Вход / Регистрация
18.11.2024, 02:19
Древние культы поклонения Змею
Змеиных культов в истории человечества было достаточно. Змеям поклонялись самые разные народы и в самые разные эпохи. Оно и понятно: змеи вездесущи и смертельно опасны. Кое-где их даже приручали и использовали вместо сторожевых собак. В Ветхом Завете тоже упоминается один змей. Христианам он известен как дьявол, или враг человеческий. А некоторые современные Иисусу Христу гностики считали этого врага своим настоящим богом.
Последние века перед началом новой эры были для иудаизма очень непростыми. Мало того, что иудеям пришлось отстаивать свою религию во враждебном языческом окружении, когда они оказались рабами в могущественном Вавилоне. Но им приходилось бороться и с собратьями по вере. Не все воспринимали происходящее как испытание веры на прочность, кое-кто считал, что лавина бедствий, обрушившаяся на людей, связана с тем, что мудрецами неправильно поняты слова Творца. Или, что еще хуже, не тому Богу они поклоняются.
Хотя Создатель и многолик, и люди сами виноваты в своих несчастьях, но с кем на самом деле говорил Авраам, кто помог Моисею вывести верующих из египетского плена, кто спас от верной смерти прародителя Ноя, кто вообще создал первого человека?
Общаясь с избранным народом, Бог никогда своего имени не называл. Так, может, Адам, Ной, Авраам и Моисей разговаривали не с Творцом всего сущего? Или же Творец зол и жесток, а людям оказывало помощь иное высшее существо?
Вопросов было много, и все они были неприятными. Иными словами, наступил кризис веры. Оно и понятно. Чем больше ученые-богословы вникали в священные тексты, тем больше несоответствий там находили. Дело в том, что наиболее широко мыслящие люди той эпохи стали соотносить священные тексты своего народа с мифами и легендами соседей - египтян, вавилонян, греков.
Сомневающиеся в правильном толковании Ветхого Завета иудейские мыслители пытались по-научному взглянуть на библейскую картину творения мира. Так появились гностические учения внутри иудаизма.
Из одного из этих течений родилось христианство. Бог Сын, сошедший на землю для искупления грехов человеческих, - конечно, очень привлекательная модель, которая сразу собрала массу сторонников. И стала уже не сугубо иудейской, а общечеловеческой религией. Благо Рим был огромной империей.
Однако христианство не принесло сомневающимся в истоках веры ничего нового. Боги сходили на землю и прежде. И в телах смертных воплощались, и посылали своих детей, и умирали, и воскресали. И христианство было для искателей истины ценно разве что идеей посмертного спасения. Но их-то интересовало не то, что происходит сейчас или случится через много лет. Они искали начало начал и настоящее имя той сущности, которая создала и «прежде», и «потом», и «сейчас».
Этот вопрос каждый мудрец решал, исходя из собственных предпочтений. Некоторые ученые, настроенные наиболее мистическим образом и жаждущие во всем видеть тайные знаки, отринули жестокого иудейского бога и стали поклоняться другому существу -тому самому змею, который дал первым людям вкусить плод от Древа познания. Мудрецов было много, вариантов исходной библейской истории - тоже, поэтому гностических течений образовалось немало.
Поскольку объектом их поклонения стал библейский змей, то в просвещенном греко-латинском мире они получили название офитов, или змеепоклонников.
Собственных сочинений офитов практически не дошло до наших дней. Однако это гностическое течение в первые века христианства было настолько популярным, что христианским богословам приходилось с ним бороться и писать по поводу офитов гневные отповеди. Благодаря писаниям святых отцов древности мы можем увидеть мир глазами офитов.
Иоанн Дамаскин вынес приговор офитам всего одной строкой: они славят змея и его считают за Христа, а естественную змею, пресмыкающееся, хранят в каком-то ящике. Змея, которого помянул Иоанн Дамаскин, следовало, однако, писать с большой буквы!
Офиты построили свое понимание мира на иудейской каббалистике. Сущности, порождающие одна другую, как и каббалисты, они называли зонами. От первого зона, имевшего женскую природу (зона Пустоты), который они называли Пруникос, они произвели творящее мужское начало по имени Ялдаваоф.
Если пользоваться современным языком, то Пруникос, распадаясь, выделила Ялдаваофа, который, в свою очередь, дал начало еще семи зонам, создавшим семь сфер или небес. То есть Ялдаваофу они отводили роль библейского Творца. Именно он занялся населением суши и сотворил человека, но среди животных, а не как разумное существо.
Мать Пруникос обхитрила сына-Творца и тайно вложила разум в созданное им человеческое существо. Первочеловек стал вместо Ялдаваофа славить свою создательницу. Это возмутило оскорбленного бога, и он отправил на борьбу с инакомыслием одного из сыновей, наиболее мощного, при рождении получившего вид Змея.
По другой версии, Змей - это воплощенная мудрость, Тифарет, София. Каббалисты изображают его пожирающим собственный хвост или же в виде спирали. Змей открыл людям Знание. Офиты считали этот момент творения наиважнейшим. Для них Змей ассоциировался одновременно и с греческим Прометеем, и с египетским Тотом, и с Иисусом Христом.
Епифаний Кипрский описывал офитское таинство так: змею пускают ползать по трапезному столу между хлебами, потом хлеба разламывают и съедают, а саму змею целуют и совершают молитвенное песнопение, посвященное Сыну Божьему, Змею. Для Епифания худшее кощунство придумать было трудно.
Для других его современников -также. У них ведь был один Сын Божий - Иисус Христос. Так что неудивительно, что в свое время византийский император Юстиниан даже принял закон, направленный против офитов. За свое гностическое инакомыслие они приговаривались к смерти.
К офитам церковь относила совершенно разные гностические течения - наассенов, ператиков, сифиян, каинитов, барбелиотов, юстиниан, архонтиков, карпократиан, членов Pistis Sophia и так далее. Наассены, например, исповедовали учение об Адаме Кадмоне (первочеловеке) и равном значении всех трех элементов, из которых тот был создан, - души, духа и материи. Ператики разрабатывали доктрину о победе над тлением.
Сифияне построили свою веру на борьбе тьмы и света. Каиниты верили, что настоящей матерью Каина была София, а матерью Авеля - Истера (божественная сущность рангом пониже), и что убийство одного брата другим - просто иносказание о победе ангелического начала над материальным. Проповедник по имени Юстин построил красивую систему творения мира не Богом, а таким же пантеоном богов, как в Греции. Последователи Pistis Sophia трактовали мистерию творения как борьбу мудрости с косной материей.
Они были очень разными. Но им всем приписывали впадение в ересь язычества, глумление над природой Иисуса Христа, поклонение сатане. И церковь, сначала относительно терпимая, преследовала их на протяжении всей средневековой истории. Казалось бы, инквизиция поработала на славу, но гностики (и офиты в том числе) не канули во тьму забвения.
Со временем пристанищем гностиков стали, вероятно, рыцарские ордены Святой Земли. Орден, который сильнее всего обвиняли и подозревали в гностических практиках и поклонении Pistis Sophia, - это, разумеется храмовники, они же тамплиеры. В начале XVII века учение гностиков подхватили розенкрейцеры.
А позже гностическое учение офитов осело в многочисленных масонских ложах оккультного толка. Девизом этих гностических лож, если верить Елене Блаватской, можно поставить слова святого Иоанна: «Небеса терпят насилие, и самые неистовые берут их силой».
Последние века перед началом новой эры были для иудаизма очень непростыми. Мало того, что иудеям пришлось отстаивать свою религию во враждебном языческом окружении, когда они оказались рабами в могущественном Вавилоне. Но им приходилось бороться и с собратьями по вере. Не все воспринимали происходящее как испытание веры на прочность, кое-кто считал, что лавина бедствий, обрушившаяся на людей, связана с тем, что мудрецами неправильно поняты слова Творца. Или, что еще хуже, не тому Богу они поклоняются.
Хотя Создатель и многолик, и люди сами виноваты в своих несчастьях, но с кем на самом деле говорил Авраам, кто помог Моисею вывести верующих из египетского плена, кто спас от верной смерти прародителя Ноя, кто вообще создал первого человека?
Общаясь с избранным народом, Бог никогда своего имени не называл. Так, может, Адам, Ной, Авраам и Моисей разговаривали не с Творцом всего сущего? Или же Творец зол и жесток, а людям оказывало помощь иное высшее существо?
В поисках первоначала
Вопросов было много, и все они были неприятными. Иными словами, наступил кризис веры. Оно и понятно. Чем больше ученые-богословы вникали в священные тексты, тем больше несоответствий там находили. Дело в том, что наиболее широко мыслящие люди той эпохи стали соотносить священные тексты своего народа с мифами и легендами соседей - египтян, вавилонян, греков.
Сомневающиеся в правильном толковании Ветхого Завета иудейские мыслители пытались по-научному взглянуть на библейскую картину творения мира. Так появились гностические учения внутри иудаизма.
Из одного из этих течений родилось христианство. Бог Сын, сошедший на землю для искупления грехов человеческих, - конечно, очень привлекательная модель, которая сразу собрала массу сторонников. И стала уже не сугубо иудейской, а общечеловеческой религией. Благо Рим был огромной империей.
Однако христианство не принесло сомневающимся в истоках веры ничего нового. Боги сходили на землю и прежде. И в телах смертных воплощались, и посылали своих детей, и умирали, и воскресали. И христианство было для искателей истины ценно разве что идеей посмертного спасения. Но их-то интересовало не то, что происходит сейчас или случится через много лет. Они искали начало начал и настоящее имя той сущности, которая создала и «прежде», и «потом», и «сейчас».
Этот вопрос каждый мудрец решал, исходя из собственных предпочтений. Некоторые ученые, настроенные наиболее мистическим образом и жаждущие во всем видеть тайные знаки, отринули жестокого иудейского бога и стали поклоняться другому существу -тому самому змею, который дал первым людям вкусить плод от Древа познания. Мудрецов было много, вариантов исходной библейской истории - тоже, поэтому гностических течений образовалось немало.
Поскольку объектом их поклонения стал библейский змей, то в просвещенном греко-латинском мире они получили название офитов, или змеепоклонников.
Кто создал человека?
Собственных сочинений офитов практически не дошло до наших дней. Однако это гностическое течение в первые века христианства было настолько популярным, что христианским богословам приходилось с ним бороться и писать по поводу офитов гневные отповеди. Благодаря писаниям святых отцов древности мы можем увидеть мир глазами офитов.
Иоанн Дамаскин вынес приговор офитам всего одной строкой: они славят змея и его считают за Христа, а естественную змею, пресмыкающееся, хранят в каком-то ящике. Змея, которого помянул Иоанн Дамаскин, следовало, однако, писать с большой буквы!
Офиты построили свое понимание мира на иудейской каббалистике. Сущности, порождающие одна другую, как и каббалисты, они называли зонами. От первого зона, имевшего женскую природу (зона Пустоты), который они называли Пруникос, они произвели творящее мужское начало по имени Ялдаваоф.
Если пользоваться современным языком, то Пруникос, распадаясь, выделила Ялдаваофа, который, в свою очередь, дал начало еще семи зонам, создавшим семь сфер или небес. То есть Ялдаваофу они отводили роль библейского Творца. Именно он занялся населением суши и сотворил человека, но среди животных, а не как разумное существо.
Мать Пруникос обхитрила сына-Творца и тайно вложила разум в созданное им человеческое существо. Первочеловек стал вместо Ялдаваофа славить свою создательницу. Это возмутило оскорбленного бога, и он отправил на борьбу с инакомыслием одного из сыновей, наиболее мощного, при рождении получившего вид Змея.
По другой версии, Змей - это воплощенная мудрость, Тифарет, София. Каббалисты изображают его пожирающим собственный хвост или же в виде спирали. Змей открыл людям Знание. Офиты считали этот момент творения наиважнейшим. Для них Змей ассоциировался одновременно и с греческим Прометеем, и с египетским Тотом, и с Иисусом Христом.
Епифаний Кипрский описывал офитское таинство так: змею пускают ползать по трапезному столу между хлебами, потом хлеба разламывают и съедают, а саму змею целуют и совершают молитвенное песнопение, посвященное Сыну Божьему, Змею. Для Епифания худшее кощунство придумать было трудно.
Для других его современников -также. У них ведь был один Сын Божий - Иисус Христос. Так что неудивительно, что в свое время византийский император Юстиниан даже принял закон, направленный против офитов. За свое гностическое инакомыслие они приговаривались к смерти.
Наследники и преемники
К офитам церковь относила совершенно разные гностические течения - наассенов, ператиков, сифиян, каинитов, барбелиотов, юстиниан, архонтиков, карпократиан, членов Pistis Sophia и так далее. Наассены, например, исповедовали учение об Адаме Кадмоне (первочеловеке) и равном значении всех трех элементов, из которых тот был создан, - души, духа и материи. Ператики разрабатывали доктрину о победе над тлением.
Сифияне построили свою веру на борьбе тьмы и света. Каиниты верили, что настоящей матерью Каина была София, а матерью Авеля - Истера (божественная сущность рангом пониже), и что убийство одного брата другим - просто иносказание о победе ангелического начала над материальным. Проповедник по имени Юстин построил красивую систему творения мира не Богом, а таким же пантеоном богов, как в Греции. Последователи Pistis Sophia трактовали мистерию творения как борьбу мудрости с косной материей.
Они были очень разными. Но им всем приписывали впадение в ересь язычества, глумление над природой Иисуса Христа, поклонение сатане. И церковь, сначала относительно терпимая, преследовала их на протяжении всей средневековой истории. Казалось бы, инквизиция поработала на славу, но гностики (и офиты в том числе) не канули во тьму забвения.
Со временем пристанищем гностиков стали, вероятно, рыцарские ордены Святой Земли. Орден, который сильнее всего обвиняли и подозревали в гностических практиках и поклонении Pistis Sophia, - это, разумеется храмовники, они же тамплиеры. В начале XVII века учение гностиков подхватили розенкрейцеры.
А позже гностическое учение офитов осело в многочисленных масонских ложах оккультного толка. Девизом этих гностических лож, если верить Елене Блаватской, можно поставить слова святого Иоанна: «Небеса терпят насилие, и самые неистовые берут их силой».