Вход / Регистрация
18.11.2024, 06:17
Как подготовиться к обнаружению внеземной жизни?
В 1938 году Орсон Уэллс прочитал на радио серию эпизодов из «Войны миров» так, будто бы инопланетяне действительно напали на Землю — в режиме реального времени, с чувством, толком, расстановкой. Это вещание хорошо отложилось в памяти благодаря панике среди мирного населения, которую оно вызвало. Тем не менее этот инцидент служит иллюстрацией того, что может произойти, когда за пределами Земли будет обнаружена внеземная жизнь. Хотя ученые в восторге от такой перспективы, представление ее общественности, политикам и другим заинтересованным группам может занять некоторое время.
То, как внеземная жизнь изменит наше мировоззрение, изучает Стивен Дик, член кафедры астробиологии Библиотеки Конгресса и NASA. Эта кафедра спонсируется астробиологической программой NASA и Центром Джона Клюге в Библиотеке Конгресса США.
Дик — бывший астроном и историк Военно-морской обсерватории США, в прошлом — главный историк NASA, опубликовавший несколько книг на тему открытия жизни за пределами Земли. По мнению Дика, даже открытие микробов произведет серьезное смещение на этой сцене.
«Если мы найдем микробов, это повлияет на науку, особенно биологию, универсализируя ее, — говорит он. — Мы имеем дело только с земной биологией. Вся она завязана на одном. Вся она — на основе ДНК. Если мы найдем независимый ее пример на Марсе или Европе, у нас появится шанс сформировать универсальную биологию».
Дик указывает на то, что даже возможность появления ископаемых внеземных организмов может изменить наши взгляды, подобно тому, какую дискуссию породил марсианский метеорит ALH84001, обнаруженный в Антарктиде, после того как в Science появилась статья о возможных ископаемых органических структур внутри метеорита. Эти выводы, которые обсуждаются до сих пор, привели даже к слушаниям на государственном уровне.
«Я написал книгу о сути открытия в астрономии, это длительный процесс. Вы не можете просто навести телескоп на точку и сказать, мол, я сделал открытие. Это более глубокий и широкий процесс. Вы должны что-то обнаружить, интерпретировать и долго-долго понимать. В случае с внеземной жизнью, марсианский камень показал, что понадобится много лет, чтобы разобрать этот вопрос».
То, как внеземная жизнь изменит наше мировоззрение, изучает Стивен Дик, член кафедры астробиологии Библиотеки Конгресса и NASA. Эта кафедра спонсируется астробиологической программой NASA и Центром Джона Клюге в Библиотеке Конгресса США.
Дик — бывший астроном и историк Военно-морской обсерватории США, в прошлом — главный историк NASA, опубликовавший несколько книг на тему открытия жизни за пределами Земли. По мнению Дика, даже открытие микробов произведет серьезное смещение на этой сцене.
«Если мы найдем микробов, это повлияет на науку, особенно биологию, универсализируя ее, — говорит он. — Мы имеем дело только с земной биологией. Вся она завязана на одном. Вся она — на основе ДНК. Если мы найдем независимый ее пример на Марсе или Европе, у нас появится шанс сформировать универсальную биологию».
Дик указывает на то, что даже возможность появления ископаемых внеземных организмов может изменить наши взгляды, подобно тому, какую дискуссию породил марсианский метеорит ALH84001, обнаруженный в Антарктиде, после того как в Science появилась статья о возможных ископаемых органических структур внутри метеорита. Эти выводы, которые обсуждаются до сих пор, привели даже к слушаниям на государственном уровне.
«Я написал книгу о сути открытия в астрономии, это длительный процесс. Вы не можете просто навести телескоп на точку и сказать, мол, я сделал открытие. Это более глубокий и широкий процесс. Вы должны что-то обнаружить, интерпретировать и долго-долго понимать. В случае с внеземной жизнью, марсианский камень показал, что понадобится много лет, чтобы разобрать этот вопрос».
Расшифровки майя
В течение года пребывания в Библиотеке Конгресса Дик провел время в поисках исторических примеров (а также исторических аналогий) того, как человечество могло переживать контакт с внеземной цивилизацией. История показывает, что такой контакт с новыми культурами может привести к совершенно разным направлениям.
Столкновение Эрнана Кортеса с ацтеками часто приводится в качестве примера того, насколько плохим может быть первый контакт. Были и другие контакты, чуть более взаимовыгодные, хотя и не идеальные. Торговцы мехом в Канаде в 1800-х годах тесно сотрудничали с коренными американцами, например, а китайский флот в 15 веке успешно вывозил домашнюю культуру далеко за пределы страны, возможно, даже в Восточную Африку.
Даже когда обе стороны пытаются взаимодействовать, возникают барьеры, отмечает Дик.
«Иезуиты контактировали с коренными американцами. Некоторые понятия были сложными, например, когда они пытались донести идеи души и бессмертия».
Непрямой контакт с помощью радиосвязи, который пытается осуществить организация SETI, также иллюстрирует проблемы передачи информации в разных культурах. Есть исторические прецеденты такого, когда греческие знания перетекали на запад через арабские государства в 12 веке. Можно воскресить ряд идей даже у мертвых культур, считает Дик.
Вполне возможно также, что язык, который мы можем услышать в ходе этих непрямых коммуникаций, будет совершенно чуждым для нас. Несмотря на то, что математику часто приводят в качестве универсального языка, Дик указывает на то, что есть две школы мысли. Одна теория, основанная на идеях Платона, утверждает, что есть единый тип математики, а другая говорит, что математика — это надстройка культуры, в которой вы находитесь.
«Будет процесс расшифровки, и он может быть таким же, как расшифровка [культуры] майя», — говорит Дик.
Столкновение Эрнана Кортеса с ацтеками часто приводится в качестве примера того, насколько плохим может быть первый контакт. Были и другие контакты, чуть более взаимовыгодные, хотя и не идеальные. Торговцы мехом в Канаде в 1800-х годах тесно сотрудничали с коренными американцами, например, а китайский флот в 15 веке успешно вывозил домашнюю культуру далеко за пределы страны, возможно, даже в Восточную Африку.
Даже когда обе стороны пытаются взаимодействовать, возникают барьеры, отмечает Дик.
«Иезуиты контактировали с коренными американцами. Некоторые понятия были сложными, например, когда они пытались донести идеи души и бессмертия».
Непрямой контакт с помощью радиосвязи, который пытается осуществить организация SETI, также иллюстрирует проблемы передачи информации в разных культурах. Есть исторические прецеденты такого, когда греческие знания перетекали на запад через арабские государства в 12 веке. Можно воскресить ряд идей даже у мертвых культур, считает Дик.
Вполне возможно также, что язык, который мы можем услышать в ходе этих непрямых коммуникаций, будет совершенно чуждым для нас. Несмотря на то, что математику часто приводят в качестве универсального языка, Дик указывает на то, что есть две школы мысли. Одна теория, основанная на идеях Платона, утверждает, что есть единый тип математики, а другая говорит, что математика — это надстройка культуры, в которой вы находитесь.
«Будет процесс расшифровки, и он может быть таким же, как расшифровка [культуры] майя», — говорит Дик.
Этика контакта
Когда Дик задумался о потенциальном культурном влиянии обнаружения внеземного разума, он обратился к другим ученым, чтобы обсудить этот вопрос в ходе двухдневного симпозиума под названием «Подготовка к Открытию», который был посвящен поиску любого из видов жизни за пределами Земли, будь она микробной или разумной, многоклеточной или еще какой-нибудь.
«Есть вопрос, который я называю астроэтическим, — говорит Дик. — Как вы отнесетесь к внеземной жизни? Как можно относиться к жизни по-другому, будь она микробной или разумной? Нам придется задумываться о моральном статусе нечеловеческих организмов, брать их в сравнении с животными на Земле и пересматривать наше отношение к ним».
«С позиции NASA было бы очень дальновидно профинансировать это, — добавляет Дик. — У агентства есть программы по астробиологии, они финансируют ученых, но не тех, кто будет думать о последствиях. Нужно задумываться об этом до того, как это произойдет».
Подобную историю мы наблюдаем и в сфере развития искусственного интеллекта: лучшие умы человечества подписываются под тщательным изучением возможностей и последствий искусственного интеллекта.
«Есть вопрос, который я называю астроэтическим, — говорит Дик. — Как вы отнесетесь к внеземной жизни? Как можно относиться к жизни по-другому, будь она микробной или разумной? Нам придется задумываться о моральном статусе нечеловеческих организмов, брать их в сравнении с животными на Земле и пересматривать наше отношение к ним».
«С позиции NASA было бы очень дальновидно профинансировать это, — добавляет Дик. — У агентства есть программы по астробиологии, они финансируют ученых, но не тех, кто будет думать о последствиях. Нужно задумываться об этом до того, как это произойдет».
Подобную историю мы наблюдаем и в сфере развития искусственного интеллекта: лучшие умы человечества подписываются под тщательным изучением возможностей и последствий искусственного интеллекта.
 
Комментарии 7
+1
Alexei2012
02.02.2015 10:39
[Материал]
При таких ежедневных новостях, причем по всему Миру, о т.н. контактах не только не стоит говорить, но и думать не стоит. Никто действительно разумный ни на какие «контакты» в обозримом будущем не пойдет.
|
0
13th_warrior
02.02.2015 09:50
[Материал]
Пока сознание привязано к земному и телесному - нет смысла говорить о внеземных контактах в массовом масштабе. Человек должен осознать и почувствовать свою вселенско - космическую природу, тогда он и будет готов и к внеземным встречам, и к сотрудничеству с различными силами. В основу должно быть положено конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с Силами Природы и Космоса, как видимыми, так и не видимыми.
|