На Ямале ждут взрыва двух новых кратеров
- Мы можем говорить уже о 7 воронках в арктической области, - утверждает Василий Богоявленский заместитель директора Института нефти и газа РАН (ранее насчитывалось 3 кратера). - Местоположение четырех мы знаем точно, о наличии еще трех известно со слов оленеводов.
На месте одного из этих кратеров образовалось большое озеро 100 на 50 метров. Вокруг него насчитали около 20 мелких кратеров, диаметр некоторых из них не превышает двух метров. Но самое главное группа Богоявленского увидела на фотографиях из космоса неподалеку от Бованенковского кратера еще два крупных опасных объекта, которые, по мнению ученых, могут взорваться в любую минуту.
|
КОРАБЛЬ ИНОПЛАНЕТЯН НЕ ПРОЛЕТАЛ?
Мы связались с Александром Кизяковым старшим научным сотрудником кафедры криолитологии и гляциологии МГУ. Он входил в состав последней экспедиции на Ямал и одним из первых спустился на дно Бованенковского кратера.
- Как собираетесь изучать две эти «бомбы», ведь рвануть может в любой момент...
- Я видел эти фотографии. У меня на этот счет свое мнение: места, выделенные на снимке могут быть обычными склонами. Это не бугры пучения. И потом надо еще обосновать связь между этими буграми и образованием таких кратеров. Ведь механизм нам до конца не известен. Как же мы в таком случае можем прогнозировать новые воронки? Но геологи-поисковики имеют право на свое мнение. У нас своя специфика наша группа занимается криогенными процессами, изучаем что происходит в вечной мерзлоте.
- Данные, которые собрали во время спуска на дно кратера, уже успели обработать?
- Еще нет. Но какие-то результаты уже получили. Определили время образования Бованенковского кратера это осень 2013 года (летчики обнаружили его только летом 2014 года - авт). Мы анализировали спутниковые снимки и зажали довольно точный временной интервал. Сначала на кадрах нет воронки, потом образуется холм 40-45 метров в диаметре, а потом нашли снимок, на котором фиксируется воронка. Мы предполагаем, что кратер был сформирован в период с 9 октября по1 ноября 2013 года. По нашей гипотезе образование кратера это реакция вечной мерзлоты на изменения климата. В мерзлоте содержится большое количество газа в глубинах приблизительно от 20 до 130 метров. Повышение температуры в течении последних 10 лет и особенно теплое лето 2012 года спровоцировало таяние льда на глубине и высвобождение больших объемов газа, что привело к катастрофическому расширению и выбросу «пробки» на поверхность. Но эти догадки надо еще проверять, собирать данные.
- А экзотические версии - космические пришельцы, метеорит...
- Мы исключили версию взрыва или падения внеземного объекта, поскольку не обнаружено следов радиоактивности или воздействия высоких температур. Однако внутри отверстия наблюдается высокая концентрация метана, что свидетельствует о наличии каких-то газоносных структур.
- Когда планируется следующая экспедиция?
- Все упирается в деньги. У нас в плане стояла апрельская экспедиция на Ямал. Надо было сделать отбор проб, посмотреть снегомерную съемку, детально просчитать насколько быстро заполняется воронка. Потому что есть вероятность, что в конце лета кратер полностью закроет вода и тогда изучать строение разреза будет затруднительно. Но сейчас нет возможности организовать выезд. Это дорогое удовольствие - организовать доставку научной группы. Один вертолет нужен только под геофизиков, у них тяжелое оборудование: катушки, приемники... Плюс мы еще.
|
ДО КАТАСТРОФЫ - РУКОЙ ПОДАТЬ!
- А у вас сложилось представление, как построено исследование проблемы? Потому что появляются разрозненные публикации из разных источников...
- Нет, задумано все было хорошо. Идея состояла в том, чтобы объединить несколько групп: геологов-поисковиков (команда Богоявленского), специалистов по вечной мерзлоте (то есть нас), геофизиков и еще несколько профильных институтов. Каждый изучает явление со своей стороны, но в итоге приходим к единому согласованному решению. Но сейчас остро стоит вопрос с финансированием. Возможности у всех разные. Ведомственные институты Газпрома, наверное, смогут собрать экспедицию на Ямал. Научным организациям сложнее найти средства. Владимир Пушкарев директор российского центра изучения Арктики пытается найти решение, для Ямала эти исследования очень важны.
- Я разные версии слышал. Одни говорят, что взрывы воронок не опасны, поскольку на Ямале плотность населения небольшая: есть вахтовые поселки газодобытчиков, куда приезжают сменные бригады и оленеводы-кочевники. Другие расценивают эти явления как серьезную угрозу людям...
- Абсолютно правильно расценивают. У нас нет поисковых признаков, мы не знаем: где это может произойти в следующий раз, каких условиях? Пока считаем, что выброс потенциально может произойти в любой точке криолитозоны. Населенных пунктов на Ямале мало, но они есть. Кроме того, есть транспортная инфраструктура. На Бованенково идет железная дорога. А от месторождения тянется нитка магистрального газопровода, который проходит в нескольких километрах от этого кратера. И если выброс будет под газопроводом это принесет большой денежный ущерб. А если рванет под поселком, то могут быть жертвы. Образование кратеров опасный процесс потому что идет моментальный выброс больших объемов грунта, льда и газа. Задействованы огромные разрушительные силы природы. Мы же видим только то, что было «до» и «после». А что происходит во время активной фазы реконструируем на основании собственных знаний. Но насколько это достоверно?
- Если выбросы связаны с изменениями климата, то кратеры должны появляться не только на Ямале, но и на других континентах... Было что-то подобное за рубежом?
- Статей и достоверных отчетов я не видел. Впрочем, даже на
территории России единственная обследованная форма это воронка у
Бованенково. До всех остальных - в районе Антипаюты и поселка Носок,
научные группы еще не добрались