего Египта раскрыты российскими учёными
"Западные археологи долгое время предполагали, что в Древнем Египте существовало только деление дневного и ночного времени суток на 12 равных часов каждое, то есть сутки делили на 24 часа разной длительности, а деление суток на 24 часа равной длительности появилось только у древних греков".
На родине Сфинкса и пирамид знали разные приборы для измерения времени. Среди них были водяные часы, солнечные часы различной конструкции: L-образные, ступенчатые, с дисковидным кадраном (то есть, собственно, плоскость хронометра с часовыми метками). Известно, что вообще делить сутки на 24 часа начали египетские жрецы как минимум с 2100 года до нашей эры.
"Наши исследования сдвигают время существования деления суток на равные части, как минимум, на 11 — 12 веков назад и перемещают место его возникновения в Египет", — рассказала Водолажская об открытиях своей группы.
Лариса Николаевна подчёркивает, что некоторые древнегреческие философы учились у египетских жрецов, например, основоположник греческой философии Фалес Милетский (V в. до н.э.). Иными словами, обмен знаниями между древнегреческой и древнеегипетской культурами происходил, и привычные нам 24-х часовые сутки вполне себе могли попасть в Элладу из Египта.
В числе наиболее ранних образцов солнечных часов — L-образный брусок зелёного сланца эпохи фараона Тутмоса III (XVI в. до н.э.), а также предмет аналогичной конструкции из Файюма (1000-600 гг. до н.э.), хранящиеся в Берлинском Египетском музее (Egyptian Museum Berlin).
В 2013 году, во время раскопок в знаменитой Долине Царей, в окрестностях рабочих хижин времён фараона Рамзеса II (1279-1213), археологи под руководством профессора Сьюзан Бикель (Susanne Bickel) из Базельского университета нашли старейшие солнечные часы в мире. Они представляли собой кусок известняка, покрытый довольно грубо прорисованными часовыми линиями.
Швейцарцы предположили, что эти часы обладали довольно невысокой точностью определения времени и не могли однозначно свидетельствовать о применении египтянами 24-х часовой системы с равным часом. Дело в том, что они, вероятно, обладали горизонтальным гномоном (центральная деталь солнечных часов, отбрасывающая тень).
Большую точность давал наклонный гномон. "Работа таких солнечных часов (с наклонным гномоном) основана на делении суток на часы равной длительности, поэтому считалось, что они не могли существовать до появления подобного деления. А поскольку в средневековых монастырях Европы были обнаружены часы с горизонтальным гномоном, то считается, что наклонный гномон (как более сложный) появился ещё позже", — рассказывает исследовательница из России. Швейцарцы предпочли остановиться на модели с горизонтальным гномоном, как наиболее вероятном для древности с общепринятой точки зрения. Но группа Водолажской настаивает на том, что древнейшие солнечные часы имели именно наклонный гномон.
Многочисленные расчёты часовых углов и часовых линий, актуальных для той широты, где расположена Долина Царей, показали заметное преимущество модели, предложенной российскими учёными. Так, если средняя погрешность для зимнего и летнего солнцестояния модель с горизонтальным гномоном составляет 8,2 и 5 градусов, соответственно, то модель с вертикальным гномоном имеет погрешность лишь 0,9 градуса.
Отдельного внимания заслуживали полуденные часовые линии. Та линия, что соответствует 12,5 часам, нанесена небрежно и имеет самое большое отклонение. При этом отметки, начиная с 13,5 часов, идут с получасовым сдвигом. Объясняя это, авторы новой работы предполагают, что время с 12 часов (то есть полдень) до 13,5 часов было объединено и соответствовало полуденному отдыху.
Время полудня было выделено и связано с отдыхом и/или принятием пищи во многих традициях. Так, например, известно, что в Древней Греции рабочий день начинался с рассвета и длился до полудня, который отмечал конец рабочего времени. Обеденное время в Древнем Риме приходилось на период близкий к полудню. Во многих странах с жарким климатом до сих пор широко распространен полуденный отдых — сиеста. Возможно, разметка солнечных часов, обнаруженных в Долине Царей, является одним из старейших свидетельств существования этой традиции ещё в эпоху Древнего Египта.
Модель с наклонным гномоном солнечных часов из Долины Царей, которые, к слову, являются ещё и вертикальными (то есть их кадран расположен перпендикулярно плоскости горизонта), дала толчок к пониманию таинственных L-образных часов. Со времени их обнаружения было выдвинуто несколько гипотез, однако все они основывались на предположении, что измерять время необходимо было в системе деления суток на часы переменной длительности. В итоге ни одна из представленных гипотез так и не смогла описать достаточно точного и простого способа их использования.
Решение было найдено после реконструкции изображений, обнаруженных на папирусе римской эпохи из города Танис (Нижний Египет). Новая интерпретация папируса вкупе с математическими расчётами показала, что часы из Долины Царей и L-образные часы могли использоваться совместно. L-образные солнечные часы дополняли вертикальные солнечные часы, предоставляя возможность читать подписи к часовым меткам и интерпретировать показания вертикальных солнечных часов (на последних надписи отсутствуют).
Возможно, это делалось специально, чтобы ограничить круг людей, способных интерпретировать показания вертикальных солнечных часов. Другими словами, определять время должны были лишь специально подготовленные и уполномоченные люди, скорее всего, представители жречества.
"То, что предложенная нами модель для равных часов описывает разметку реальных часов с такой высокой точностью, скорее всего, свидетельствует о том, что в Древнем Египте, как минимум, существовали одновременно две системы деления суток. Одна — для жречества (для ритуалов), когда и день, и ночь делились на 12 равных частей. Такие часы было трудоёмко определять, так как их длительность постоянно менялась. Вторая система — упрощенная (24 часа равной длительности) для организации рабочего времени. Правда, для разметки таких часов необходим был процесс заданной контрольной длительности (одного часа, например). Такой процесс в тот период уже существовал — вытекание воды из водяных часов, которые появились раньше солнечных", — сообщает Лариса Водолажская.
"В целом, я считаю, что древними и старинными часами, как правило, занимались археологи, историки (гуманитарии), которые затруднялись проводить полноценные расчёты. Возможно, это привело к тому, что в истории появления и развития солнечных часов (и других относительно высокотехнологичных предметов и знаний) могло накопиться много ошибочных утверждений. Этими исследованиями надо заниматься совместно с физиками и астрономами.
То, что известный швейцарский египтолог Сьюзан Бикель пригласила профессионального астронома для анализа найденных в 2013 году солнечных часов, говорит о том, что западные историки и археологи уже начинают это понимать. Хотя в их статье, например, не отражены формулы, по которым производились расчёты, а значит, их невозможно проверить. Это, в свою очередь, свидетельствует о всё ещё присутствующем недопонимании археологами значения методов физических наук в исследовании древних артефактов.
Аналогичное положение и в России. Например, в случае нашего исследования инициатива исходила от сотрудников кафедры Физики космоса ЮФУ. Так как нами проводятся подобные исследования уже не первый год, то нам пришлось создать свой международный научный журнал совершенно нового направления Archaeoastronomy and Ancient Technologies. На данный момент, за время существования журнала (меньше года), опубликованы уже более двух десятков статей. Авторы — сотрудники институтов и университетов, профессиональные физики, астрономы и археологи из России, Болгарии, Италии", — рассказала российская исследовательница.