В древнем городе обнаружены раскрашенные скульптуры драконов
Головы из высококачественной обожжённой красной глины, скорее всего, крепились к концам балок и служили украшениями. Найденные драконы имеют на себе следы жёлтой, синей, белой и чёрной красок.
Строительство Ксанаду, известного в Китае как «Шаньду», началось в
1256 году – во времена, когда Монгольская империя, ведомая внуком
Чингиз Хана Монкё Ханом, наступала на Китай. После смерти Монкё Хана в
1259 году, его наследник, Кублай Хан (также внук Чингиз Хана), закончил
завоевание Китая. Кублай помог составить план Ксанаду и после прихода к
власти использовал город в качестве столицы Китая в летние месяцы.
Поселение состоит из дворцового комплекса, императорского города и
внешнего поселения, среди которых сохранились остатки трёх городских
стен, и занимает площадь в 484.000 квадратных метров. Сам дворец, в
котором были найдены драконьи головы, располагается на огромной площади в
9000 квадратных метров.
И хотя Ксанаду использовался лишь время от времени, и был разрушен в 1368 году, он стал легендарным – его имя было романтизировано в популярной культуре как чудесное экзотическое место, где обитают одни из самых могущественных правителей мира. Обнаруженные сейчас драконьи головы и другие находки из Ксанаду помогают восстановить картину того, как выглядело это место.
Помимо драконов археологи нашли на месте раскопок и другие приметные артефакты – например, глиняную рыбку, тело которой «переливается жёлтым и зелёным», а её чешуйки «яркие и сделаны весьма искусно», пишут учёные в своей статье.
Также здесь найдены карнизные плитки и фрагменты каменных водостоков, «отделанные синими и жёлтыми узорами в форме драконов и птиц». Помимо того, что они служили украшениями, узорчатые водостоки помогали отводить с крыш дождевую воду.
Раскопки на месте Ксанаду начались в 2009 году под руководством команды из Университета Внутренней Монголии, и первоначальный отчёт экспедиции был опубликован на китайском языке в журнале «Wenwu». Затем он был переведён на английский и напечатан в последнем выпуске журнала «Chinese Cultural Relics».