Фантазии из прошлого: что смогли предсказать фантасты
"НАЗАД В БУДУЩЕЕ": АМЕРИКАНСКИЙ РАЙЦЕНТР В 2015-м
Конечно, "Назад в будущее" в плане прогнозов на ближайшее будущее — вне конкуренции. В первую очередь — благодаря иронии и юмору. "Режиссер Роберт Земекис абсолютно не рвался скрупулезно прогнозировать будущее и создал некую пародию на свою эпоху, — считает литературный критик Михаил Петровский. — Он, похоже, исходил из убеждения, что никакие прорывы в технологиях не в силах принципиально изменить житье-бытье обывателя к 21 октября 2015 года. Получился этакий веселый, без всякой угрюмости, аналог стимпанка (направления научной фантастики). Только в "правильном" стимпанке автомобили, телефоны, воздушные суда оснащены паровыми машинами и какими-то гипертрофированными кривошипами, поршнями и шатунами, которые уже успели пойти на металлолом в эпоху реальной авиации и автопрома. А у Земекиса все как раз наоборот: в его будущем привычные для 1980-х предметы снабжаются высокотехнологичными прибамбасами. Но все эти хитрости почти не меняют дизайн вещей".
ИДЕНТИФИКАЦИЯ. И все же создателям ленты удалось-таки предвосхитить кое-какие реалии. Например, идентификацию личности по отпечатку пальца. Нельзя сказать, что технология массово вошла в нашу жизнь, но флешки с ридерами отпечатков уже никого не удивляют. Не говоря уже о предпоследней модели айфона, где тоже используется технология идентификации владельца по отпечаткам пальцев. И если в 1985-м какая-то штука с объективом, подсвечивающим зеленым квадратом лица людей на экране, казалась достижением внеземного разума, то сегодня даже в дешевой "мыльнице" есть функция распознавания лиц. Камеры научились идентифицировать улыбки и злорадно спрашивать в ходе съемки: "Кто-то мигнул?"
Есть в фильме и вещи, которым сложно найти логичное объяснение. Почему, например солидная фирма, в реале и поныне выпускающая добротный строительный инструмент, по версии Земекиса займется выпуском гидраторов — некого гибрида СВЧ-печки и 3D-принтера, преобразовывающего сухой неаппетитный блин в пиццу? Видимо, все дело в личной неприязни к бренду.
ХОВЕРБОРД. "К важнейшему вкладу кинотрилогии в современную массовую культуру нужно отнести ховерборд (скейборд с использованием антигравитации) и самошнурующиеся кроссовки, — считает промышленный дизайнер Дмитрий Стрекалов. — Эти предметы стали уже почти сказочными, наподобие ковра-самолета, скатерти-самобранки и меча-кладенца. Они много лет не дают покоя творчески настроенным технарям. Можно только поблагодарить создателей фильма за то, что подарили мечту и цель фантазерам. Глядишь — и какой-нибудь новый Эмметт Браун все-таки сконструирует реальный антигравитатор". Попытки соорудить ховерборд уже исчисляются десятками, но увы, с освоением антигравитации у человечества дело обстоит и по сей день неважно.
Интересно, что парящая в воздухе доска появилась в фильме, что называется, по приколу — чтобы добавить яркости и юмора. Более того, после выхода картины Земекис с серьезной миной убеждал всех вокруг, что эти штуковины существуют в действительности. Но не продают их по причине большой опасности для необученных пользователей. Многие тогда в это искренне поверили.
КРОССОВКИ-ПОЛУАВТОМАТ. Самошнурующиеся кроссовки тоже стали изюминкой картины. "Скорее всего, многие зрители интуитивно восхитились изящной и полезной идеей, — считает Дмитрий Стрекалов. — Тем более, что дизайн кроссовок разрабатывался спецами из легендарного бренда спортивной одежды. Не все знают, но фанаты много лет буквально требовали выпустить кроссовки "как у Марти Макфлая"! В конце концов спортивный гигант сдался и выпустил ограниченную серию. Для пущей схожести кроссовки снабдили светодиодами и аккумуляторами. А вот с автошнуровкой не сложилось до сих пор. Зато производитель отделался потрясающей отмазкой: "В фильме сказано, что дело происходит в 2015-м. Вот и ждите". На фоне чудо-обуви провальной оказалась идея куртки, которая автоматически подгоняется по телу человека — зрители ее просто не запомнили.
АРТУР КЛАРК: ПЛАНКТОН НА УЖИН
В научной фантастике, науке и технике сэр Артур Кларк — настоящая глыба, матерый человечище. Его, Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна называют "большой тройкой" научных фантастов, оказавших самое больше влияние на жанр в XX в.
Он успел многое: писал книги, занимался техникой и подводными исследованиями, вел прямые телерепортажи о высадке американских астронавтов на Луну. Соответственно, и прогнозы у Кларка были очень масштабные — вроде появления лифта на орбите. Так что придется изрядно покопаться в кларковском литературном наследии, чтобы узнать, каким виделось ему наше сегодня.
ПРЕДСКАЗАЛ WI-FI. Скажем сразу: в развитии технологий и освоении космоса наше поколение не оправдало надежды мэтра. Зато в "2001: Космическая одиссея" (1968) можно обнаружить вполне внятное описание планшетного компьютера и Wi-Fi: "Флойд включил свой газетный планшет в информационную сеть корабля и просмотрел одну за другой крупнейшие электронные газеты мира". Кларк предвидел массовое использование в наши дни магнитных карточек, видеозвонков, плоских экранов, специализацию ТВ-телеканалов (спорт, мода, живая природа, хобби), биометрическую идентификацию людей и даже шахматные матчи, в которых побеждает суперкомпьютер (впервые в реальной жизни такая победа имела место именно в 2001 году).
Кларку был свойственен позитивный взгляд на мир, но мрачные нотки по поводу нашего с вами времени у него проскакивают: "Потомки в 2001 г. могут попасть в будущее смертельной скуки, где главной проблемой в жизни будет решить, какой из нескольких сотен телеканалов выбрать".
ТАРЕЛКА ЛИЧИНОК. Между тем, смущает мнение писателя о том, чем будут питаться земляне в наше с вами время. "Ложка переработанного планктона застыла в воздухе; Дон лихорадочно искал выход…", — описывает Кларк рацион землян в начале XXI века. Надеемся, время, когда придется запивать молоком кашеобразную смесь из водорослей, мельчайших рачков, моллюсков и личинок, не наступит никогда. Кроме того, Кларк был уверен, что к началу нашего тысячелетия китов будут разводить как крупный рогатый скот на мясо и молоко. В действительности все несколько иначе: китов на мясо убивают только норвежцы и японцы, да и тех постоянно третируют защитники природы.
ПРОГНОЗЫ АЙЗЕКА АЗИМОВА: ДОМА ПОД ЗЕМЛЕЙ И ПНЕВМОПОЧТА
В 1964 г. еще один мэтр научной
фантастики и профессор биохимии в одном лице Айзек Азимов изложил свое
видение житья-бытья в 2014 г. Среди прочего он предполагал, что жить
многие из нас будут в подземных домах, что позволит уменьшить затраты
энергии на обогрев зимой и охлаждение летом. В какой-то степени так и
оказалось: в Англии, США,
Австралии и других странах научились строить жилые дома и даже
гостиницы, которые частично или почти полностью находятся под землей.
В
остальном современную нам обыденность фантаст видел так: "Роботы не
вытеснят людей. Кинофильмы станут трехмерными. Бытовая техника лишится
электрического шнура — станет работать на долгоживущих батареях и
аккумуляторах. Утомительная бытовая работа сведется к минимуму.
Приготовление еды будет происходить по таймеру (как не вспомнить
популярность всевозможных пароварок. — Авт.). Но какая-никакая кухонька в
квартирах сохранится — кулинария станет массовым хобби. Экраны на
телефоне будут использоваться для просмотра фото, чтения книг.
Автомобиль станет парить над дорогой на высоте метра. Скользящим над
поверхностью воды будет и речной, и морской транспорт. Доставка товаров и
материалов будет осуществляться чем-то вроде пневмопочты". Прогноз
местами почти ювелирно точный. Настрой портит только мысли Азимова о
состоянии самого общества, которое похоже на мнение Кларка:
"Человечество будет страдать от скуки. Психиатрия станет важнейшей
медицинской специальностью".
ПЕССИМИЗМ: СТРУГАЦКИЕ И ЛЮК БЕССОН
Призыв производителя спортивной обуви подождать до появления в 2015 году самошнурующихся кроссовок из "Назад в будущее" воспринимается как удачную шутку. А вспоминая некоторые книги и фильмы, думаешь только одно: "Да ну его, такое будущее!".
ОПАСНАЯ СЫТОСТЬ. Действие повести "Хищные вещи века", написанная братьями Стругацкими, происходит в не столь отдаленном апреле 2019 г. На большой части планеты общество утихомирилось после серии путчей, попахивающих нацизмом, отъелось и даже заплыло жирком. Посему обыватель развлекает себя забавами, которые нам с вами в XXI веке уже кажутся обычными. Но как о них прознали братья в 1965-м — времени романтическом и абсолютно невинном с точки зрения нравов нашей эпохи? Но вот надо же: напророчили рейв, многочасовые танцмарафоны, подхлестнутых "химией" ("дрожкой") людей, которые пытаются скрасить скуку опасными для жизни экстремальными развлечениями ("рыбари"). Проскользнул даже намек на эмо — в виде упоминания о неких "грустецах".
Но самое пугающее предвидение: в этом странном, сытом и постепенно тупеющем обществе появляется принципиально новый вид наркотика. В ходе расследования главный герой выходит на так называемый слег, оказавшийся дешевой радиодеталью, которую нужно вставить в радиоприемник вместо стандартного компонента (на беду разъемы совпадают идеально), после чего следует глотнуть антимоскитные таблетки, улечься в теплую ванну с ароматическими солями и включить приемник. Такая комбинация вызывает в мозгу ярчайшие переживания и исполнение всех бессознательных желаний. Причем безо всякого похмелья, ломки и прочих издержек. Но иллюзия настолько ярка и привлекательна, что после нее обычная жизнь видится пресной и бесцветной. Так что благополучный, на первый взгляд, мирок явно стоит на пороге катастрофы. Все больше его обитателей находят свой конец в теплых ваннах. В выдуманном Стругацкими слеге одновременно угадываются черты как виртуальной реальности (с ее яркими иллюзиями, не требующими физических или интеллектуальных усилий), так и синтетических наркотиков. А в "слеге" писателей явно видны характерные черты метамфетаминов — эту гадость тоже научились делать дома.
ПАРИЖ УЖЕ НЕ ТОТ. По мрачности прогноза фильм "13-й район" (режиссер Пьер Морел, сценарий Люка Бессона, снят в 2004 году) не уступает "Хищным вещам века". Правда, создателям не пришлось особо напрягать интуицию, как братьям Стругацким. Им достаточно было наблюдать за происходящим во Франции. К началу 1980-х в Париже кварталы бюджетного жилья, построенные в 1960-е годы (аналог советских "хрущоб"), стали "цветными пригородами" с преобладанием выходцев из Северной и Черной (от Сахары до юга) Африки. Обитатели таких кварталов в подавляющем большинстве своем — люди с минимальным образованием и квалификацией, и потому работу им найти сложно. Да они особо и не рвутся, ведь западная цивилизация в течение десятилетий исправно снабжала многих из них социальной помощью в надежде на то, что мигранты примут правила игры "благодетелей". Увы, политика мультикультурализма (так у толерантных людей называется мягкое обращение с эмигрантами) потерпела крах. Вот Люк Бессон и смоделировал в "13-ом районе" ситуацию, как уже в наше время "цветные пригороды" создадут невыносимую обстановку в столице Франции. Так что придется их отгородить от остального Парижа стеной наподобие Берлинской или той, что разделяет еврейские и палестинские территории в Израиле.
До бетонных стен, разрезающих Париж, дело пока еще не дошло. Но предвидение Бессона подтверждают масштабные бунты, регулярно сотрясающие Францию последние 10—15 лет. Цветное население "бузит" по самым разным поводам: то белые полицейские невежливо обошлись с арабским подростком, то соцпомощь им урезают.