Вход / Регистрация
22.12.2024, 14:43
Майя: смерть владыки, рождение цивилизации
В Гватемале, в городище Такалик-Абах, обнаружены останки древнейшего из всех известных правителей майя, жившего почти три тысячи лет назад. Находка подтверждает, что майя переняли основы своей зарождавшейся культуры и философию мироздания у ольмеков.
На склоне вулканической гряды, окаймляющей тихоокеанское побережье Гватемалы, в гуще кофейных плантаций и каучуковых деревьев скрываются остатки доиспанского города майя. руины рассказали ученым много нового об истории и культуре великого народа.
Загадочная цивилизация
майя всегда была крепким орешком для
историков. Тем не менее с каждым новым
открытием в Такалик-Абахе – городе
стоячих камней – ученые все ближе
подходят к ответу на вопрос о происхождении
древнего народа.
В 2011 году технический и научный координатор раскопок Криста Шибер де Лаварреда вместе со своей командой работала у одной из главных пирамид. Археологи нашли комплект из шести искусно сделанных керамических фигурок. Все они были детально проработаны и непохожи друг на друга. В шее одной обнаружилось сочленение, позволявшее поворачивать голову; лицо другой было покрашено в красный цвет, а уши сделаны из жадеита – минерала, родственного нефриту; третья оказалась изготовлена из особой глины, придававшей статуэтке более темный оттенок; у четвертой был силуэт беременной женщины.
По расположению фигурок Криста поняла, что это погребальное подношение. Возможно, статуэтки олицетворяли шесть женщин, которые, связанные некими таинственными узами, были обязаны оставаться вместе и под землей. «Статуэтки очень индивидуальны, это наводит нас на мысль, что, возможно, они изображали реальных людей», – говорит Криста.
Шибер работает в городище
25 лет, координируя раскопки вместе с
коллегой-археологом, администратором
национального парка Такалик-Абах Мигелем
Оррего Корсо. Опытный археолог, Криста
прислушалась к своей интуиции, продолжила
раскопки и обнаружила, что фигурки –
лишь малая часть важнейшей находки: в
нескольких сантиметрах от них были
обнаружены останки древнейшего из всех
найденных правителей майя, умершего
более 2500 лет назад.
Во влажном, удобренном вулканическим пеплом лесу люди, жившие здесь почти три тысячи лет назад, отметили ритуальные тропы для совершения церемоний сотнями стоячих камней. В 1965 году археолог Сюзанна Майлс назвала городище в честь этих стел – Абах-Такалик, что на языке индейцев киче, принадлежащих к этнической группе майя, означает «стоячий камень». Со временем носители языка уточнили синтаксическую структуру названия – так появился Такалик-Абах.
История этой местности началась примерно в 800 году до нашей эры, когда люди впервые поселились на плато между двумя реками. Древние зодчие выстроили свой город на наносных террасах. Благодаря удобному географическому расположению город стал крупным торговым и религиозным центром, процветавшим почти две тысячи лет.
Раскопки и научные исследования начались на месте древнего поселения вскоре после его открытия в 1888 году и продолжаются по сей день. В 1950-м американский археолог русского происхождения Татьяна Проскурякова, исследовав барельефы на каменных стелах, доказала, что они выполнены в стиле майя. С 1976-го по 1981 год сотрудники Калифорнийского университета в Беркли составляли карту древнего города и подробно изучали его скульптурные памятники: ученым удалось различить скульп-турные стили ольмеков и майя.
«Мы находим все больше подтверждений того, что именно с Такалик-Абаха началось раннее развитие цивилизации майя. Результаты всех исследований указывают именно на это, а найденная гробница служит убедительным доказательством данной гипотезы, – утверждает Криста Шибер. – Находка стала итогом долгих и тщательных исследований внутри пирамиды. Мы вплотную подобрались к правителю», – продолжает Криста, пробираясь к месту захоронения среди зданий, алтарей и монументов.
Мы минуем верхнюю часть пирамиды, носящую название «строение 6», затем идем по доске, переброшенной через прежние места раскопок, и наконец спускаемся по лестнице в подземную комнату, где располагался погребальный комплекс. В небольшом пространстве наподобие склепа могут поместиться не более четырех-пяти человек. Внутри прохладно, стоит густой запах влажной земли.
В центре комнаты – углубление вроде бассейна, где легко могло бы разместиться человеческое тело. Внутри можно разглядеть лишь аккуратно снятые слои грунта и не до конца извлеченные из земли предметы – кое-где проступает нанесенный на них орнамент. От тела не осталось и следа, словно усопший растворился в воздухе.
Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: благодаря деятельности вулканов плодородная почва Гватемалы изобилует активными минеральными соединениями, и бренные останки разлагаются быстро.
Влажный земляной склеп позволяет перевести дух после тропической жары. Предметы внутри «бассейна» – погребальные дары. Это те самые фигурки (возможно, изображения женщин, сопровождавших правителя при жизни), керамические сосуды и торчащий из земли блестящий камень – слоистый мусковит, который в древности очень ценился за хорошие отражающие свойства.
Очевидно, захоронение принадлежало влиятельному человеку – в пользу этого говорит неплохо сохранившееся изысканное убранство:два браслета на руках и два на ногах, набедренная повязка и роскошное ожерелье – все из сотен маленьких жадеитовых бусинок, отверстия в которых просверлены с поразительной точностью. «Украшения остались нетронутыми; все бусины лежат так, как они были пришиты – вероятно, на ткань или кожу», – замечает Криста Шибер, указывая на расположение деталей своим рабочим инструментом – кистью с длинной ручкой.
Пожалуй, самое внушительное из этих сокровищ – великолепное ожерелье, сделанное из кусочков голубого жадеита разного размера. Определить личность погребенного ученым помогла подвеска: жадеитовая камея в форме зубила или топорика, на которой вырезана голова птицы. Это маленькое, но очень изысканное украшение помогло понять историческое и культовое значение места, где мы находились, и прежде всего – роль, которую усопший играл при жизни.
Пестрая жадеитовая фигурка изображает птицу анфас; ее глаза – пара безупречно вырезанных округлых углублений. Два полукруга по бокам тела обозначают крылья. Судя по силуэту, гриф. «Три вертикальные полоски на лбу изображают наросты на клюве королевского грифа, а загнутый вниз кончик клюва характерен для черного грифа. По-видимому, ювелир создал универсальный образ, чтобы представить оба вида», – говорит Шибер.
Подобное изображение грифа – знак верховного правителя майя. «Это ранняя инсигния, внешний знак власти правителя – ахава. Королевский гриф является посредником между жизнью и смертью, так как может летать по подземному миру, – поясняет Криста. – Предметы, подобные этому, позволяли правителю общаться со своими предками и богами». Я слушаю рассказ археолога и не могу отвести взгляд от могилы: пытаюсь представить себе исчезнувшего без следа древнего повелителя – во всем его могуществе и красе.
К нашему возвращению лагерь окутала тьма, разлившаяся под усыпанным звездами черным небом. Я сидел и представлял, какой могла быть жизнь здесь две с половиной тысячи лет назад, когда великий ахав обращался к народу с одной из пирамид. Вот мужчина в роскошных сине-зеленых украшениях выходит из дыма благовоний, делая ритуальные движения по направлению к солнцу, небесам и сторонам света. У него на груди висит зеркало из идеально отполированных пластин пирита – несколько подобных было найдено в Такалик-Абахе. Зеркало отражает в толпу солнечный свет, символизируя прямую связь правителя с богами и его статус посредника между горним и дольним мирами. За спиной мужчины шесть женщин наблюдают за ритуалом; одна из них ждет ребенка. Правитель-жрец завершает церемонию и возвращается в свои покои, где будет принимать вождей, прибывших с визитами из других поселений.
Должно быть, он выглядел очень внушительно благодаря этим замысловатым украшениям. «Богатство и могущество выражены в изяществе элементов – не в больших кусках жадеита, а в тонких деталях, – объясняет Криста и продолжает: – Это неотъемлемая черта ранней знати, которая демонстрировала приближенным влиятельность и утонченность владельца». Следовательно, правитель-жрец, носивший на груди жадеитового грифа, был одним из представителей тогдашней элиты.
Усопший, уверена Шибер, был не только политической фигурой, но и представителем религиозной власти. Исследователи решили назвать его Кутц Чман (кутц – «гриф»; чман – «жрец», «праотец», «господин») на языке майя этнической группы мам. Имя, под которым монарх был известен при жизни, остается загадкой, так как на его гробнице отсутствуют надписи – это еще один признак очень ранней культурной традиции.
Радиоуглеродный анализ дает результат между 770 и 510 годами до нашей эры: исследователи Такалик-Абаха определили этот период как переходный от культуры ольмеков к ранним майя. Информацию подтвердило стратиграфическое исследование, указавшее на то, что погребение располагается в слое, относящемся ко второй фазе среднего доклассического периода (700–400 годы до н. э.). Таким образом, мы стали свидетелями знакомства археологов с древнейшим из ныне найденных правителей майя, властителем эпохи, еще сохранявшей элементы культуры ольмеков.
«Захоронения того времени разбросаны по всей Мезоамерике. Важность этой конкретной находки заключается в том, что мы впервые в истории обнаружили человека, погребенного, как майянский ахав», – объясняет Оррего.
Несмотря на то что это могила майя, в ней представлено и наследие ольмеков, которых некоторые исследователи считают первой великой культурой Мезоамерики, оказавшей влияние на развитие последующих цивилизаций. Так, именно для ольмеков было характерно использование голубого жадеита: он символизировал жизнь, плодородие и власть. Мигель Оррего добавляет: «Голубой жадеит был в большой цене: ольмеки проливали кровь, чтобы заполучить этот камень».
Ученые уверены, что захороненный монарх был обряжен в духе своего времени, а дух этот предопределялся предметно-символическим языком цивилизации ольмеков. Тогда ольмеки, а не майя были мастерами резьбы по жадеиту. И действительно, с их традициями связаны определенные вариации жадеитовых бусин в ожерелье Кутц Чмана. Фрагменты в виде тыквы или фаланг пальца прежде находили у ольмеков, так же, как и подвески формы, которую условно называют «когти ягуара», – они редко встречаются на территориях майя. Да и залежей жадеита здесь не было.
Существуют две основные теории происхождения майя: согласно изоляционистской версии, влияние других сообществ на майя было незначительным; другая концепция утверждает, что великая цивилизация напрямую наследовала культуре ольмеков. Криста склоняется ко второй теории: «Мы должны переосмыслить парадигму, согласно которой майя не были связаны с ольмеками. Стиль ранних майя включает элементы космогонии ольмеков. Между двумя народами есть прямая связь; мы можем даже говорить о наследовании».
Видел ли Такалик-Абах становление цивилизации майя? Находки археологов указывают именно на это. В начале своего развития майя ориентировались на картину мира ольмеков. Так продолжалось до середины доклассического периода, когда на смену прежним идеям и мифологическим образам пришли новые способы объяснения и описания Вселенной, которые в скором времени и сформировали молодую цивилизацию майя.
Культурная эволюция, происходившая в Такалик-Абахе на протяжении веков, оставила немало разных свидетельств. Например, скульптурных: наиболее ранние памятники отличаются сохранением первоначальной формы камня; встречаются характерные фигуры, помещенные в пасть ягуара или в нишу; фигуры с непропорционально большими головами – все это признаки искусства ольмеков. С ними соседствуют более поздние работы в стиле ранних майя – барельефы и горельефы на полированном камне с календарными знаками.
Некоторые старые статуи использовали по новому назначению, не меняя их облик. Что касается архитектуры, то к ранним зданиям, построенным из глины, впоследствии делались пристройки. Строительство начиналось только после того, как на новом фундаменте совершали жертвоприношение.
Другие свидетельства относятся к астрономической системе, используемой для измерения времени. Для ольмеков Большая Медведица была космологической точкой отсчета и ориентиром для возведения монументов и строительства. В этом созвездии они видели пасть ягуара, главный символ своей мифологии. Новые постройки переходного периода стали ориентировать по созвездию Дракона (змеевидный дракон – важный элемент картины мира майя). Эти наблюдения указывают на смену парадигм; впрочем, в городе сохранялись и прежние монументы, ориентированные по первому созвездию. Древние жители уважали своих предшественников.
Так называемую «материнскую культуру» можно понимать как универсальную систему мифологических взглядов, оказавшую огромное влияние на более поздние культуры всего Мезоамериканского региона. Отсылки к ольмекам находили на многих раскопках, исследовавших средний доклассический период на территориях вдоль Тихоокеанского побережья Центральной Америки. Результаты археологических исследований позволяют установить, какие города входили в торговую цепочку, протянувшуюся от нынешнего мексиканского штата Табаско на берегу Мексиканского залива до берегов Коста-Рики. Такалик-Абах явно был важным звеном этой цепи.
Какао, перья диковинных птиц, вроде попугая ара и кецаля, а также минералы – обсидиан, пирит, андезит и базальт – обменивались на другие товары на основе бартера. Вероятно, важнейшим товаром был жадеит – тот самый камень, из которого вырезана подвеска с изображением птицы. Этот символ власти мезоамериканских обществ среднего доклассического периода также находили в мексиканских штатах Веракрус и Табаско (их считают колыбелью цивилизации ольмеков) и еще дальше по берегу Тихого океана – в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа и Коста-Рике.
Об ольмекской культуре нам, к сожалению, известно слишком мало. Но мы не можем недооценивать ее влияние на народы, пришедшие в Центральную Америку позже. Его можно сравнить с влиянием Римской империи на народы Европы, хотя, судя по всему, ольмеки не насаждали свою культуру насильственно.
Со временем Такалик-Абах был заброшен, но некоторые этнические группы майя, в основном мам и киче, продолжали приходить в древний город для проведения церемоний. Они приходили сюда и до того, как о поселении стало известно научному сообществу, приходили и после. «Пока раскопки официально не начались, люди пробирались в Такалик-Абах тайком. Территория была частной собственностью, но паломников это не останавливало, руины были священным местом для них», – объясняет Криста. В наши дни город привлекает местных жителей и иностранцев, желающих прикоснуться к древним традициям.
Ученые не перестают делать открытия: например, здесь все еще находят древние стелы – стоячие камни, давшие поселению его нынешнее название. Правитель-жрец Кутц Чман заявил о себе после двух с половиной тысяч лет забвения. Исследователи ставят все новые вопросы, ответы на которые помогают приблизиться к истине. К счастью, предсказанного индейцами конца света в 2012 году не произошло – а значит, у нас еще есть время задать немало вопросов. И не исключено, что рано или поздно человечество сможет разгадать одну из самых сложных загадок мировой истории: найти истоки цивилизации майя.
На склоне вулканической гряды, окаймляющей тихоокеанское побережье Гватемалы, в гуще кофейных плантаций и каучуковых деревьев скрываются остатки доиспанского города майя. руины рассказали ученым много нового об истории и культуре великого народа.
Обнаруженные в Гватемале останки принадлежат древнейшему из всех найденных правителей майя, умершего более 2500 лет назад. | |
В 2011 году технический и научный координатор раскопок Криста Шибер де Лаварреда вместе со своей командой работала у одной из главных пирамид. Археологи нашли комплект из шести искусно сделанных керамических фигурок. Все они были детально проработаны и непохожи друг на друга. В шее одной обнаружилось сочленение, позволявшее поворачивать голову; лицо другой было покрашено в красный цвет, а уши сделаны из жадеита – минерала, родственного нефриту; третья оказалась изготовлена из особой глины, придававшей статуэтке более темный оттенок; у четвертой был силуэт беременной женщины.
По расположению фигурок Криста поняла, что это погребальное подношение. Возможно, статуэтки олицетворяли шесть женщин, которые, связанные некими таинственными узами, были обязаны оставаться вместе и под землей. «Статуэтки очень индивидуальны, это наводит нас на мысль, что, возможно, они изображали реальных людей», – говорит Криста.
Во влажном, удобренном вулканическим пеплом лесу люди, жившие здесь почти три тысячи лет назад, отметили ритуальные тропы для совершения церемоний сотнями стоячих камней. В 1965 году археолог Сюзанна Майлс назвала городище в честь этих стел – Абах-Такалик, что на языке индейцев киче, принадлежащих к этнической группе майя, означает «стоячий камень». Со временем носители языка уточнили синтаксическую структуру названия – так появился Такалик-Абах.
История этой местности началась примерно в 800 году до нашей эры, когда люди впервые поселились на плато между двумя реками. Древние зодчие выстроили свой город на наносных террасах. Благодаря удобному географическому расположению город стал крупным торговым и религиозным центром, процветавшим почти две тысячи лет.
Раскопки и научные исследования начались на месте древнего поселения вскоре после его открытия в 1888 году и продолжаются по сей день. В 1950-м американский археолог русского происхождения Татьяна Проскурякова, исследовав барельефы на каменных стелах, доказала, что они выполнены в стиле майя. С 1976-го по 1981 год сотрудники Калифорнийского университета в Беркли составляли карту древнего города и подробно изучали его скульптурные памятники: ученым удалось различить скульп-турные стили ольмеков и майя.
«Мы находим все больше подтверждений того, что именно с Такалик-Абаха началось раннее развитие цивилизации майя. Результаты всех исследований указывают именно на это, а найденная гробница служит убедительным доказательством данной гипотезы, – утверждает Криста Шибер. – Находка стала итогом долгих и тщательных исследований внутри пирамиды. Мы вплотную подобрались к правителю», – продолжает Криста, пробираясь к месту захоронения среди зданий, алтарей и монументов.
Мы минуем верхнюю часть пирамиды, носящую название «строение 6», затем идем по доске, переброшенной через прежние места раскопок, и наконец спускаемся по лестнице в подземную комнату, где располагался погребальный комплекс. В небольшом пространстве наподобие склепа могут поместиться не более четырех-пяти человек. Внутри прохладно, стоит густой запах влажной земли.
В центре комнаты – углубление вроде бассейна, где легко могло бы разместиться человеческое тело. Внутри можно разглядеть лишь аккуратно снятые слои грунта и не до конца извлеченные из земли предметы – кое-где проступает нанесенный на них орнамент. От тела не осталось и следа, словно усопший растворился в воздухе.
Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: благодаря деятельности вулканов плодородная почва Гватемалы изобилует активными минеральными соединениями, и бренные останки разлагаются быстро.
Влажный земляной склеп позволяет перевести дух после тропической жары. Предметы внутри «бассейна» – погребальные дары. Это те самые фигурки (возможно, изображения женщин, сопровождавших правителя при жизни), керамические сосуды и торчащий из земли блестящий камень – слоистый мусковит, который в древности очень ценился за хорошие отражающие свойства.
Очевидно, захоронение принадлежало влиятельному человеку – в пользу этого говорит неплохо сохранившееся изысканное убранство:два браслета на руках и два на ногах, набедренная повязка и роскошное ожерелье – все из сотен маленьких жадеитовых бусинок, отверстия в которых просверлены с поразительной точностью. «Украшения остались нетронутыми; все бусины лежат так, как они были пришиты – вероятно, на ткань или кожу», – замечает Криста Шибер, указывая на расположение деталей своим рабочим инструментом – кистью с длинной ручкой.
Пожалуй, самое внушительное из этих сокровищ – великолепное ожерелье, сделанное из кусочков голубого жадеита разного размера. Определить личность погребенного ученым помогла подвеска: жадеитовая камея в форме зубила или топорика, на которой вырезана голова птицы. Это маленькое, но очень изысканное украшение помогло понять историческое и культовое значение места, где мы находились, и прежде всего – роль, которую усопший играл при жизни.
Пестрая жадеитовая фигурка изображает птицу анфас; ее глаза – пара безупречно вырезанных округлых углублений. Два полукруга по бокам тела обозначают крылья. Судя по силуэту, гриф. «Три вертикальные полоски на лбу изображают наросты на клюве королевского грифа, а загнутый вниз кончик клюва характерен для черного грифа. По-видимому, ювелир создал универсальный образ, чтобы представить оба вида», – говорит Шибер.
Подобное изображение грифа – знак верховного правителя майя. «Это ранняя инсигния, внешний знак власти правителя – ахава. Королевский гриф является посредником между жизнью и смертью, так как может летать по подземному миру, – поясняет Криста. – Предметы, подобные этому, позволяли правителю общаться со своими предками и богами». Я слушаю рассказ археолога и не могу отвести взгляд от могилы: пытаюсь представить себе исчезнувшего без следа древнего повелителя – во всем его могуществе и красе.
К нашему возвращению лагерь окутала тьма, разлившаяся под усыпанным звездами черным небом. Я сидел и представлял, какой могла быть жизнь здесь две с половиной тысячи лет назад, когда великий ахав обращался к народу с одной из пирамид. Вот мужчина в роскошных сине-зеленых украшениях выходит из дыма благовоний, делая ритуальные движения по направлению к солнцу, небесам и сторонам света. У него на груди висит зеркало из идеально отполированных пластин пирита – несколько подобных было найдено в Такалик-Абахе. Зеркало отражает в толпу солнечный свет, символизируя прямую связь правителя с богами и его статус посредника между горним и дольним мирами. За спиной мужчины шесть женщин наблюдают за ритуалом; одна из них ждет ребенка. Правитель-жрец завершает церемонию и возвращается в свои покои, где будет принимать вождей, прибывших с визитами из других поселений.
Должно быть, он выглядел очень внушительно благодаря этим замысловатым украшениям. «Богатство и могущество выражены в изяществе элементов – не в больших кусках жадеита, а в тонких деталях, – объясняет Криста и продолжает: – Это неотъемлемая черта ранней знати, которая демонстрировала приближенным влиятельность и утонченность владельца». Следовательно, правитель-жрец, носивший на груди жадеитового грифа, был одним из представителей тогдашней элиты.
Усопший, уверена Шибер, был не только политической фигурой, но и представителем религиозной власти. Исследователи решили назвать его Кутц Чман (кутц – «гриф»; чман – «жрец», «праотец», «господин») на языке майя этнической группы мам. Имя, под которым монарх был известен при жизни, остается загадкой, так как на его гробнице отсутствуют надписи – это еще один признак очень ранней культурной традиции.
Радиоуглеродный анализ дает результат между 770 и 510 годами до нашей эры: исследователи Такалик-Абаха определили этот период как переходный от культуры ольмеков к ранним майя. Информацию подтвердило стратиграфическое исследование, указавшее на то, что погребение располагается в слое, относящемся ко второй фазе среднего доклассического периода (700–400 годы до н. э.). Таким образом, мы стали свидетелями знакомства археологов с древнейшим из ныне найденных правителей майя, властителем эпохи, еще сохранявшей элементы культуры ольмеков.
«Захоронения того времени разбросаны по всей Мезоамерике. Важность этой конкретной находки заключается в том, что мы впервые в истории обнаружили человека, погребенного, как майянский ахав», – объясняет Оррего.
Несмотря на то что это могила майя, в ней представлено и наследие ольмеков, которых некоторые исследователи считают первой великой культурой Мезоамерики, оказавшей влияние на развитие последующих цивилизаций. Так, именно для ольмеков было характерно использование голубого жадеита: он символизировал жизнь, плодородие и власть. Мигель Оррего добавляет: «Голубой жадеит был в большой цене: ольмеки проливали кровь, чтобы заполучить этот камень».
Ученые уверены, что захороненный монарх был обряжен в духе своего времени, а дух этот предопределялся предметно-символическим языком цивилизации ольмеков. Тогда ольмеки, а не майя были мастерами резьбы по жадеиту. И действительно, с их традициями связаны определенные вариации жадеитовых бусин в ожерелье Кутц Чмана. Фрагменты в виде тыквы или фаланг пальца прежде находили у ольмеков, так же, как и подвески формы, которую условно называют «когти ягуара», – они редко встречаются на территориях майя. Да и залежей жадеита здесь не было.
Существуют две основные теории происхождения майя: согласно изоляционистской версии, влияние других сообществ на майя было незначительным; другая концепция утверждает, что великая цивилизация напрямую наследовала культуре ольмеков. Криста склоняется ко второй теории: «Мы должны переосмыслить парадигму, согласно которой майя не были связаны с ольмеками. Стиль ранних майя включает элементы космогонии ольмеков. Между двумя народами есть прямая связь; мы можем даже говорить о наследовании».
Видел ли Такалик-Абах становление цивилизации майя? Находки археологов указывают именно на это. В начале своего развития майя ориентировались на картину мира ольмеков. Так продолжалось до середины доклассического периода, когда на смену прежним идеям и мифологическим образам пришли новые способы объяснения и описания Вселенной, которые в скором времени и сформировали молодую цивилизацию майя.
Культурная эволюция, происходившая в Такалик-Абахе на протяжении веков, оставила немало разных свидетельств. Например, скульптурных: наиболее ранние памятники отличаются сохранением первоначальной формы камня; встречаются характерные фигуры, помещенные в пасть ягуара или в нишу; фигуры с непропорционально большими головами – все это признаки искусства ольмеков. С ними соседствуют более поздние работы в стиле ранних майя – барельефы и горельефы на полированном камне с календарными знаками.
Некоторые старые статуи использовали по новому назначению, не меняя их облик. Что касается архитектуры, то к ранним зданиям, построенным из глины, впоследствии делались пристройки. Строительство начиналось только после того, как на новом фундаменте совершали жертвоприношение.
Другие свидетельства относятся к астрономической системе, используемой для измерения времени. Для ольмеков Большая Медведица была космологической точкой отсчета и ориентиром для возведения монументов и строительства. В этом созвездии они видели пасть ягуара, главный символ своей мифологии. Новые постройки переходного периода стали ориентировать по созвездию Дракона (змеевидный дракон – важный элемент картины мира майя). Эти наблюдения указывают на смену парадигм; впрочем, в городе сохранялись и прежние монументы, ориентированные по первому созвездию. Древние жители уважали своих предшественников.
Так называемую «материнскую культуру» можно понимать как универсальную систему мифологических взглядов, оказавшую огромное влияние на более поздние культуры всего Мезоамериканского региона. Отсылки к ольмекам находили на многих раскопках, исследовавших средний доклассический период на территориях вдоль Тихоокеанского побережья Центральной Америки. Результаты археологических исследований позволяют установить, какие города входили в торговую цепочку, протянувшуюся от нынешнего мексиканского штата Табаско на берегу Мексиканского залива до берегов Коста-Рики. Такалик-Абах явно был важным звеном этой цепи.
Какао, перья диковинных птиц, вроде попугая ара и кецаля, а также минералы – обсидиан, пирит, андезит и базальт – обменивались на другие товары на основе бартера. Вероятно, важнейшим товаром был жадеит – тот самый камень, из которого вырезана подвеска с изображением птицы. Этот символ власти мезоамериканских обществ среднего доклассического периода также находили в мексиканских штатах Веракрус и Табаско (их считают колыбелью цивилизации ольмеков) и еще дальше по берегу Тихого океана – в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа и Коста-Рике.
Об ольмекской культуре нам, к сожалению, известно слишком мало. Но мы не можем недооценивать ее влияние на народы, пришедшие в Центральную Америку позже. Его можно сравнить с влиянием Римской империи на народы Европы, хотя, судя по всему, ольмеки не насаждали свою культуру насильственно.
Со временем Такалик-Абах был заброшен, но некоторые этнические группы майя, в основном мам и киче, продолжали приходить в древний город для проведения церемоний. Они приходили сюда и до того, как о поселении стало известно научному сообществу, приходили и после. «Пока раскопки официально не начались, люди пробирались в Такалик-Абах тайком. Территория была частной собственностью, но паломников это не останавливало, руины были священным местом для них», – объясняет Криста. В наши дни город привлекает местных жителей и иностранцев, желающих прикоснуться к древним традициям.
Ученые не перестают делать открытия: например, здесь все еще находят древние стелы – стоячие камни, давшие поселению его нынешнее название. Правитель-жрец Кутц Чман заявил о себе после двух с половиной тысяч лет забвения. Исследователи ставят все новые вопросы, ответы на которые помогают приблизиться к истине. К счастью, предсказанного индейцами конца света в 2012 году не произошло – а значит, у нас еще есть время задать немало вопросов. И не исключено, что рано или поздно человечество сможет разгадать одну из самых сложных загадок мировой истории: найти истоки цивилизации майя.