Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:19
Ожившие утопленники
В начале 1974 года многие телеграфные агентства сообщили о необычайном случае, произошедшем с 5-летним мальчиком Вегардом Слеттемуеном из города Лиллестрема (Норвегия). Играя, он вышел на лед реки, провалился и утонул. Только через 40 минут аквалангисты достали из воды тело ребенка.
А еще спустя 20 минут, когда врачи, почти не надеясь на успех, стали делать искусственное дыхание и открытый массаж сердца, у малыша появились признаки жизни. Двое суток Вегард был без сознания, а потом открыл глаза и спросил: «А где мои очки?» Почти часовое состояние клинической смерти не вызвало у него нарушений деятельности головного мозга.
Этот уникальный в истории медицины факт вызвал среди специалистов настоящую сенсацию, ведь считалось, что срок пребывания утонувшего под водой, после которого практически еще возможно оживление, колеблется в пределах 6—12 минут. Даже если изредка и удавалось по истечении этого срока вернуть человека к жизни, он получал необратимые повреждения головного мозга.
В чем же дело, как объяснить этот феномен? Главный врач центральной больницы Акершнюса Бьерн Линд, комментируя это фантастическое оживление, высказал предположение, что мальчика спасла резкая гипотермия (понижение температуры) — вода, в которую он попал, не превышала +3 °С.
Переохлаждение уменьшает потребность организма в кислороде, в результате чего необратимые повреждения мозга происходят гораздо позже. Однако подобная гипотеза не удовлетворяла медицинских специалистов, так как далеко не полностью объясняла чудесное возвращение к жизни Вегарда. Они продолжали поиск истины, и наконец загадка таинственного оживления была раскрыта.
В марте 1975 года 18-летний американец Брайен Канингхем вместе со своей машиной провалился под лед. Почти 38 минут он находился под водой, но тем не менее, благодаря многочасовым усилиям врачей, боровшихся за жизнь юноши, был спасен. Этим необычным происшествием заинтересовался ученый Мартин Немиро из Мичиганского университета (США). Ему удалось установить, что утонувшего, находившегося опасно долгое время под водой, помогают вернуть из небытия два фактора: нырятельный рефлекс и умеренно холодная вода, температура которой ниже +21 °С.
Доктор Мартин Немиро объясняет это следующим образом. Рефлекторная задержка дыхания при погружении в холодную воду вызывает у человека феномен замедленной деятельности сердца, иначе говоря, брадикардии. Происходит он автоматически, потому его называют еще нырятельным рефлексом. При этом остающаяся насыщенной кислородом кровь перестает поступать к охлажденным тканям кожи, скелетным мышцам и другим органам, способным без вреда для себя продолжительное время переносить «голодный паек».
Она вся устремляется к жизненно важным центрам человека — головному мозгу и сердцу. Клетки последних при таком режиме не погибают в течение нескольких десятков минут!
Приспособительное значение нырятельного рефлекса в полной мере проявляется у ныряющих морских млекопитающих. У тюленей, например, частота сердечных сокращений при плавании под водой составляет всего лишь 20 % от исходной. Благодаря этому животное, обладая примерно таким же запасом кислорода в организме, что и человек, может пробыть под водой 10—15 минут.
Открытие, сделанное американским ученым, в корне изменило подход к оказанию неотложной помощи людям, утонувшим в холодной воде. И действительно, в последнее время оно помогло врачам спасти от неминуемой, казалось бы, гибели и других «безнадежных» пострадавших.
Морозным февральским днем 1984 года, катаясь на санках по замерзшему озеру Мичиган, 4-летний Джимми провалился под лед. Терренс Тотлевич, отец мальчика, бросился в студеную воду, но найти сына никак не мог. Мальчика удалось вытащить только через полчаса. У него отсутствовало дыхание, не регистрировалось сердцебиение. Однако Джимми остался жив!
Медики из Чикагского детского госпиталя, спасшие ребенка, комментируя этот случай на страницах американского журнала «Юнайтед Стэйтс ньюс оф Уорлд рипорт», заявили, что вернуть малыша к жизни им помог, прежде всего, недавно открытый нырятельный рефлекс и холод. «Вот эти два фактора, — заключает кливлендский профессор Карольд Рикейт, — способствовали спасению мальчика на первом этапе».
Небезынтересно отметить, что, по мнению филадельфийского врача Майкла Девинсона, феномен брадикардии, который по эволюционной цепи был передан ныряющими млекопитающими человеку, особенно сильно сохранен у детей.
Джимми пробыл в больнице три месяца.
— А после выписки, — рассказала мама мальчика Кэти Тотлевич, — ему пришлось учиться всему с самого начала: говорить, ходить и даже есть.
Но теперь, согласно сообщению американского журнала «Юнайтед Стэйтс ньюс оф Уорлд рипорт», опубликованному в начале 1985 года, все в порядке: Джимми шел шестой год, он ходил в детский сад и посещал секцию плавания.
Еще более невероятный случай спасения утонувшего произошел в конце 1983 года («Доменика дель Корьере», Италия).
Трехлетняя Мисти Денсмор находилась на рыбацком судне, которое потерпело крушение. Дядя ее погиб, мать продержалась на воде, пока ее спасли, а малышка Мисти пошла камнем на дно залива Аляска, где находилась без дыхания более 30 минут. Тем не менее она осталась жива! Мать девочки, Энди Денсмор, не нашла никакого объяснения этому и просто отметила, что это «чудо».
— Когда огромная волна залила судно и нас снесло в море, — рассказала мать, — я ухватилась рукой за борт какой-то шлюпки, а другой прижимала к себе дочь, стараясь держать ее повыше, над водой. Но новая волна вырвала малютку из моих рук. Я видела, как Мисти широко открыла ротик и вдохнула большую порцию воздуха.
На место несчастья, случившегося вблизи побережья острова Кадьяк (Аляска), на вертолетах прибыли спасатели. Врачу, оказывающему помощь девочке, удалось вернуть ее к жизни продолжительным искусственным дыханием «изо рта в рот». Открыв глаза, малышка спросила: «Где моя мама? Что произошло?» После счастливого оживления девочку на острове стали звать «дельфиненком».
Как позднее объяснил этот феноменальный случай Мартин Немиро, девочку также спас нырятельный рефлекс. Однако в дальнейшем эта по-своему красивая и, казалось бы, добротная со всех сторон гипотеза не подтвердилась.
Все дело в том, что патологические процессы, происходящие в организме при утоплении, отличаются от тех, которые имеют место во время добровольного погружения с задержкой дыхания под воду. Почему же тогда утопление в холодной воде сопровождается большей выживаемостью при реанимации, даже после продолжительного пребывания под водой?
Ученые пришли к выводу: такой результат обусловлен быстрым охлаждением организма и сопутствующим снижением уровня обменных процессов у находящегося без сознания человека. Для описания данного феномена исследователи Кон и Баркер предложили термин «синдром острой субиммерсионной гипотермии». Если охлаждение является главной причиной повышенной выживаемости спасенных после утопления в холодной воде, можно полагать, что меньший размер тела ребенка способствует более быстрому охлаждению организма и продлению времени выживания, чем у взрослого человека в тех же условиях.
В заключение приведем ошеломляющий случай невероятно долгого пребывания человека в состоянии клинической смерти. 21 марта 1996 года 32-летний торговец автомобилями Уорд Кренц из Клеар Аэйк (штат Айова) катался с друзьями на снегомобилях по льду замерзшего озера. Внезапно началась сильная метель. В поисках укрытия люди повернули обратно, но Уорд потерял своих товарищей из виду, сбился с дороги, и его машина оказалась в полынье.
«На той скорости, на которой я мчался, — рассказывал потом сам участник невероятного приключения, — я влетел в полынью метров на двадцать от ее края. Я только успел увидеть, как фары снегомобиля исчезли под водой, а потом все крутом погрузилось в абсолютную темноту. Вода была невероятно холодная. Мышцы у меня тут же окаменели, и плыть я не мог. Я подумал: «Нет, я не умру, у меня вся жизнь впереди». Но вода была ледяная, я абсолютно окоченел и не мог двигаться. Вскоре все вдруг показалось мне тихим и спокойным, а потом я ушел под воду».
Члены добровольной дружины, прибывшие на место происшествия, в течение 45 минут пытались найти пропавшего Уорда Кренца, освещая себе дорогу фонариками. Наконец они увидели в воде какой-то черный предмет. Им оказался противоударный шлем, надетый на голову Уорда. Тело утонувшего находилось под водой в вертикальном положении. Рот, нос и все лицо были под водой, и только воздух, собравшийся внутри шлема, не давал ему погрузиться на глубину.
К моменту, когда спасатели извлекли Кренца из ледяной купели, он пробыл под водой около 1 часа 10 минут.
«Когда его доставили к нам в больницу, — рассказала доктор Дороти Лоз, — у него не было дыхания и сердцебиения, а температура тела упала до 24°,'и мы почти не надеялись спасти его. Пострадавшего подсоединили к машине, которую обычно используют для операций на сердце: его кровь подогревалась до необходимой температуры и возвращалась к тканям уже насыщенная кислородом. Уорд находился в состоянии клинической смерти в общей сложности 1 час 30 минут, пока сердце не начало биться снова».
После этого еще в течение трех суток он не приходил в сознание, и врачи стали думать, что из-за длительного пребывания без кислорода поражен головной мозг. Однако все обошлось как нельзя лучше. Уорд Кренц через 13 дней покинул больницу совершенно здоровым.
«Из-за очень быстрого падения температуры тела обмен веществ полностью прекратился, — комментирует доктор Лоз. — В таком состоянии его мозг не нуждался в кислороде, он был как бы выключен на время».
Сам же пострадавший сказал: «Я так счастлив! Ведь далеко не каждому удавалось побывать на том свете и вернуться обратно...»
А еще спустя 20 минут, когда врачи, почти не надеясь на успех, стали делать искусственное дыхание и открытый массаж сердца, у малыша появились признаки жизни. Двое суток Вегард был без сознания, а потом открыл глаза и спросил: «А где мои очки?» Почти часовое состояние клинической смерти не вызвало у него нарушений деятельности головного мозга.
Этот уникальный в истории медицины факт вызвал среди специалистов настоящую сенсацию, ведь считалось, что срок пребывания утонувшего под водой, после которого практически еще возможно оживление, колеблется в пределах 6—12 минут. Даже если изредка и удавалось по истечении этого срока вернуть человека к жизни, он получал необратимые повреждения головного мозга.
В чем же дело, как объяснить этот феномен? Главный врач центральной больницы Акершнюса Бьерн Линд, комментируя это фантастическое оживление, высказал предположение, что мальчика спасла резкая гипотермия (понижение температуры) — вода, в которую он попал, не превышала +3 °С.
Переохлаждение уменьшает потребность организма в кислороде, в результате чего необратимые повреждения мозга происходят гораздо позже. Однако подобная гипотеза не удовлетворяла медицинских специалистов, так как далеко не полностью объясняла чудесное возвращение к жизни Вегарда. Они продолжали поиск истины, и наконец загадка таинственного оживления была раскрыта.
Нырятельный рефлекс
В марте 1975 года 18-летний американец Брайен Канингхем вместе со своей машиной провалился под лед. Почти 38 минут он находился под водой, но тем не менее, благодаря многочасовым усилиям врачей, боровшихся за жизнь юноши, был спасен. Этим необычным происшествием заинтересовался ученый Мартин Немиро из Мичиганского университета (США). Ему удалось установить, что утонувшего, находившегося опасно долгое время под водой, помогают вернуть из небытия два фактора: нырятельный рефлекс и умеренно холодная вода, температура которой ниже +21 °С.
Доктор Мартин Немиро объясняет это следующим образом. Рефлекторная задержка дыхания при погружении в холодную воду вызывает у человека феномен замедленной деятельности сердца, иначе говоря, брадикардии. Происходит он автоматически, потому его называют еще нырятельным рефлексом. При этом остающаяся насыщенной кислородом кровь перестает поступать к охлажденным тканям кожи, скелетным мышцам и другим органам, способным без вреда для себя продолжительное время переносить «голодный паек».
Она вся устремляется к жизненно важным центрам человека — головному мозгу и сердцу. Клетки последних при таком режиме не погибают в течение нескольких десятков минут!
Приспособительное значение нырятельного рефлекса в полной мере проявляется у ныряющих морских млекопитающих. У тюленей, например, частота сердечных сокращений при плавании под водой составляет всего лишь 20 % от исходной. Благодаря этому животное, обладая примерно таким же запасом кислорода в организме, что и человек, может пробыть под водой 10—15 минут.
Открытие, сделанное американским ученым, в корне изменило подход к оказанию неотложной помощи людям, утонувшим в холодной воде. И действительно, в последнее время оно помогло врачам спасти от неминуемой, казалось бы, гибели и других «безнадежных» пострадавших.
Морозным февральским днем 1984 года, катаясь на санках по замерзшему озеру Мичиган, 4-летний Джимми провалился под лед. Терренс Тотлевич, отец мальчика, бросился в студеную воду, но найти сына никак не мог. Мальчика удалось вытащить только через полчаса. У него отсутствовало дыхание, не регистрировалось сердцебиение. Однако Джимми остался жив!
Медики из Чикагского детского госпиталя, спасшие ребенка, комментируя этот случай на страницах американского журнала «Юнайтед Стэйтс ньюс оф Уорлд рипорт», заявили, что вернуть малыша к жизни им помог, прежде всего, недавно открытый нырятельный рефлекс и холод. «Вот эти два фактора, — заключает кливлендский профессор Карольд Рикейт, — способствовали спасению мальчика на первом этапе».
Небезынтересно отметить, что, по мнению филадельфийского врача Майкла Девинсона, феномен брадикардии, который по эволюционной цепи был передан ныряющими млекопитающими человеку, особенно сильно сохранен у детей.
Джимми пробыл в больнице три месяца.
— А после выписки, — рассказала мама мальчика Кэти Тотлевич, — ему пришлось учиться всему с самого начала: говорить, ходить и даже есть.
Но теперь, согласно сообщению американского журнала «Юнайтед Стэйтс ньюс оф Уорлд рипорт», опубликованному в начале 1985 года, все в порядке: Джимми шел шестой год, он ходил в детский сад и посещал секцию плавания.
Еще более невероятный случай спасения утонувшего произошел в конце 1983 года («Доменика дель Корьере», Италия).
Трехлетняя Мисти Денсмор находилась на рыбацком судне, которое потерпело крушение. Дядя ее погиб, мать продержалась на воде, пока ее спасли, а малышка Мисти пошла камнем на дно залива Аляска, где находилась без дыхания более 30 минут. Тем не менее она осталась жива! Мать девочки, Энди Денсмор, не нашла никакого объяснения этому и просто отметила, что это «чудо».
— Когда огромная волна залила судно и нас снесло в море, — рассказала мать, — я ухватилась рукой за борт какой-то шлюпки, а другой прижимала к себе дочь, стараясь держать ее повыше, над водой. Но новая волна вырвала малютку из моих рук. Я видела, как Мисти широко открыла ротик и вдохнула большую порцию воздуха.
На место несчастья, случившегося вблизи побережья острова Кадьяк (Аляска), на вертолетах прибыли спасатели. Врачу, оказывающему помощь девочке, удалось вернуть ее к жизни продолжительным искусственным дыханием «изо рта в рот». Открыв глаза, малышка спросила: «Где моя мама? Что произошло?» После счастливого оживления девочку на острове стали звать «дельфиненком».
Как позднее объяснил этот феноменальный случай Мартин Немиро, девочку также спас нырятельный рефлекс. Однако в дальнейшем эта по-своему красивая и, казалось бы, добротная со всех сторон гипотеза не подтвердилась.
Все дело в том, что патологические процессы, происходящие в организме при утоплении, отличаются от тех, которые имеют место во время добровольного погружения с задержкой дыхания под воду. Почему же тогда утопление в холодной воде сопровождается большей выживаемостью при реанимации, даже после продолжительного пребывания под водой?
Ученые пришли к выводу: такой результат обусловлен быстрым охлаждением организма и сопутствующим снижением уровня обменных процессов у находящегося без сознания человека. Для описания данного феномена исследователи Кон и Баркер предложили термин «синдром острой субиммерсионной гипотермии». Если охлаждение является главной причиной повышенной выживаемости спасенных после утопления в холодной воде, можно полагать, что меньший размер тела ребенка способствует более быстрому охлаждению организма и продлению времени выживания, чем у взрослого человека в тех же условиях.
Полтора часа клинической смерти
В заключение приведем ошеломляющий случай невероятно долгого пребывания человека в состоянии клинической смерти. 21 марта 1996 года 32-летний торговец автомобилями Уорд Кренц из Клеар Аэйк (штат Айова) катался с друзьями на снегомобилях по льду замерзшего озера. Внезапно началась сильная метель. В поисках укрытия люди повернули обратно, но Уорд потерял своих товарищей из виду, сбился с дороги, и его машина оказалась в полынье.
«На той скорости, на которой я мчался, — рассказывал потом сам участник невероятного приключения, — я влетел в полынью метров на двадцать от ее края. Я только успел увидеть, как фары снегомобиля исчезли под водой, а потом все крутом погрузилось в абсолютную темноту. Вода была невероятно холодная. Мышцы у меня тут же окаменели, и плыть я не мог. Я подумал: «Нет, я не умру, у меня вся жизнь впереди». Но вода была ледяная, я абсолютно окоченел и не мог двигаться. Вскоре все вдруг показалось мне тихим и спокойным, а потом я ушел под воду».
Члены добровольной дружины, прибывшие на место происшествия, в течение 45 минут пытались найти пропавшего Уорда Кренца, освещая себе дорогу фонариками. Наконец они увидели в воде какой-то черный предмет. Им оказался противоударный шлем, надетый на голову Уорда. Тело утонувшего находилось под водой в вертикальном положении. Рот, нос и все лицо были под водой, и только воздух, собравшийся внутри шлема, не давал ему погрузиться на глубину.
К моменту, когда спасатели извлекли Кренца из ледяной купели, он пробыл под водой около 1 часа 10 минут.
«Когда его доставили к нам в больницу, — рассказала доктор Дороти Лоз, — у него не было дыхания и сердцебиения, а температура тела упала до 24°,'и мы почти не надеялись спасти его. Пострадавшего подсоединили к машине, которую обычно используют для операций на сердце: его кровь подогревалась до необходимой температуры и возвращалась к тканям уже насыщенная кислородом. Уорд находился в состоянии клинической смерти в общей сложности 1 час 30 минут, пока сердце не начало биться снова».
После этого еще в течение трех суток он не приходил в сознание, и врачи стали думать, что из-за длительного пребывания без кислорода поражен головной мозг. Однако все обошлось как нельзя лучше. Уорд Кренц через 13 дней покинул больницу совершенно здоровым.
«Из-за очень быстрого падения температуры тела обмен веществ полностью прекратился, — комментирует доктор Лоз. — В таком состоянии его мозг не нуждался в кислороде, он был как бы выключен на время».
Сам же пострадавший сказал: «Я так счастлив! Ведь далеко не каждому удавалось побывать на том свете и вернуться обратно...»