Вход / Регистрация
22.11.2024, 10:45
Благосостояние общества приводит к популяризации религий
Самые популярные религии на сегодняшний день имеют одну общую черту: все они сосредоточены на морали. Однако не всегда боги заботились о нравственных качествах человека.
Исследователи-историки уже давно ломают головы над тем, когда и почему в религиях самым важным стали не ритуальные действия, а поощрения таких черт, как самодисциплина, сдержанность и аскетизм. Теперь же новое исследование предполагает, что ключ к популярности так называемых нравоучительных религий кроется в росте благосостояния общества.
Психолог Николя Бомар (Nicolas Baumard) из Высшей естественной школы в Париже объясняет, что религия не всегда основывалась на морали. В первые несколько тысяч лет летописной человеческой истории религии были основаны на ритуалах и красочных действах.
Если люди нуждались в дожде и хорошем урожае, например, им необходимо было принести жертвы богам. Но между 500 и 300 годами до нашей эры по всей Евразии прокатились радикальные изменения: новые религии возникли в Греции, Индии и Китае. Все они были сосредоточены на нравственности, самодисциплине и аскетизме. В конце концов эти новые учения (среди которых были стоицизм, буддизм и джайнизм) и их преемники (христианство и ислам) распространились по всему миру и некоторые из них являются главными мировыми религиями по сей день.
В 1947 году немецкий философ Карл Ясперс назвал время образования этих новых религий осевой эпохой.
Как мы уже сказали, исследователи долго пытались понять, что именно изменилось в сознании людей, что произошёл такой переход. Бомар и его коллеги предлагают весьма простое объяснение: люди разбогатели.
Психологи считают, что когда люди имеют в своём распоряжении меньше ресурсов в их приоритете – получать награду за то, что они делают здесь и сейчас, а не задумываться о том, что их ждёт в загробной жизни. Однако, когда человек становится богаче (в любых ресурсах), он начинает задумываться о будущем и отказываться от сиюминутных выгод для достижения долгосрочных целей.
После того как мирские потребности людей удовлетворены, они переключают внимание от материального вознаграждения в настоящее время к духовным наградам в загробной жизни. Возможно, как только человеческое общество почувствовало психологический сдвиг относительно долгосрочного планирования, и возникли нравоучительные религии. Богатство изменило психологию людей.
Чтобы проверить эту гипотезу, Бомар и его коллеги собрали исторические и археологические данные о различных обществах по всей Евразии в период так называемой осевой эпохи и отследили, когда и где различные нравоучительные религии появились. Затем учёные использовали эти данные, чтобы построить модель, которая предсказывала, насколько вероятно появление нравоучительной религии во всех типах различных обществ – больших и маленьких, богатых и бедных, примитивных и политически сложных.
Как оказалось, наилучшим предсказателем появления нравоучительной религии оказались такие меры благосостояния, как количество доступных пищевых калорий, топлива и ресурсов для каждого человека в данном обществе. В культурах, где люди довольствовались менее 20 тысячами калорий ежедневно, нравоучительных религий не возникало. Однако если их рацион становился обширнее, возникновение такого рода учения было куда более вероятно.
Правда, некоторые эксперты-религиоведы уже отнеслись скептически к исследованию, результаты которого были опубликованы в издании Current Biology. Они считают, что команда Бомара опиралась на устаревшие данные, а появление нравоучительных религий в большей степени связано с разрастанием общества и появлением сложных политических процессов.
Исследователи-историки уже давно ломают головы над тем, когда и почему в религиях самым важным стали не ритуальные действия, а поощрения таких черт, как самодисциплина, сдержанность и аскетизм. Теперь же новое исследование предполагает, что ключ к популярности так называемых нравоучительных религий кроется в росте благосостояния общества.
Психолог Николя Бомар (Nicolas Baumard) из Высшей естественной школы в Париже объясняет, что религия не всегда основывалась на морали. В первые несколько тысяч лет летописной человеческой истории религии были основаны на ритуалах и красочных действах.
Если люди нуждались в дожде и хорошем урожае, например, им необходимо было принести жертвы богам. Но между 500 и 300 годами до нашей эры по всей Евразии прокатились радикальные изменения: новые религии возникли в Греции, Индии и Китае. Все они были сосредоточены на нравственности, самодисциплине и аскетизме. В конце концов эти новые учения (среди которых были стоицизм, буддизм и джайнизм) и их преемники (христианство и ислам) распространились по всему миру и некоторые из них являются главными мировыми религиями по сей день.
В 1947 году немецкий философ Карл Ясперс назвал время образования этих новых религий осевой эпохой.
Как мы уже сказали, исследователи долго пытались понять, что именно изменилось в сознании людей, что произошёл такой переход. Бомар и его коллеги предлагают весьма простое объяснение: люди разбогатели.
Психологи считают, что когда люди имеют в своём распоряжении меньше ресурсов в их приоритете – получать награду за то, что они делают здесь и сейчас, а не задумываться о том, что их ждёт в загробной жизни. Однако, когда человек становится богаче (в любых ресурсах), он начинает задумываться о будущем и отказываться от сиюминутных выгод для достижения долгосрочных целей.
После того как мирские потребности людей удовлетворены, они переключают внимание от материального вознаграждения в настоящее время к духовным наградам в загробной жизни. Возможно, как только человеческое общество почувствовало психологический сдвиг относительно долгосрочного планирования, и возникли нравоучительные религии. Богатство изменило психологию людей.
Чтобы проверить эту гипотезу, Бомар и его коллеги собрали исторические и археологические данные о различных обществах по всей Евразии в период так называемой осевой эпохи и отследили, когда и где различные нравоучительные религии появились. Затем учёные использовали эти данные, чтобы построить модель, которая предсказывала, насколько вероятно появление нравоучительной религии во всех типах различных обществ – больших и маленьких, богатых и бедных, примитивных и политически сложных.
Как оказалось, наилучшим предсказателем появления нравоучительной религии оказались такие меры благосостояния, как количество доступных пищевых калорий, топлива и ресурсов для каждого человека в данном обществе. В культурах, где люди довольствовались менее 20 тысячами калорий ежедневно, нравоучительных религий не возникало. Однако если их рацион становился обширнее, возникновение такого рода учения было куда более вероятно.
Правда, некоторые эксперты-религиоведы уже отнеслись скептически к исследованию, результаты которого были опубликованы в издании Current Biology. Они считают, что команда Бомара опиралась на устаревшие данные, а появление нравоучительных религий в большей степени связано с разрастанием общества и появлением сложных политических процессов.
 
Источник: http://www.vesti.ru
Комментарии 23
1 2 »
0
Марти
16.12.2014 03:22
[Материал]
Сказал Платон
Нравственность - качество воспитуемое. Оно внутри человека. Или есть, или- словоблудие.В том числе- и в книгах. Но это не значит, что не имеющие этого качества имеют право поливать грязью, под якобы сомнениями скрывая свою ненависть к иным сознаниям,по ходу призывая в свидетели даже Библию. Которую, кстати, САМА Блаватская назвала "собранием фальшивок", по тому что переписчики и переврдчики исказили настоящие знания до абсурда. Придет время - многие подобные "источники Истины" (созданные людьми!) перестанут быть таковыми. |
0
grum
15.12.2014 20:36
[Материал]
Самая большая и самая обширная религия, это вера в могущество американского доллара, поклонение западным "ценностям" и "американской мечте".
p.s. Как функционирует филиал ФРС США под обманчивым названием "ЦБ России", неподконтрольный самой России(картинка меняется, анимация): |
+1
Sanekptz
15.12.2014 13:22
[Материал]
Что внутри-то и снаружи,что вверху-то и внизу(с)
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы(с) Тот, кто не отказался от дурного поведения, чьи чувства не подчинены, чей ум не сосредоточен, чей ум не свободен от беспокойства [за результат сосредоточения] , не может достичь этого Я через знание. Господь устроил так, что наши чувства обращены наружу. Поэтому мы воспринимаем мир вокруг нас и не обращаем внимания на Дух внутри. Мудрый, желая бессмертия, смотрит внутрь себя и обнаруживает там вечный Дух (свет) . Глупцы следуют внешним желаниям и попадают в расставленные повсюду сети смерти. Но мудрые, познав бессмертный (дух) внутри себя, ни о чем не просят у этого мира. То в нас, что воспринимает цвета и звуки, вкус и запах, прикосновения и наслаждения любви: Это и есть Подлинная Сущность. Наше подлинное «Я» воспринимает все — как во сне, так и наяву. Поняв, что это и есть великий вездесущий (Дух) , мудрый более не скорбит. Всякий, кто непосредственно знает свое подлинное «Я» , более не стремится от чего-либо спасать себя! Видящий это — видит Изначальное, рождённое раньше всего остального, соединившееся с элементами и живущее в сердце каждого; Это и есть Подлинная Сущность. Что там — то и здесь; что здесь, то и там. Видящий не единство, а различие, бредёт от смерти к смерти. Эту истину нужно постичь умом: нет многого, есть только Одно. Видящий не единство, а различие, бредёт от смерти к смерти. Как капли дождя, идущего над вершиной горы, стекают по разным склонам, так и те, кто видят во всём различие, бегут в разные стороны в погоне за разными вещами. Но так же, как чистая вода, вливаясь в чистую воду, становится с ней одним — так и человеке (дух) становится Един с Богом! Услышав об этом, осознав это полностью через себя, отделив (от тела...) , достигает ищущий этой тонкой вещи, радуется такой смертный – ведь он обрел то, что есть причина наслаждения. Это Я не может быть познано ни через долгое изучение, ни посредством разума, ни посредством продолжительного слушания. Оно может быть познано единственно через Я, к которому обращается ищущий; Я этого искателя открывает Свою истинную природу. |
+4
sweety29may
15.12.2014 14:11
[Материал]
А если коротко, то мы - все вместе! И надо всегда всем об этом помнить.
|
+2
sweety29may
15.12.2014 17:52
[Материал]
Нет, это магическое место - наша планета. Мы все неотъемлемая ее часть. А если вам что-то не нравится, то дверь всегда открыта... В переработку
|
+1
Sanekptz
15.12.2014 12:50
[Материал]
Че упростил,оставил суть-отсюда и получилось сосредоточение на нравственности, самодисциплине и аскетизме,на раскрытие своего потенциала...а не на ритуалах,жертвоподношениях...)
Это различные действия и они приносят различный результат! Не от богатства общества процветает религия и не от его упадка! От богатства общества процветают храмы,работающие в них.Процветает реклама и увеличиваются толпы вераюших и атеистов...увеличивается количество,но не КАЧЕСТВО! Религия(религиозность) начинает процветать - от осознания,зрелости ЧЕ,работы над собой,а не от его материального достатка,возраста,количества посещения храмов,подношений и количества прочитанных священных писаний Порой все эти храмы,книги...могут увести в сторону-от понимания себя и других,от получения духовных знаний,опыта т.е они могут увести в еще большее невежество! Почему столько прихожан,столько храмов,но только у единиц есть реальный опыт,осознание духа,себя ? Почему столько разногласий,войн,ненависти на религ.почве? |
0
Марти
15.12.2014 11:55
[Материал]
Понятия нравственности и морали - несколько разнятся.Как всегда- все в одну кучу свалили
Мораль в обществе может меняться- в одно время моральные ценности одни, в другое они другие.Мораль - это норма поведения в обществе. Но нравственность - понятие лучшего качества души человека, это воспитываемое самим человеком качество. Религия в настоящем понимании этого слова, переводится как "связь с Высшим"- от греч. "религиаре". Все эти учения, в разное время полученные из единого Перовисточника, ставшие основой религиозных течений, абсолютно все в своей начальной форме, проповедуют именно нравственность, построены на нравтсвенности, призывают к нравственности. А уж что накулемали с ними люди по истечение времени- это совсем другой вопрос. Кто-то из великих Греции или Рима...не помню!- сказал - "Всякое государство сильно нравственностью своих граждан!" |