Все люди изначально рождаются альтруистами, утверждает учёный Дональд Пфафф. Он уверен, что человек добр по своей сути, но это качество не всегда совпадает с общепринятыми философскими и религиозными нормами. В своей книге под названием «Мы все хорошие» автор доказывает, что христианское понятие первородного греха, а также капиталистическое представление о том, что личностный интерес всегда является двигателем прогресса — неверны и очень упрощены. Основные выводы Пфаффа изложены Pacific Standart.
Ход эволюции показал, что людям необходимо проявление заботы, причём не только со стороны самых близких родственников. По мнению Пфаффа, для человека изначально важны социум и альтруизм. Это объясняется тем, что мозг Homo sapience обычно размывает различия между самой личностью и другими членами общества. Это достигается «за счёт повышенной чувствительности нейронов коры мозга, иными словами, если чьи-то нервные клетки распространяют некий сигнал, то ваши нервные клетки начинают делать то же самое». Кроме того, существуют так называемые «зеркальные нейроны», которые активизируются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия. Иными словами, человек пытается сымитировать и «примерить на себя» то, что он видит.
В таком функционировании
мозга учёный видит причины проявления героизма. Также это объясняет,
почему люди, находящиеся в конце очереди, в целом лояльно относятся к
тем, кто уже у кассы, хотя им и предстоит провести в этой очереди много
времени.
Проявление альтруизм может быть ограничено только группой — например, так происходит в бандах, где члены связаны тесными товарищескими отношениями и при этом убивают и грабят посторонних людей. Такое поведение Пфафф характеризует как «повреждение альтруистического сознания». «Повреждение» в данном случае означает обман, ввод в заблуждение. Наш мозг настроен на социализацию, а не на альтруизм в общечеловеческом понятии этого слова. Человек — существо социальное. Но «социальность» может означать и успех в целом, и стабильное положение только в одной группе. Все, кто оказывается за её пределами, рассматриваются как «люди второго сорта», продолжает учёный.
По мнению Пфаффа, асоциальных личностей необходимо интегрировать в общество. Однако учёный не учитывает, что само общество, социальная группа может быть дефективной. В спор с учёным вступает автор материала в Pacific Standart журналист Ноа Берлатски. Он считает, что золотое правило Пфаффа — «соотноси свои действия с действиями других» — может быть истолковано различными способами. Например, нужно ли было Соединённым Штатам вторгаться в Ирак и свергать правительство Хусейна? Кто-то скажет: «Саддам — кровавый диктатор, я бы не хотел жить при его режиме, значит, и иракцы тоже не хотят». Другие скажут: «Мне бы не хотелось, чтобы на мою голову сыпались бомбы, значит иракцы тоже не хотят». И оба этих утверждения будут основаны на альтруизме.
Аргумент Пфаффа о том, что люди могут использовать нейробиологию, чтобы «увеличить активность групп нейронов,… отвечающих за правильное поведение», Берлатски считает неубедительным. «Кто может дать точное определение «правильному поведению?», — задаёт вопрос журналист. — Альтруистический мозг не может объяснить, почему люди бывают добрыми и не особенно помогает человечеству стать лучше», — пишет Берлатски в своей статье. По его словам, Пфафф признаёт, что самое человечное в личности заключается не в мозге, а в способности к общению с другими людьми — иными словами, в той потрясающе сложной культуре, когда несколько человек рассуждают об одной проблеме и приходят к правильному решению.
Журналист признаёт, что его выводы, может
быть, ненаучны. Но он уверен, что добро не рождается из «зеркальных
нейронов». У людей есть огромный потенциал как для добрых дел, так и для
злодеяний, уверен автор статьи.