Сеппуку – ритуальное самоубийство самураев в Японии
В средневековой Японии существовал кодекс чести самурая − бусидо, предписывающий правила поведения идеального воина. Если самурай нарушал эти правила, свое бесчестье он мог смыть, совершая сеппуку – ритуальное самоубийство. Этот обряд проводился по строгим правилам, а его цель состояла в демонстрации мужества самурая перед лицом боли и смерти.
Кодекс чести
В среде воинского сословия буси почитался так называемый этикет смерти, согласно которому самурай должен был умереть красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Умирать от старости считалось слишком банальным и недостойным самурая. Важно было не испортить «некрасивой» смертью родословную и честь дома. Красивой смертью считалась смерть от меча. Поэтому в ритуале совершения сеппуку присутствовал ассистент – кайсаку, прекращающий мучения убивающего себя самурая ударом меча. Смерть через сеппуку считалась почетной у привилегированных сословий.
К сеппуку официально приговаривались самураи, совершившие преступление, недостойное пути настоящего воина. При этом приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Самурай, потерявший в бою хозяина, терял свой статус и становился ронином, после чего совершал сеппуку как лучшее доказательство верности и преданности.
Так поступили в 1703 году 47 мужественных ронинов, когда их господин Асано Такуми-но-Ками был спровоцирован на открытый конфликт и приговорен к сеппуку. Ронины обезглавили обидчика своего господина, а потом сами все вместе совершили ритуальное самоубийство. В наши дни могилы 47 ронинов в монастыре Сэнгаку-дзи являются местом паломничества как памятник кодекса чести самураев.
Ритуал
В философии дзен-буддизма, формировавшей мировоззрение самураев, центром двигательной активности человека и местоположением его души считался живот (по-японски «хара»). Поэтому вскрытие живота (харакири) путем сеппуку осуществлялось для того, чтобы показать чистоту своих помыслов как доказательство правоты. Это было последней возможностью оправдать себя перед небом и людьми.
Церемония и правила выполнения сеппуку приобрели силу закона при сегунате Асикага (1338-1573 годы). Если ритуал проводился в комнате или храме, пол выстилался белыми татами. Когда сеппуку совершалось в саду, то вокруг покрытого песком места сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами белой материи. Белый цвет в Японии считается траурным.
При самоубийстве присутствовали представители сегуна и другие лица, выполняющие строго предписанные формальности. Наиболее ответственная обязанность возлагалась на кайсаку, который находился рядом с совершающим сеппуку и после ритуала отрубал ему голову. Приговоренный знал, что не будет долго мучиться, потому что на роль кайсаку назначался тот из его близких друзей, кто мог обезглавить тело одним ударом.
Совершавший сеппуку сидел на коленях в белом кимоно, а перед ним лежала стопка японской бумаги и стояла чашка с саке (традиционный японский алкогольный напиток. – Прим. ред.). Выпивая саке, самурай писал последнее короткое послание, обычно в стихах. Затем он усаживался так, чтобы до конца ритуала не мог опрокинуться назад и умереть в неблагородной позе. На принесенном подносе лежал обнаженный клинок, не имеющий рукояти. Чтобы клинок можно было держать в руке, часть его обматывали бумагой.
Секретарь английского посольства в Японии Алджернон Митфорд, приглашенный в середине XIX века на официальную церемонию сеппуку, так описывает этот ритуал: «Не спеша, крепкой рукой самурай поднял кинжал, лежащий перед ним. Он смотрел на него с грустью, почти с любовью. На миг остановился – казалось, он в последний раз собирается с мыслями, а потом вонзил кинжал глубоко в левую часть живота и медленно провел его вправо, после чего повернул лезвие в ране, выпуская наружу небольшую струйку крови. Во время этих невыносимо болезненных действий ни один мускул на его лице не пошевелился. Вырвав кинжал из тела, он наклонился вперед и вытянул шею. Лишь сейчас на его лице промелькнуло выражение страдания, но он не издал ни звука. В этот миг кайсаку, который внимательно следил за каждым его движением, поднял меч в воздух. Мелькнуло лезвие, раздался тяжелый, глухой удар и звук падения. Голова была отсечена от тела одним ударом».
Не для слабонервных!
Существовали различные способы выполнения сеппуку. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого лезвием делался резкий рывок вверх. Таким образом, открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности − хара, символически раскрывая истинные намерения самурая.
Сильные духом самураи применяли более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычного горизонтального разреза они извлекали нож и делали вертикальный разрез снизу вверх по животу от пупка до диафрагмы. В результате резаные раны образовывали крест, или японскую цифру 10 – дзю.
Самурай, пытающийся смыть с себя особый позор, после выпадения своих внутренностей омывал их в стоящей перед ним чаше с водой и вкладывал обратно в живот, очищая себя перед смертью. После этого самурай наклонялся вперед, не сгибая спину. Шею он держал прямо, чтобы кайсаку было легче отрубить ему голову.
Если отрубленная голова катилась по полу, обрызгивая свидетелей и приглашенных кровью, – это считалось дурным тоном. Правильно выполняемый ритуал предписывал кайсаку оставлять неразрубленным лоскут кожи на шее спереди. Тогда голова не отлетала, а откидывалась и висела на груди самурая, не пачкая никого вытекающей кровью.
После совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома или дворца предлагал им чай и сладости.
Сеппуку совершали не только мужчины. Но женщины, вынужденные совершить ритуальное самоубийство, часто не обладали достаточным самообладанием и внутренней силой. Они имели право умереть быстро, просто перерезав себе сосуды на шее острым ножом, который обычно вручался жене самурая в качестве свадебного подарка. Короткий меч (вакидзаси) для пронзания сердца вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Слабые же духом самураи просто дотрагивались до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову.
Современные традиции
В конце XIX века с изменением государственного строя Японии и завершением «эпохи самураев» официальное применение сеппуку было отменено. Последнее известное харакири, совершенное посредством крестообразного разреза живота, было выполнено японским генералом в начале XX века, когда умер его любимый император.
Множество профессиональных воинов в это время остались без дела и средств к существованию. Часть из них стали разбойниками, а некоторые, напротив, взяли на себя роль телохранителей в зарождающейся мафиозной организации – якудза, контролирующей игровой и развлекательный бизнес. Находясь на полулегальном положении, они пользовались авторитетом в обществе.
В настоящее время якудза контролируют в Японии не только теневой рынок, но и часть легального бизнеса и даже влияют на политику. Многие считают их наследниками самурайских традиций. Якудза сохранили высокую дисциплину, иерархичность отношений внутри клана и свой «кодекс чести», за нарушение которого существует ритуальное наказание для рядовых членов клана – отрезание мизинца на руке. Боссы якудза, преступившие законы организации, приговариваются к сеппуку.
Согласно традициям самурайского прошлого, если сеппуку должен совершить член клана, которому не доверяют или который не хочет накладывать на себя руки, ритуальный кинжал заменяется на веер, и после прикосновения осужденного к нему производится обезглавливание.
Комментарии 11
0
ranon
23.10.2014 08:39
[Материал]
войн от солдата отличаеться тем что первый готов к смерти в любой момент. И самурай это значит служить своему любимому императору не желея ничего. Войн готов к смерти и потому бесстрашен солдат неготов и потому нередко проявляет трусость. Вот и все отличие. И если войн предал свою службу по тем или иным причинам то показательная смерть должна показать что он ошибся и докажит что убьет врага, предателя императора своими руками тоесть самого себя. Как русских не могут понять так и русские не хотят понимать другие нации. Самураи на протяжении веков оттачивали военное ремесло. У нас же даже кто такие казаки забыто и мало кто помнит что это такое.
|
+1
13th_warrior
23.10.2014 08:53
[Материал]
А ты, мил человек, сам то кто? Cудя по твоим "лунным" комментариям, какой - то особо избранный что ли?
|
+1
13th_warrior
22.10.2014 22:11
[Материал]
С этимологией слов иногда интересно и полезно поиграть, только наверное не в этом случае. Потому что "откуда" пришли японцы (джипэнцы), и к какой генетической линии они относятся, ни биологи, ни историки, ни этнографы, не могут толком ответить до сих пор. Но вопрос то не в этом, а в ихней массовой приверженности этому самому сеппуку - харакири. И если у вас есть своя версия, то изложите. Будет интересно почитать.
|
-1
13th_warrior
22.10.2014 19:12
[Материал]
Да уж..... Нет, ну вообще - то у японцев есть чему поучиться. Но вот ЭТО ни поддается никакому лологическому объяснению, ни с точки зрения духовности, ни с точки зрения Бусидо. Какая - то высшая мера глупости и бессмысленности.
|
0
NecroSkin
22.10.2014 22:16
[Материал]
Ни Вам, ни нам сейчас этого не понять. Нужно было родиться и жить там в то время, когда эти понятия имели глубокий смысл. Дух самураев - это целая эпоха в истории Японии.
Это сейчас, относительно современной системы ценностей, всё кажется глупым и безсмысленным. Да и сами японцы после демилитаризации (после поражения во Второй мировой войне) тоже испортились... |
0
13th_warrior
22.10.2014 22:32
[Материал]
В том то и штука, что сословие самураев существовало на протяжении девяти веков. И все они (самураи), проходили практику дзен - медитации, и курировались (духовно) буддийскими монахами. Вот тут и нестыковка. Потому как в любой школе буддизма практика самоубийства (даже ритуального) отвергается. Да и в Синдоизме таких практик и ритуалов и близко нет.
|
0
NecroSkin
22.10.2014 23:02
[Материал]
По этому поводу вот тут очень интересно написано.
Вкратце - привнесённую религиозную систему удачно удалось адаптировать к социально-политическим отношениям на тот большой период времени. Гармонично совместили баланс между "должен" и "радоваться жизни", так сказать. В современном фильме "Самурай с ножнами" (2010 г.) это хорошо продемонстрировано. |