Вход / Регистрация
22.12.2024, 14:37
/ Новости сайта / Тайны истории / Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века
Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века
Впервые
в России об организованном лечении душевнобольных задумался Пётр I. До этого
никаких особых мер по отношению к психически нездоровым гражданам не применялось: были юродивые, но их никто, конечно, не лечил.
Вплоть до XVIII века душевнобольные в находились на попечении монастырей. Как отмечал психиатр Тихон
Юдин: «История
психиатрии
началась с изоляции в монастырях и тюрьмах [всех] нарушавших
спокойствие
жизни… В приказные дома умалишенных также направляли главным образом
больных, или нарушивших на улице губернского города порядок,
или состоящих под судом… Никто этот "дом” не считал лечебным
учреждением, а лишь местом
заключения "без ума буйствующих”. В результате психиатрические
заведения
переполнялись алкоголиками, дебильными бродягами, направленными главным
образом
полицией…».
Примечательно, что принятые Петром I законы в первую очередь были
направлены на борьбу с уклонением дворянских детей от науки и службы
под видом болезни или юродства.
Отныне они должны были проходить освидетельствование действительных проявлений
безумия.
Первые больницы
Одной из самых первых психиатрических больниц в России иногда
называют Колмовскую больницу: в 1706 году новгородский митрополит Иов построил
в Колмовском монастыре под Новгородом дом для подкидышей и инвалидную больницу,
где содержались и лица с психическими расстройствами.
Но лишь спустя 50 с лишним лет, с указом Петра
III от 1762 г., началось полноценное строительство первых
доллгаузов: «Безумных
не в монастыри определять, но построить на то нарочитый дом, как то
обыкновенно и в иностранных государствах учреждены доллгаузы».
В это же время историограф Герхард
Миллер, состоявший на государственной службе,
предлагает проект стационарного психиатрического учреждения.
В противоположность монастырской медицине Миллер отделяет медицинское
лечение от религии: «Доктор употреблял всякие
средства к их излечению, а прежде, нежели придут в разум, священникам у них
дела нет».
Но идея
проекта начинает реализовываться лишь в 1775 году, когда в ходе
реформы были учреждены Приказы общественного призрения, занимавшиеся среди
прочего строительством специализированных «желтых домов».
В 1779 г. было объявлено об открытии в Петербурге первого
русского специального доллгауза «для пользования сумасшедших», ставшего через
несколько лет отделением Обуховской больницы. В 1770-е годы психиатрические
учреждения появились также в Риге и в Москве.
В первой половине XIX века система домов для умалишенных
столкнулась с тремя ключевыми проблемами: отсутствием законодательной базы,
отсутствием профессионалов — психиатров, а также традиционным восприятием
безумия со стороны общества (привычка снисходительно относиться к юродивым).
Методы лечения
В 20-е гг. появляются первые знания,
заимствованные у европейских профессионалов того времени. Однако
в четкую систему эти знания не сложились, в результате чего процедуры
лечения душевнобольных в России носили
специфический характер.
По свидетельству современников, в качестве мер стеснения
применялись железные цепи, «ремни сыромятные» и смирительные камзолы. Наряду с другими методами лечения, в ходу были рвотные средства, водолечение,
кровопускание и лечение пиявками.
В записях врача дома инвалидов и умалишенных Московского Приказа Общественного
призрения Зиновия
Ивановича Кибальчича мы можем видеть, что больного подлежало
скорее усмирить, чем вылечить:
"Если
нужно неистовому сумасшедшему бросить кровь, в таком случае пробивается жила
сильнее обыкновенного. За скорым и сильным истечением крови вдруг следует
обморок и больной падает на землю. Если больной подвержен чрезмерно неистовым
припадкам бешенства, то ему бросают кровь не только во время припадка, но и
несколько раз повторяют, дабы предупредить возвращение бешенства, что обыкновенно случается при перемене времени года.
Что
касается до задумчивых сумасшедших, подверженных душевному унынию или мучимых
страхом, отчаянием, привидениями, то употребляется следующее: рвотный винный
камень, белена, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства”.
В отличие от Московского «желтого дома» в Петербургском
использовались не столько медикаментозные, сколько усмирительные меры: «Средства для усмирения неспокойных состоят в ремне в 2 дюйма ширины и 2 аршина
длины, коим связывают им ноги в так называемых смирительных жилетах, к коим
приделаны узкие рукава из парусины длиною в 3 аршина, для привязывания ими рук
больного вокруг тела”.
Кроме того, в рамках терапии в домах использовалась тактика
привлечения к труду. Введение трудотерапии было призвано обеспечить необходимый
порядок, дисциплину и размеренности. «Работы сих несчастных состоят в молотьи
хлеба на ручной мельнице, в таскании дров, воды, в щипании перьев и пр.;
назначаются лекарем потому, что оне служат для развлечения и предписываются в медицинском намерении для пользы страждующего».
Вот как типичную больницу такого типа описывает в своих дневниках врач Петербургского
дома для умалишенных Иоганн-Фридрих Кайзер: «[Она] занимает двухэтажное
каменное строение… Каждый этаж разделен капитальной стеной в длину на две
равные части; в каждой из них находится вдоль стены коридор, освещаемый
большими окнами, сделанными в обоих концах коридора. В каждом коридоре
находится 15 дверей, ведущих к таковому же числу…В каждой из сих комнат
находится окно с железной решеткой… Над дверями находится полукруглое отверстие
для сообщения с коридором. В дверях сделаны маленькие отверстия, на подобие
слуховых окошек, дабы можно было по вечерам присматривать за больными,
запертыми в комнатах.
В нижнем этаже помещаются яростные и вообще беспокойные сумасшедшие,
а в верхнем
тихие, задумчивые больные. И таким образом спокойные всегда бывают
отделены от беспокойных. Сверх того, те из поступающих больных,
выздоровление которых еще
сомнительно, поступают на некоторое время в особые залы оной больницы,
до совершенного исцеления…Пользование сих несчастных вверено особому
врачу.
Прислуга, состоящая из 20 человек мужчин и 20 женщин находится в ведении
надзирателя и надзирательницы».
Диагностика душевного расстройства
В 1855 г. русский психиатр Павел Малиновский публикует свой
труд «Помешательство», в котором дает доступное объяснение, кого же можно
считать безумным. Вот 8 признаков, по которым можно отличить помешанного от нормального человека:
- «Несоответственность, т. е.
«разладица между словами, выражением лица, взглядами и жестами. - Странность
телодвижений:
«Одни из больных, в глубокой задумчивости, то ходят медленными шагами, то вдруг остановятся, как будто еще более углубляются в самих себя и после опять начинают ходить. Другие не скоро меняют свое положение или по целым дням сидят… Есть и такие помешанные, которые целую жизнь лежат, свернувшись в клубок, другие ползают часто, на коленях, или на четвереньках, как животные - Одежда:
«Большая часть помешанных в одежде небрежны, нечистоплотны. Для многих все равно, одеты они или нет. Волосы у многих в беспорядке, вся одежда накинута кое-как ; некоторые больные одеваютсяпо-своему , со странными вычурами — и если бы не старались уменьшить странность их одежды, то в доме помешанных был бы вечный маскарад. - Выражение
лица:
«…всегда у всех помешанных довольно странное, особенное. Между ними можно увидеть физиономии: печальные, важные, горделивые, радостные, свирепые, глупые… все они несут печать помешательства. - Разговор:
«Есть больные, у которых в ответ нельзя получить ни слова, потому что они не хотят отвечать, или же, начавши разговор и не кончив мысли, они вдруг погружаются в глубокую задумчивость, другие всегда говорят едва слышным шепотом и отвечают в сторону, третьи… либо очень говорливы, но в словах нет связи, все перепутано, разговор прерывается — то плачем, то смехом, то странными телодвижениями, либо же разговор ограничивается самыми обычными предметами. - Желание
разрушать:
«Во всех видах помешательства у них появляется желание разрушать все, что попадет под руку, и все окружающее. Часто они делают это без порывистых движений, хладнокровно и однообразно. - Самоощущение
и беззаботность во время болезни — Малиновский обозначает
эти признаки как состояние,
«когда больные забывают о своих болезных и печалях» и не заботятся о своем здоровье во время болезни».
Одним
из первых психиатрических заведений, основополагающим принципом которого стало
лечение, был основанный в 1869 г. Казанский окружной дом умалишенных. Доктор
Павел Иванович Якоби в своей врачебной практике проводил принципы «идейно-филантропической » политики:
- Душевнобольные суть больные;
- Психиатрические больницы суть больницы;
- Врачи психиатры суть психиатры и ошибочно смешивать их с смотрителями места заключения;
- Больных
в больницу должно
«класть», а не «сажать»; - Нет основания обращаться с больными более жестоко чем со здоровыми;
- Больница имеет задачею благо больных, а не удобство здоровых;
- Душевнобольные
есть страждущие люди, а не
«сор»; - Удаление
«сора» есть обязанность не врача психиатра, а лица совсем другой профессии; - Неблагоразумно делать дело, за которое другой получает жалованье;
- Держать
в
«доме умалишенных» здорового человека «два года» столь же неправильно, как и «засадить» его туда на «два часа».
Но гуманным принципам, озвученным врачами XIX века, не суждено было облегчить
жизнь пациентов психиатрических клиник. Следующее столетие в истории российской
психиатрии ознаменовалось еще большей жестокостью, которая основывалась на "политической
целесообразности” и подкреплялась передовыми научными достижениями.
 
Источник: http://rustoria.ru
Поделитесь в социальных сетях
Комментарии 0
ТОП Новостей
В Турции раскопали 3000-летнее изображение богини преисподней (0) |
Обнаружено "инопланетное растение" (0) |
Гороскоп на 22 декабря 2024 года: Что предсказывают звезды для каждого знака зодиака (0) |
В древней гробнице найден уникальный составной доспех из рыбьей чешуи (0) |
Мухи оказались уязвимее для потепления (0) |
Новое на форуме
Последние комментарии
Архив записей